Теоретические и практические аспекты разработки и реализации стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы есть изучения теоретических и практических аспектов разработки и реализации стратегии предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
? рассмотреть сущность процесса стратегического управления;
― рассмотреть научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии предприятия;
? рассмотреть классификацию стратегий и особенности их разработки;
? рассмотреть стратегии деятельности отечественных и зарубежных торговых предприятий.

Содержание

Вступ
Розділ 1
Научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии развития
предприятия
Розділ 2
Стратегия предприятия: понятие, типы, особенности разработки
Розділ 3
Стратегии деятельности отечественных и зарубежных торговых предприятий
Висновки
Список літератури

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИТАНИЯ  И ТОРГОВЛИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

„теоретические  и практические аспекты  разработки

  и реализации стратегии  предприятия” 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 5-го курса

дневного  отделения

ф-ту менеджмента

гр.  МО-11

Куприна Валерия Павловна

Научный руководитель:

к.е.н., доц. Ткачева С. С. 
 
 
 
 
 
 

Харьков-2005 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Успех любого предприятия в начале развития и на протяжении существования зависит от правильного поведения, взаимосвязанных решений, которые направлены на развитие процессов взаимодействия условий внутренней и внешней среды, т.е. от грамотно разработанной и эффективной стратегии развития предприятия.

    Стратегия есть объективною основой для  формирования ответов на такие важные для предприятия вопроса: в какой  области или на каких рынках должно функционировать предприятие; как  распределить чаще всего ограниченные ресурсы; как вести конкурентную борьбу; какую маркетинговую компанию  должно проводить  предприятие.

      Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления предприятием. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как направление развития предприятия, которая касается сферы, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений в середине предприятия, а также его позиций во внешней среде. Если целые предприятия определяют то, к чему стремится предприятие, что оно хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, которыми средствами и с помощью каких действий предприятие сможет достичь своих целей.

      Целью данной курсовой работы  есть изучения теоретических  и практических аспектов разработки  и реализации стратегии предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

         ? рассмотреть сущность процесса  стратегического управления;

       ― рассмотреть  научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии предприятия;

     ? рассмотреть классификацию стратегий   и особенности их разработки;

     ? рассмотреть стратегии деятельности  отечественных и зарубежных торговых  предприятий. 
 

    РАЗДЕЛ 1 

Научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии развития  предприятия. 

    Появление стратегического менеджмента непосредственно  связанная с кризисом концепций  управления на 70-начала х. лет XX век, когда субъекты экономической деятельности столкнулись с необходимостью разработки концепций создания специальных долгосрочных программ развития, которые бы предоставили возможность им занять конкурентную удобную позицию на рынке и удерживать ее, несмотря на изменения внешнего и внутреннего характера (макро- та микроуровня).

    Понятие «стратегия» греческого происхождения: сначала этот срок означал способность находить правильные пути достижения победы и касался исключительно военных действий. На сегодня стратегия - это актуальная проблема современных предприятий. Стратегии начали разрабатываться и внедряться на разных уровнях управления экономикой.

    Стратегическое  управление (стратегический менеджмент) предприятием - это процесс постановки целей и задач, организации действий и поддержки взаимоотношений, которые будут оказывать содействие их достижению с учетом внутренних возможностей предприятия и требований внешней среды.

    Задача стратегического менеджмента предприятия могут быть рассмотренные в трех разрезах: процесному, элементному, функциональному. Процессий разрез стратегического управления рассматривает аспекты построения управления. Объектами его исследования есть: стадии управления, этапы управления и их последовательность, организация работ, затраты и т.п.. Элементный разрез связан с оценкой и корректированием, при необходимости, роли и значение разных элементов управления: стиля управления, информационной подсистемы, технического оснащения, работы с кадрами и т.п.. Функциональный разрез связан с процессом формулирования и достижение целей через влияние на: виды и содержание управленческой деятельности, функциональное разделение труда, формирование структуры органов управления, деятельность предприятия с учетом особенностей внешней и внутренней среды.

    Структура системы стратегического менеджмента  предприятия включает в себя четыре подсистемы: обеспечивающую, функциональную, управляющую, целевую, которые взаимодействуют между собой и с системой научных подходов и методов менеджмента. На структуру стратегического менеджмента предприятия существенно влияет внешняя среда через: требования потребительского рынка; возможности поставщиков; геополитические, экономические, технологические изменения в стране.

    Степень достижения оптимальных результатов  в процессе стратегического управления предприятием зависит от отладки  качественного функционирования как  каждой из названных подсистем отдельно, так и всех вместе. Лишь сбалансированность действий этих подсистем и использование соответствующих внешним условиям и внутренним возможностям предприятия методов управления могут обеспечить успех предприятию на рынке.

    Процесс стратегического управления происходит в несколько этапов. При этом, если результаты оценки реализации стратегии не удовлетворяют руководителя предприятия или нуждаются в коррекции методы ее внедрение или появились новые, более совершенные методы, процесс стратегического управления возвращается на предыдущие этапы. В зависимости от того, на каком этапе были сделаны ошибки или необходимые изменения. Степень «возвращение» колеблется от максимального (начальный этап) к минимальному (этап переработки стратегии) уровню.

    На  первом этапе управленческое звено должна осуществить исследование внешней и внутренней среды своего предприятия, а также определить главные компоненты, которые могут повлиять на результаты его деятельности. Вместе с тем именно на этом этапе формулируется общая миссия предприятия.

    На  втором этапе происходит постановка желательных направлений и ориентиров деятельности, конкретизируются цели и задача, которые разрешат выполнить миссию.

    Третий  этап состоит из нескольких подэтапов:

    -  стратегический анализ, в пределах которого сравниваются цели (т.е. желательные результаты) и показатели и прогнозы относительно изменений факторов внешней и внутренней среды (т.е. ограничительные условия), определяется разрыв между ними;

    -  выбор одной из альтернативных  стратегий и ее проработка;

    -  подготовка конечного стратегического плана деятельности предприятия;

    -  подготовка долгосрочных планов  и программ;

    -  разработка годовых планов и  проектов относительно реализации  стратегии.

    На  четвертом этапе происходит реализация разработанных планов. Этот этап непосредственно связан с этапом оценки результатов, поскольку возникновение лагу (особенно, если он большой) между плановыми и фактическими показателями сигнализирует о наличии ошибок и просчетов на предыдущих этапах, а итак может повлиять на ход реализации планов.

    На  пятом этапе проводится оценка и  анализ результатов избранной стратегии, но если результаты оценки реализации стратегии не удовлетворяют руководителя предприятия или нуждаются в  коррекции методы ее внедрение или появились новые, более совершенные методы, процесс стратегического управления возвращается на предыдущие этапы. (рис.1.1.) 

    1 этап          2 этап          3 этап        4 этап        5 этап
 
    Определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок 
        
      Постановка стратегических целей и задач для достиженияустановок   Формулирование  стратегии для достижения намеченных целей   Реализация  стратегии   Оценка результатов  или методов реализации стратегии
 
        При необходимости определения повторения   При необходимости  просмотр   При необходимости переформулирования   При необходимости  переработка   При необходимости возвращения к этапам 1-4
 

    Рис.1.1. Схема процесса стратегического  управления на предприятии. 

    Разные  подходы к построению системы  стратегического управления нуждаются в четком представлении о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать соответственно цели стратегического управления.

    Цель  стратегического управления? построение такой системы, которая бы давала возможность обеспечивать своевременное определение миссии, целей и стратегии, разработку и выполнение системы планов усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что является основой для повышения его конкурентоспособности и существование в долгосрочной перспективе.

    Раскрыв сущность основных понятий стратегического управления, выделим основные этапы и последовательность формирования стратегии, и формирование структуры процесса стратегического управления. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

    Л. Томпсон и Д. Стрикленд [15] рассматривают пять взаимозависимых этапов, которые представляют основу создания и реализации стратегии предприятия. Определение сферы деятельности и формирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их достижения; формулирование стратегии для достижения начерченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана или методов его реализации.

    И. Ансофф [1] выделяет этапы, которых надо придерживаться при формировании стратегии: внутренняя оценка предприятия; оценка внешних возможностей; формулирование целей и выбор задач; формирование компонента стратегии диверсификации и конкурентной стратегии в виде отдельных проектов.

    Г. Мескон [9] считает, что процесс стратегического управления должны состоять из девяти этапов: выбора миссии предприятия; формулирование целей предприятия; анализа внешней среды; управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон; анализа стратегических альтернатив; выбора стратегии; реализации стратегии; управление и планирование, реализации и контроля стратегического плана; оценки стратегии.

    О. Виханський [2]  предлагает рассматривать процесс стратегического управления как динамическую совокупность пяти взаимозависимых управленческих процессов: анализа среды; определение миссии и целей; выбора стратегии; выполнение стратегии; оценки и контроля выполнения.

    С. Попов [12] предложил относительно простую  модель стратегического управления, которая определенной мерой синтезирует раньше предложенные модели. Основными составляющими стратегического управления, по мнению автора, есть: анализ внешней среды организации; внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации; определение миссии и целей организации; разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий за конкретными подсистемами предприятия; разработка и развернуто определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий; реализация стратегии; оценка результатов и обратная связь.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты разработки и реализации стратегии предприятия