Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы есть изучения теоретических и практических аспектов разработки и реализации стратегии предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
? рассмотреть сущность процесса стратегического управления;
― рассмотреть научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии предприятия;
? рассмотреть классификацию стратегий и особенности их разработки;
? рассмотреть стратегии деятельности отечественных и зарубежных торговых предприятий.
Вступ
Розділ 1
Научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии развития
предприятия
Розділ 2
Стратегия предприятия: понятие, типы, особенности разработки
Розділ 3
Стратегии деятельности отечественных и зарубежных торговых предприятий
Висновки
Список літератури
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовая работа на тему:
„теоретические и практические аспекты разработки
и реализации стратегии
предприятия”
Выполнила:
студентка 5-го курса
дневного отделения
ф-ту менеджмента
гр. МО-11
Куприна Валерия Павловна
Научный руководитель:
к.е.н., доц.
Ткачева С. С.
Харьков-2005
Содержание
Введение
Успех любого предприятия в начале развития и на протяжении существования зависит от правильного поведения, взаимосвязанных решений, которые направлены на развитие процессов взаимодействия условий внутренней и внешней среды, т.е. от грамотно разработанной и эффективной стратегии развития предприятия.
Стратегия есть объективною основой для формирования ответов на такие важные для предприятия вопроса: в какой области или на каких рынках должно функционировать предприятие; как распределить чаще всего ограниченные ресурсы; как вести конкурентную борьбу; какую маркетинговую компанию должно проводить предприятие.
Выбор стратегии и ее
Целью данной курсовой работы
есть изучения теоретических
и практических аспектов
? рассмотреть сущность процесса стратегического управления;
― рассмотреть научные подходы относительно определения и процесса разработки стратегии предприятия;
?
рассмотреть классификацию
?
рассмотреть стратегии
РАЗДЕЛ
1
Научные
подходы относительно
определения и процесса
разработки стратегии
развития предприятия.
Появление
стратегического менеджмента
Понятие «стратегия» греческого происхождения: сначала этот срок означал способность находить правильные пути достижения победы и касался исключительно военных действий. На сегодня стратегия - это актуальная проблема современных предприятий. Стратегии начали разрабатываться и внедряться на разных уровнях управления экономикой.
Стратегическое управление (стратегический менеджмент) предприятием - это процесс постановки целей и задач, организации действий и поддержки взаимоотношений, которые будут оказывать содействие их достижению с учетом внутренних возможностей предприятия и требований внешней среды.
Задача стратегического менеджмента предприятия могут быть рассмотренные в трех разрезах: процесному, элементному, функциональному. Процессий разрез стратегического управления рассматривает аспекты построения управления. Объектами его исследования есть: стадии управления, этапы управления и их последовательность, организация работ, затраты и т.п.. Элементный разрез связан с оценкой и корректированием, при необходимости, роли и значение разных элементов управления: стиля управления, информационной подсистемы, технического оснащения, работы с кадрами и т.п.. Функциональный разрез связан с процессом формулирования и достижение целей через влияние на: виды и содержание управленческой деятельности, функциональное разделение труда, формирование структуры органов управления, деятельность предприятия с учетом особенностей внешней и внутренней среды.
Структура
системы стратегического
Степень достижения оптимальных результатов в процессе стратегического управления предприятием зависит от отладки качественного функционирования как каждой из названных подсистем отдельно, так и всех вместе. Лишь сбалансированность действий этих подсистем и использование соответствующих внешним условиям и внутренним возможностям предприятия методов управления могут обеспечить успех предприятию на рынке.
Процесс стратегического управления происходит в несколько этапов. При этом, если результаты оценки реализации стратегии не удовлетворяют руководителя предприятия или нуждаются в коррекции методы ее внедрение или появились новые, более совершенные методы, процесс стратегического управления возвращается на предыдущие этапы. В зависимости от того, на каком этапе были сделаны ошибки или необходимые изменения. Степень «возвращение» колеблется от максимального (начальный этап) к минимальному (этап переработки стратегии) уровню.
На первом этапе управленческое звено должна осуществить исследование внешней и внутренней среды своего предприятия, а также определить главные компоненты, которые могут повлиять на результаты его деятельности. Вместе с тем именно на этом этапе формулируется общая миссия предприятия.
На
втором этапе происходит постановка
желательных направлений и
Третий этап состоит из нескольких подэтапов:
- стратегический анализ, в пределах которого сравниваются цели (т.е. желательные результаты) и показатели и прогнозы относительно изменений факторов внешней и внутренней среды (т.е. ограничительные условия), определяется разрыв между ними;
- выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка;
- подготовка конечного стратегического плана деятельности предприятия;
-
подготовка долгосрочных
-
разработка годовых планов и
проектов относительно
На четвертом этапе происходит реализация разработанных планов. Этот этап непосредственно связан с этапом оценки результатов, поскольку возникновение лагу (особенно, если он большой) между плановыми и фактическими показателями сигнализирует о наличии ошибок и просчетов на предыдущих этапах, а итак может повлиять на ход реализации планов.
На
пятом этапе проводится оценка и
анализ результатов избранной
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап |
Определение
сферы деятельности и формулирование
стратегических установок |
Постановка стратегических целей и задач для достиженияустановок | Формулирование стратегии для достижения намеченных целей | Реализация стратегии | Оценка результатов или методов реализации стратегии |
При
необходимости определения |
При необходимости просмотр | При необходимости переформулирован |
При необходимости переработка | При необходимости возвращения к этапам 1-4 |
Рис.1.1.
Схема процесса стратегического
управления на предприятии.
Разные подходы к построению системы стратегического управления нуждаются в четком представлении о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать соответственно цели стратегического управления.
Цель стратегического управления? построение такой системы, которая бы давала возможность обеспечивать своевременное определение миссии, целей и стратегии, разработку и выполнение системы планов усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что является основой для повышения его конкурентоспособности и существование в долгосрочной перспективе.
Раскрыв сущность основных понятий стратегического управления, выделим основные этапы и последовательность формирования стратегии, и формирование структуры процесса стратегического управления. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Л. Томпсон и Д. Стрикленд [15] рассматривают пять взаимозависимых этапов, которые представляют основу создания и реализации стратегии предприятия. Определение сферы деятельности и формирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их достижения; формулирование стратегии для достижения начерченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение стратегического плана или методов его реализации.
И. Ансофф [1] выделяет этапы, которых надо придерживаться при формировании стратегии: внутренняя оценка предприятия; оценка внешних возможностей; формулирование целей и выбор задач; формирование компонента стратегии диверсификации и конкурентной стратегии в виде отдельных проектов.
Г. Мескон [9] считает, что процесс стратегического управления должны состоять из девяти этапов: выбора миссии предприятия; формулирование целей предприятия; анализа внешней среды; управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон; анализа стратегических альтернатив; выбора стратегии; реализации стратегии; управление и планирование, реализации и контроля стратегического плана; оценки стратегии.
О. Виханський [2] предлагает рассматривать процесс стратегического управления как динамическую совокупность пяти взаимозависимых управленческих процессов: анализа среды; определение миссии и целей; выбора стратегии; выполнение стратегии; оценки и контроля выполнения.
С. Попов [12] предложил относительно простую модель стратегического управления, которая определенной мерой синтезирует раньше предложенные модели. Основными составляющими стратегического управления, по мнению автора, есть: анализ внешней среды организации; внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации; определение миссии и целей организации; разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий за конкретными подсистемами предприятия; разработка и развернуто определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий; реализация стратегии; оценка результатов и обратная связь.