Теоретические аспекты государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д.

Работа содержит 1 файл

проблемы гос службы.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     Далее, в ряде структур и институтов вместо принципа «личных заслуг и качеств» в служебном росте преобладают такие реалии как субъективные решения руководителя, покровительство, связи, личная преданность и т.п. Данные ряда социологических исследований показывают, что в оценке региональных и местных административных элит такое качество как профессионализм занимает достаточно высокое, хотя и не самое престижное место. Профессионализм, как качество, определяющее положение в управленческих структурах, занимает устойчивое третье место, уступая таким факторам, как: неформальные отношения с нужными людьми и богатство, деньги. Преобладающие способы должностного продвижения служащих (по данным социологических опросов) дают следующую обобщенную картину: конкурсный отбор - 12%, реализация выводов аттестации - 14; единоличное назначение руководителем - 62; прислали «сверху» - 11; назначен из состава резерва - 7; другие способы - 5%. В результате указанной политики достаточно часто наблюдаются явления непрофессионализма, низкой производственной культуры, текучести кадров, имитации бурной деятельности, слабой обратной связи с населением и др. Естественно, что ряд руководителей, ощущая проблемы в своей кадроведческой подготовке, хотели бы овладеть новыми персонал-технологиями: технологиями мотивации персонала (15%); - диагностики и разрешения конфликтов (15%); - воспитательной работы (10%); - психологической разгрузки (10%), - оценки психологической совместимости и ее учета (10%).

     Из  управленческих умений и навыков 45% руководителей (служащих) хотели бы овладеть навыками создания «команды». По существу это не партисипативная, а корпоративная установка. С ней вполне сочетается востребованность манипулятивных навыков: умение убеждать (32,5%) и деловая коммуникация (22,5%). Что касается средств мотивационного и косвенного воздействия, то их востребованность - на уровне 5-15%.

     Одна  из существенных причин сбоев в деле реализации административной реформы заключается в том, что в процессе выработки стратегии и, в особенности методов ее реализации не был учтен ряд важных факторов. Чтобы быть полезной и востребованной обществом и государством, программа административной реформы должна основываться на современных методологических, теоретических и организационных принципах. В связи с этим в настоящее время назрела актуальная потребность в создании межведомственной комплексной программы поисковых и прикладные исследований в области создания национальной системы мониторинга социальной эффективности проводимых в стране реформ, повышения роли системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих.

     Качественное  повышение уровня функционирования государственной службы в России в первую очередь зависит от следующих мер:

     1) разработки современных регламентирующих  документов;

     2) «встраивания» государственной службы в общую логику и схему нового государственного управления;

     3) повышения уровня профессионализма  служащих (специальное образование и эффективная система ИПК);

     4) формирования у государственных  служащих качественных этических  и нравственных установок на  конечные результаты работы и  их оценку, как профессионалами,  так и общественными организациями, соответствующим кругом «обслуживаемых» граждан;

     5) максимальное использование принципов  прозрачности и персональной  ответственности за конечные  результаты деятельности в целях  борьбы с коррупцией и повышения  общей результативности;

     6) использования опыта национальных  проектов для понимания достижений и недостатков в работе соответствующих служб, их дальнейшей оптимизация.

     Вопрос  о государственной службе по понятным причинам привлекал внимание интеллектуальных лидеров человечества с древнейших времен от Аристотеля, Платона, Аврелия, Конфуция до Монтескье, Макиавелли, Ришелье, Бисмарка и многих других, более близких к нам по времени мыслителей, и не ослабевал на протяжении всей истории. В разных странах теория государства строилась по-разному - от опоры на божественный авторитет до общественного договора и национальных традиций, от Табеля о рангах до экзаменов на должность. Если формулировать результат в виде одного афоризма, то его можно представить словами Бисмарка: «Государства создаются не для того, чтобы строить рай, а чтобы жизнь не превратилась в ад». Именно на эту философскую основу опирается потребность в эффективности работы государственного аппарата в демократическом гражданском государстве.

     Особенностью  России является тот факт, что при  довольно развитой системе законов  в стране эти законы в массовом порядке нарушаются и самими госструктурами, и гражданами, и организациями. Образуется порочный круг: госслужбы неэффективны - граждане незаконопослушны - чиновники своевольны - госслужбы неэффективны. Главная проблема здесь состоит в том, что эта незаконопослушность носит массовый характер. Разрыв такого порочного круга и сокращение массовости нарушений обычно решаются тактикой ежедневных быстрых (пусть мелких) успехов и редких жестоких громогласных наказаний. Для этого необходимо, прежде всего, классифицировать и ранжировать по степеням важности, актуальности, тенденции развития и современной способности общества решать проблемы совершенствования государственной службы. В этом же убеждает и то, что разные госструктуры выполняют специфичные работы, технология нарушений и методы совершения каждой из которых чрезвычайно специфичны.

     Если  говорить о самых злободневных проблемах  организации госслужбы, то необходимы следующие решения:

     1) гражданин должен общаться со всей исполнительной властью только через свой муниципалитет (реальный принцип одного окна);

     2) гражданин должен платить налоги только по месту своего жительства - тогда он сможет действительно влиять на работу своего муниципалитета;

     3) чиновники исполнительных органов не должны быть властью - они не должны чувствовать себя властью даже на самом высоком уровне, они должны быть просто служащими (злоупотребление властью должно быть самым тяжким должностным преступлением).

     Ключевая  идея - создать публичную гражданскую службу взамен «государевой», аппартной или номенклатурной. То, что у нас это называется государственная служба, всюду в цивилизованном мире называется общественной ( public administration ). По-английски госслужба называется гражданской ( civil service ). Слова важны: публичное и государственное - в демократической стране это разные вещи.

     Уже в «программе минимум» необходимо максимально облегчить и надежно прогарантировать безопасность обращения граждан и организаций к органам надзора и арбитража. Возможно даже введение такого правила: проблема гражданина, с которой он обратился к государственному чиновнику и столкнулся с нарушением закона, в целях искоренения этого нарушения будет решаться в льготном режиме. Необходимо внедрить в сознание населения, что донесение о беззаконии или злоупотреблении законом является не аморальным «стукачеством», а делом чести гражданина-патриота. В России организация контроля за деятельностью властей может быть осуществлена под эгидой Общественной палаты. Возможно расширение службы омбудсменов в этом направлении, подобно опыту Швеции.  

     Заключение 

     В своем социально-политическом качестве государственная служба возникла с появлением самого государства. Процессы разделения труда и усложнения социальной и политической структуры общества, с неизбежностью приводят к соответствующему оформлению социально-правового механизма государственного управления, в деятельности которого и осуществляются функции государства. Именно как социально-правовой институт управления мы и рассматривали функционирование государственной службы.

     Даже  при сильном общественном контроле эффективная госслужба невозможна без профессиональных чиновников. Профессионализация чиновничества требует целенаправленной системы подготовки и переподготовки специалистов госслужбы. Особое внимание - обучению молодых и впервые приходящих на госслужбу молодых людей, которые еще не вросли в систему. Именно они могут стать «агентами перемен».

     Профессионализация  чиновников имеет два аспекта: операционный и этический. При переподготовке кадров госслужащих следует акцентировать  внимание на темах организационного проектирования (совершенствование документооборота и конторских технологий) и управления проектами.

     Для подготовки и профессионального  развития служащих можно применять  многообразные средства дистанционного обучения, обучения на рабочих местах, методы компьютерного протоколирования учебной активности служащих, а также поэтапную накопительную систему пожизненного обучения, состыкованную с системой мотивирования и поощрения учебы.

     Еще один акцент следует поставить на стандарты этического поведения  служащих исполнительной ветви власти, которые должны быть очень подробными и четкими. В этих стандартах следует особо выделять организацию и функционирование государственной службы в полиэтничной среде.

     Все мероприятия по совершенствованию  обсуждаемой сферы общественной жизни должны быть поддержаны целенаправленной пропагандой и просвещением. Возможно издание книг и журнала, инструктирующих граждан о том, как поступать в случаях нарушений со стороны чиновников.

     Главное, что следует подчеркнуть, - необходима не реформа, а создание нового, соответствующего современным требованиям и возможностям многостороннего постояннодействующего общественного процесса превращения госслужбы в прозрачную для контроля, экономически и социально эффективную и самосовершенствующуюся гражданскую службу.  
 

 

Информация о работе Теоретические аспекты государственной службы