Теоретические аспекты государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д.

Работа содержит 1 файл

проблемы гос службы.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     1) обучение превращается в перманентный  процесс и затрагивает работников  всех уровней; 

     2) особое внимание уделяется связи  теории управления с практическими навыками; в этой связи повышается значение формирования умений, связанных с проектной работой;

     3) акцент в обучении ставится  скорее на процессах, чем структурах  и функциях, скорее на изучении  опыта работы во многих организационных формах, работы в составе коллектива;

     4) изменяется установка обучения: скорее внимание обращается на  формирование устойчивого интереса  к самообразованию, личной ответственности  обучающегося за результаты обучения  и получение знаний и навыков; 

     5) большое значение придается программам обучения, построенным на умении производить оценку управленческой деятельности, ее результативности и эффективности;

     6) современное управленческое образование  должно формировать инновационное  мышление, восприимчивость к постоянному выбору новых решений и действий;

     7) значение формирования навыков  работы с общественностью; 

     8) обучение переговорному процессу  и разрешению конфликтов;

     9) большое значение приобретают  процессы не только обучения, но и воспитания управленцев,  формирования соответствующей этики государственной работы.  

    2.2 Федеральная программа реформирования государственной службы 

     В «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» определены основные принципы функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих:

     - соблюдение законности при верховенстве  Конституции Российской Федерации; 

     - служение интересам гражданского  общества и государства, обеспечение  приоритета прав и свобод человека  и гражданина;

     - независимость государственного  служащего от политических партий, общественных объединений, религиозных  организаций, корпоративных интересов  социальных групп и коммерческих  структур, а также от интересов  отдельных граждан Российской  Федерации; 

     - ответственность государственного органа и государственного служащего перед законом в случае нарушения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

     - гласность при осуществлении  государственной службы, открытость  и подконтрольность гражданскому  обществу;

     - единство основных требований, предъявляемых  на государственной службе;

     - равный доступ граждан Российской  Федерации к государственной  службе;

     - профессионализм и компетентность  государственного служащего; 

     - должностная субординация при  принятии и исполнении решений;

     - стабильность государственной службы  на основе формирования государственно-служебных  отношений государственного служащего  и государства; 

     - социальная и правовая защищенность  государственного служащего; 

     - сбалансированность установленных для государственного служащего законодательных ограничений и предоставляемых ему государственных социальных гарантий;

     - этичность поведения государственного  служащего, поддержание им авторитета  государственной службы и ее  корпоративных основ. 

     Реформа государственной службы должна осуществляться в условиях гласности и при  участии гражданского общества. Государственная  служба должна функционировать в  интересах граждан РФ и объединений  гражданского общества: быть открытой системой; быть подконтрольной государству и гражданскому обществу и т.д.

     Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» была утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. (No 1336). Однако поставленные задачи не были полностью выполненные в указанные сроки. Президент указом от 12 дек. 2005 г. (No1437) продлил срок действия федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 гг.

     Программой  предусмотрена следующая система  мероприятий:

     - Совершенствование законодательной  и нормативно-правовой базы по  вопросам реформирования государственной  службы;

     - Совершенствование подготовки, переподготовки  и повышения квалификации федеральных  государственных служащих;

     - Создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы;

     - Формирование системы управления  государственной службой. Принципы, изложенные в Концепции, во  многом по-новому высвечивают  отношения между государственным  служащим и государством, государственным служащим и гражданином. Эти принципы направлены на формирование служащей гражданам и открытой для них, отзывчивой и прозрачной модели, которая ограничивает всевластие государства и государственной службы, в том числе, задает строго определенные рамки, ставит государственные структуры под контроль, на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности, но и гарантирует их защиту. Вне рамок правового государства становятся бессмысленными все рассуждения о правах и наличии власти у граждан и гражданского общества.

     В Программе вводятся принципиально  новые понятия государственной  службы как механизма государственного управления. Появляется дифференциация государственной службы на федеральную  гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. В рамках реформы предполагается унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность. В Программе формируются принципы работы государственных служащих, определяются полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также принимается порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта. «Чиновник должен стать нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам» (Д.А. Медведев).

     В Президентском Послании отмечалось: «На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим. Мотором нашей политики должны стать инициативные и ответственные федеральные органы исполнительной власти. В основе их полномочий - конституционный долг обеспечить прочность исполнительной вертикали, общегосударственный мандат доверия, полученный в результате демократических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики». 
 

     Для реализации программного положения об открытости и подконтрольности аппарата, государственных служащих гражданскому обществу пока нет достаточного набора условий. Рядовые граждане не готовы, недостаточно компетентны, чтобы реально участвовать в контроле за деятельностью властных структур. Сильно мешает движению в этом направлении и большая степень недоверия населения к органам власти.

     Большая часть государственных служащих (прежде всего, рядовых) готова к открытости, предлагает пути решения этой проблемы. Но лишь в определенных рамках: информировать граждан, не выходя на уровень контроля с их стороны за деятельностью властных структур, процессами принятия и реализации решений. Наблюдается сдвиг в сознании государственных служащих в сторону большего внимания к нуждам и запросам граждан. Уменьшается число принципиальных противников участия граждан и их объединений в процессах управления, наделения их властно-контрольными функциями. Растет понимание того, что этому мешает не только незрелость общества, но и организация работы самого аппарата.

     Часть государственных служащих - принципиальные противники участия граждан в  выполнении властно-контрольных функций, другая часть - считает (и не без основания) что большинство граждан еще  не созрели для этого рода деятельности; третьи полагают, что при существующей системе организации государственной службы, отсутствии прозрачных и понятных критериев оценки работы, четких процедурных правил принятия решений и ответственности действенный контроль в принципе невозможен ни со стороны общества, ни со стороны политического руководства.

     Соответственно, решение рассматриваемой проблемы ведется в согласовании усилий по следующим направлениям:

     - реорганизация работы государственно-административных  структур на основе критериев  понятности и прозрачности их деятельности, ответственности за принятие и реализацию решений;

     - освоение современных технологий  политико-административного управления - анкетирования, работы с фокус-группами, проведения массовых кампаний, социальной  рекламы, политического маркетинга и др.;

     - стимулирование граждан к участию  в работе властных структур, создание  государственно-общественных структур  управления;

     - разъяснение смысла и задач  административной реформы; 

     - переориентация государственных  служащих на взаимодействие с гражданами и объединениями граждан; обучение соответствующим технологиям, налаживание службы «паблик рилейшнз»;

     - содействие развитию институтов  гражданского общества, неправительственных  организаций, общественной экспертизы, независимого консультирования, независимых рабочих групп и т. д.  

    2.3 Проблемы организации государственной службы в Российской Федерации 

     Неоднократные попытки сокращения аппарата государственного управления, в современной России пока не дали желаемого результата. Обычно после некоторого сокращения численности аппарата, он воспроизводится объемом его функциональных обязанностей, зависящим, в свою очередь, от общего объема сферы управляемого. Например, выявление избыточных функций, попытки избежать межведомственного дублирования, предпринимаемые в настоящее время в рамках административной реформы, обозначили правильное направление поиска - от функций к численности аппарата.

     Одна  из ошибочных российских мифологем - рассматривать чиновничество как  главный тормоз реформы, попытка  вывести их за скобки реформы. Еще никому в мире не удавалось реформировать государственную службу в конфликте с бюрократией. Не идеализируя российского чиновника, тем не менее, следует иметь в виду, что значительная часть их претензий к реформе обоснована: государство, требуя от государственных служащих беззаветного служения, само в свою очередь не дает им необходимых гарантий социальной защищенности, соответствующей оплаты труда и даже положения в правовом пространстве. Болезненно они воспринимают и потерю многих профессионально-этических норм, уровня упорядоченности и организованности работы, положения в обществе. Тем не менее часть государственных служащих предпринимает усилия, чтобы овладеть новыми приемами и формами работы, соответствующими духу и букве реформы. На поддержку таких людей реформаторы, безусловно, могут рассчитывать. Исторически в обществе сложилось мнение о государственном служащем как о достаточно нравственной личности. Однако нынешние реалии не всегда свидетельствуют об этом. Так, большинство опрошенных служащих полагают, что главным требованием к их работе является быстрое и безапелляционное реагирование на бюрократические запросы, зачастую не связанные с логикой служебной деятельности. В основном они вынуждены тратить время и силы на подготовку отчетов, справок и другую «отчетную работу», на множество далеко не всегда действительно нужных согласований. Реальная практика регламентации профессиональной деятельности настраивает государственных чиновников в основном на выполнение работы, слабо сопряженной с реальными интересами государства и государственными услугами населению.

Информация о работе Теоретические аспекты государственной службы