Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:06, реферат
Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д.
Теоретические
аспекты государственной службы
1.1
Понятие, особенности и виды государственной
службы
Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д. Чрезвычайно сложной была «государственная бюрократия» у ацтеков — народа Мексики, цивилизация которого бесследно исчезла в эпоху прибытия европейцев в Америку: избираемый глава государства; члены «тайного государственного совета»; придворные и государственные чиновники (различные звания многочисленных чиновников с четко определенными соответствующими функциями); разветвленная система независимых судебных учреждений; жрицы, наделенные светской властью, особенно в сфере образования и воспитания и т. д. Высокоразвитыми были системы государственной службы в Древнем Риме и Византийской империи. К первой системе относились принцепсы, сенаторы, консулы, преторы, диктаторы, проконсулы, пропреторы, префекты, квесторы, легаты, цензоры, эдилы, презесы, прокураторы, судьи, асессоры и др.; ко второй — басилевсы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты, стратиги, филомброты, пританы и т. д.
Услугами
государственных служащих пользуются
все современные государства
независимо от государственного устройства,
формы правления или
Организация и деятельность лиц, которые профессионально выполняют задачи и функции государства, определяются, как правило, термином «государственная служба». Именно такое название используется в Украине, Италии, Греции, Канаде, Франции и др. В некоторых странах ее называют «публичная служба» (ФРГ, Бельгия, Испания и др.) или «гражданская служба» (Великобритания).
В современном законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» определяются правовой институт административного права, учебная дисциплина, название государственного органа (таможенная служба, контрольно-ревизионная служба и др.), вид трудовой деятельности.
Государственная
служба как наука и учебная
дисциплина имеет свою отраслевую принадлежность.
Она представляет собой продолжение
и дополнение непосредственно «
Государственная служба является комплексным правовым институтом, поскольку включает в себя нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового, трудового, уголовного, жилищного и др.
Понятие государственной службы впервые на законодательном уровне определяется в Законе «О государственной службе».
Государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Исходя из приведенного понятия, можно выделить следующие основные ее признаки:
а) профессиональная деятельность;
б) деятельность в государственных органах и их аппарате;
в) заработная плата за счет государственных средств.
Государственная служба — это профессиональная деятельность,
то есть ею могут заниматься только лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку. Следует отметить, что данный закон не предусматривает обязательного высшего образования.
По закону государственной является только та служба, которая осуществляется в государственных органах и их аппарате.
Важным
признаком государственной
Государственная служба ставит перед собой следующие задачи:
—
охрана конституционного строя Украины,
создание условий для развития гражданского
общества, производства, обеспечение
свободной жизнедеятельности
—
формирование общественно-политических
и государственно-правовых условий
для практического
—
обеспечение эффективной работы
государственных органов в
— совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;
— создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
—
обеспечение принципа гласности в деятельности
государственных служащих и государственных
органов, соблюдение законности, искоренение
бюрократизма, коррупции и иных отрицательных
явлений в системе государственной службы
и т. п.
1.2
Функции и принципы
государственной службы
Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, содействующие достижению соответствующей цели правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Единого мнения по поводу видов функций государственной службы в юридической науке нет. Существуют разные мнения относительно их классификации. В частности, выделяются такие функции государственной службы:
а) основные — информационное обеспечение, прогнозирование
и моделирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль, регулирование, учет;
б)
общие — осуществление
в)
специфические, которые можно рассматривать
как регулятивное и организационное
влияние относительно ограниченного
и целесообразного
г) вспомогательные, которые имеют целью обслуживание деятельности государственных органов в рамках основных, общих и специфических функций (делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и др.);
д) специальные, которые отображают особенности объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Они могут дополнять общие функции в случае их недостаточности.
По мнению А. Ф. Ноздрачева, функциями государственной службы являются правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулятивная, организационная.
Вопрос о принципах государственной службы является важным для уяснения сущности государственной службы. Термин «принципы государственной службы» обозначает основные черты, существенные характеристики, содержание и значение самой государственной службы. Принципы государственной службы — это основоположные идеи, установки, которые выражают объективные закономерности и определяют научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственной службы, полномочия государственных служащих. Их можно классифицировать на конституционные и организационно-функциональные. К первым относятся: служение народу Украины; законность и демократизм; приоритет прав и свобод человека и гражданина; гуманизм и социальная справедливость; распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; равный доступ граждан к государственной службе. Организационно-функциональными принципами государственной службы являются: профессионализм и компетентность; инициативность; честность и преданность делу; персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и дисциплина; соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.
Вопрос
о видах государственной службы
на законодательном уровне не урегулирован,
и в юридической науке
а) служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;
б) гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;
в)
гражданская и
г)
государственная (в государственных
органах и воинская) и гражданская (муниципальная
служба, служба в государственных организациях
и учреждениях, в аппаратах политических
партий, в общественных организациях,
в негосударственных, некоммерческих
организациях, частных предприятиях и
т. п.)
1.3
Информационно-коммуникационные
технологии в органах
государственного управления
Весьма
важным следует признать широкое
внедрение информационно-
Отечественное чиновничество, в целом, предпочитает рациональную бюрократическую организацию. Полученные данные указывают на то, что от недостаточной квалификации многих работников, административного беспорядка, бессистемного ведения дел, бесконтрольности страдает не только общество, но и сами управленцы. Поэтому реальное введение в контексте административной реформы конкурсного отбора на государственную службу, общеобязательных норм и правил (в том числе, периодического повышения квалификации государственных служащих), регламентированных процедур, функциональной определенности имеет шанс получить поддержку большинства государственных служащих.
Административные реформы, осуществленные за последние двадцать лет в большинстве развитых стран мира, шли в направлении: от «легалистской культуры» к «культуре сервиса», от иерархической организации к менеджериальным формам управления, от трактовки граждан как объектов управления к уважительному оказанию им государственных услуг как клиентам в рамках официально установленного перечня. Симпатии к такой рыночно-ориентированной управленческой модели у российских государственных служащих пока просматриваются слабее, нежели к веберовской.
Один из показателей слабости либеральных реформаторских интенций - требование некоторых экспертов значительно повысить заработную плату государственным служащим, без какой бы то ни было увязки этого мероприятия с результатами работы последних, большей удовлетворенностью граждан качеством функционирования госаппарата.
В целом готовность российских государственных служащих к реформированию возросла по сравнению с теми настроениями, которые фиксировались опросами еще несколько лет тому назад. В то же время не следует переоценивать степень этой готовности и уровень понимания государственными служащими стратегии современного административного реформирования.
Во-первых, рост позитивных перемен в настроениях и готовности перестраивать методы своей работы в соответствии с духом реформы замедлились.
Информация о работе Теоретические аспекты государственной службы