Теоретические аспекты государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д.

Работа содержит 1 файл

проблемы гос службы.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Теоретические аспекты государственной службы 

     1.1 Понятие, особенности и виды государственной службы 

     Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д. Чрезвычайно сложной была «государственная бюрократия» у ацтеков — народа Мексики, цивилизация которого бесследно исчезла в эпоху прибытия европейцев в Америку: избираемый глава государства; члены «тайного государственного совета»; придворные и государственные чиновники (различные звания многочисленных чиновников с четко определенными соответствующими функциями); разветвленная система независимых судебных учреждений; жрицы, наделенные светской властью, особенно в сфере образования и воспитания и т. д. Высокоразвитыми были системы государственной службы в Древнем Риме и Византийской империи. К первой системе относились принцепсы, сенаторы, консулы, преторы, диктаторы, проконсулы, пропреторы, префекты, квесторы, легаты, цензоры, эдилы, презесы, прокураторы, судьи, асессоры и др.; ко второй — басилевсы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты, стратиги, филомброты, пританы и т. д.

     Услугами  государственных служащих пользуются все современные государства  независимо от государственного устройства, формы правления или государственного режима. Они выполняют все задачи и функции, которые цивилизованное общество возлагает на свое государство. Государственные служащие в современном обществе осуществляют контрольную, организационную, правоприменительную и другие виды деятельности.

     Организация и деятельность лиц, которые профессионально  выполняют задачи и функции государства, определяются, как правило, термином «государственная служба». Именно такое название используется в Украине, Италии, Греции, Канаде, Франции и др. В некоторых странах ее называют «публичная служба» (ФРГ, Бельгия, Испания и др.) или «гражданская служба» (Великобритания).

     В современном законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» определяются правовой институт административного права, учебная дисциплина, название государственного органа (таможенная служба, контрольно-ревизионная служба и др.), вид трудовой деятельности.

     Государственная служба как наука и учебная  дисциплина имеет свою отраслевую принадлежность. Она представляет собой продолжение  и дополнение непосредственно «Государственного  управления» и «Административного права».

     Государственная служба является комплексным правовым институтом, поскольку включает в себя нормы многих отраслей права: конституционного, административного, финансового, трудового, уголовного, жилищного и др.

     Понятие государственной службы впервые  на законодательном уровне определяется в Законе «О государственной службе».

     Государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных  органах и их аппарате по практическому  выполнению задач и функций государства  и получающих заработную плату за счет государственных средств. Исходя из приведенного понятия, можно выделить следующие основные ее признаки:

     а) профессиональная деятельность;

     б) деятельность в государственных  органах и их аппарате;

     в) заработная плата за счет государственных средств.

     Государственная служба — это профессиональная деятельность,

     то  есть ею могут заниматься только лица, которые имеют соответствующее  образование и профессиональную подготовку. Следует отметить, что  данный закон не предусматривает  обязательного высшего образования.

     По  закону государственной является только та служба, которая осуществляется в государственных органах и  их аппарате.

     Важным  признаком государственной службы является заработная плата за счет государственных средств. Исходя из статьи 1 Закона «Об оплате труда» заработная плата — это вознаграждение, начисляемое, как правило, в денежной форме, которое в соответствии с трудовым договором собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу. Вместе с тем данный закон установил, что государство осуществляет регулирование оплаты труда, в частности, путем определения условий и размеров оплаты труда сотрудников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, и руководителей государственных предприятий (ст. 8).

     Государственная служба ставит перед собой следующие  задачи:

     — охрана конституционного строя Украины, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение  свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

     — формирование общественно-политических и государственно-правовых условий  для практического осуществления  функций государственных органов;

     — обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

     — совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

     — создание и обеспечение надлежащего  функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных  служащих;

     — обеспечение принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, коррупции и иных отрицательных явлений в системе государственной службы и т. п.  

     1.2 Функции и принципы государственной службы 

     Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, содействующие достижению соответствующей цели правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Единого мнения по поводу видов функций государственной службы в юридической науке нет. Существуют разные мнения относительно их классификации. В частности, выделяются такие функции государственной службы:

     а) основные — информационное обеспечение, прогнозирование

     и моделирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль, регулирование, учет;

     б) общие — осуществление государственной  кадровой политики; комплектование персонала государственных органов с учетом способностей, профессиональных, личных и моральных качеств; организация государственной службы; планирование и прогнозирование развития персонала государственных органов; анализ состояния и эффективности государственной службы в органах государственной власти и др.;

     в) специфические, которые можно рассматривать  как регулятивное и организационное  влияние относительно ограниченного  и целесообразного вмешательства  в сферу экономики и социально-культурного строительства, в которых объекты управления владеют значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации;

     г) вспомогательные, которые имеют  целью обслуживание деятельности государственных  органов в рамках основных, общих  и специфических функций (делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и др.);

     д) специальные, которые отображают особенности  объекта управления (например, методическое, техническое руководство). Они могут  дополнять общие функции в  случае их недостаточности.

     По  мнению А. Ф. Ноздрачева, функциями государственной  службы являются правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулятивная, организационная.

     Вопрос  о принципах государственной  службы является важным для уяснения сущности государственной службы. Термин «принципы государственной службы» обозначает основные черты, существенные характеристики, содержание и значение самой государственной службы. Принципы государственной службы — это основоположные идеи, установки, которые выражают объективные закономерности и определяют научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственной службы, полномочия государственных служащих. Их можно классифицировать на конституционные и организационно-функциональные. К первым относятся: служение народу Украины; законность и демократизм; приоритет прав и свобод человека и гражданина; гуманизм и социальная справедливость; распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; равный доступ граждан к государственной службе. Организационно-функциональными принципами государственной службы являются: профессионализм и компетентность; инициативность; честность и преданность делу; персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей и дисциплина; соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан.

     Вопрос  о видах государственной службы на законодательном уровне не урегулирован, и в юридической науке относительно него нет единой точки зрения. Чаще всего государственную службу классифицируют на такие виды:

     а) служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти;

     б) гражданская и милитаризованная (военизированная) служба;

     в) гражданская и специализированная служба;

     г) государственная (в государственных  органах и воинская) и гражданская (муниципальная служба, служба в государственных организациях и учреждениях, в аппаратах политических партий, в общественных организациях, в негосударственных, некоммерческих организациях, частных предприятиях и т. п.) 

    1.3 Информационно-коммуникационные технологии в органах государственного управления 

     Весьма  важным следует признать широкое  внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов  государственного управления в демократической  парадигме «Электронного правительства».

     Отечественное чиновничество, в целом, предпочитает рациональную бюрократическую организацию. Полученные данные указывают на то, что от недостаточной квалификации многих работников, административного  беспорядка, бессистемного ведения  дел, бесконтрольности страдает не только общество, но и сами управленцы. Поэтому реальное введение в контексте административной реформы конкурсного отбора на государственную службу, общеобязательных норм и правил (в том числе, периодического повышения квалификации государственных служащих), регламентированных процедур, функциональной определенности имеет шанс получить поддержку большинства государственных служащих.

     Административные  реформы, осуществленные за последние  двадцать лет в большинстве развитых стран мира, шли в направлении: от «легалистской культуры» к «культуре сервиса», от иерархической организации к менеджериальным формам управления, от трактовки граждан как объектов управления к уважительному оказанию им государственных услуг как клиентам в рамках официально установленного перечня. Симпатии к такой рыночно-ориентированной управленческой модели у российских государственных служащих пока просматриваются слабее, нежели к веберовской.

     Один  из показателей слабости либеральных  реформаторских интенций - требование некоторых экспертов значительно повысить заработную плату государственным служащим, без какой бы то ни было увязки этого мероприятия с результатами работы последних, большей удовлетворенностью граждан качеством функционирования госаппарата.

     В целом готовность российских государственных служащих к реформированию возросла по сравнению с теми настроениями, которые фиксировались опросами еще несколько лет тому назад. В то же время не следует переоценивать степень этой готовности и уровень понимания государственными служащими стратегии современного административного реформирования.

     Во-первых, рост позитивных перемен в настроениях  и готовности перестраивать методы своей работы в соответствии с  духом реформы замедлились.

Информация о работе Теоретические аспекты государственной службы