Теоретические аспекты формирования неформальных групп на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Острый интерес к группе и к процессам, происходящим внутри нее, возник еще в 20 веке, и это вполне понятно и объяснимо. Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как применять в процессе организационного развития, становится важным для всего большего круга специалистов в области работы с людьми: не только, психологам и социологам, но и предпринимателям, менеджерам, консультантам по управлению и организационному развитию.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 83.65 Кб (Скачать)

         Общение и симпатии – это потребности людей, которые они могут удовлетворить, присоединяясь к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Люди работающие вместе, часто имеют много общего и испытывают симпатию друг к другу, они могут ходить вместе обедать, обсуждать работу, личные дела во время перерывов, обращаться к начальству с просьбой о повышении заработной платы и улучшении условий работы. Исследования показывают, что люди склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находиться на расстоянии нескольких метров.

                    Свойства неформальных групп отличаются от свойств формальных организаций, к ним относятся такие характеристики, как:

  • социальный контроль;
  • сопротивление переменам;
  • наличие неформальных лидеров.

                    Социальный контроль – это установление и укрепление групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. В неформальной организации имеются свои правила, они могут касаться характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и правил поведения. Несоблюдения этих норм может жестоко караться, тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние и способствовать достижению целей формальной организации.

                    Типичным в неформальных организациях является сопротивление переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, появление большой группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной группы. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению компьютеров, опасаясь, что эта техника отнимет у них работу. Поскольку люди реагируют не на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле.

                    Неформальными группами руководят  неформальные лидеры. Эти лидеры приобретают свое положение, добиваясь власти и применяя ее к членам группы, подобно руководителям формальной организации. Существенных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для оказания воздействия, по сути нет. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Лидеры иногда могут получать формальные должности.

                     Неформальный лидер имеет две  первостепенные функции:

  • помогать группе в достижении ее целей;
  • поддерживать и укреплять существование группы.

                    Иногда эти функции выполняются  разными людьми, один обеспечивает  достижение целей группы, другой  – социальное взаимодействие [3,200].

                    Неформальные группы представляют  собой средство защиты от «структуры»  формальной власти и неприемлемыми  нормами. Они представляют собой  адаптацию людей к реальности.

                    Внутри неформальной группы между  некоторыми ее членами возникает  чувство симпатии, определяя настоящие  структуры, элементарные формы  которых можно описать:

  • Пара: два индивида взаимно симпатизируют                                                   друг другу. Часто один из них бывает лишь спутником другого. Именно через него он  связан с группой.                                                                                                                               

                   

           

                                           Рисунок 2.

  • Треугольник: три индивида симпатизирует друг другу. Треугольник, маленькое, тесно связанное ядро – это начальная стадия «ватаги».

         

         

           
     

                                               Рисунок 3.

  • Квадрат: может быть совокупность пар. Все отношения не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

         

         

           

                                                Рисунок 4.

  • Цепочка: это линейная связь между рядом                                              индивидов.                                                                                          

         

         

                                             Рисунок 5.

    • Звезда: центральный индивид, к которому тяготеет некоторое число других индивидов. Неформальный лидер, находящийся в центре [5,68].
 

         

         

         

           

                                        Рисунок 6.

                    Неформальные группы незаметно  «вырастают» из дружеских отношений  и отношений, не определенных организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. 
     
     
     

                     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                        1.3 Проблемы, возникающие при организации     неформальных групп на предприятии.

                    Главная проблема, осложняющая управление неформальными группами - невысокое мнение о них в среде менеджеров. Некоторые неформальные группы могут вести себя так, что это будет мешать достижению формальных целей, могут способствовать сопротивлению всяким переменам, распространять ложные слухи, порочащие руководство. Такие случаи часто мешают руководителям видеть огромные потенциальные выгоды от неформальных организаций.

                    Например, для того чтобы быть  членом группы, надо работать  в организации, и преданность  группе может перейти в преданность  организации. Цели группы могут  совпадать с целями формальной  организации, а нормы эффективности  неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений. Неформальные каналы связи могут помогать организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

                    Теоретики менеджмента предлагают  следующий подход к неформальным  группам и организациям:

  • признавать существование неформальной организации и работать с ней;
  • выявить неформальных лидеров и управлять ими;
  • выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей предприятия;
  • принимая решения, оценивать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию;
  • чтобы ослабить сопротивление переменам неформальной организации, привлекать ее группы к участию в принятии решений;
  • быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов;
  • необходимо попытаться объединить цели неформальной и формальной организации [3,201].

                    Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. И, когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения (так называемый «тайный» телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).

                   Другой способ, которым пользуется  неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать  или бездействовать. В практике  управления имеется немало примеров. Когда организации были поставлены  «на колени» несанкционированным  менеджментом (сюда не включаются  забастовки, так как они санкционированы  профсоюзом и носят законный  характер).

                    Несанкционированное установление  производственных норм – это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

                    Влияние неформальных отношений  может контролироваться, но, чтобы этого добиться, менеджер может иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения.

                    Для начала менеджер должен  понять, что неформальные организации  порождаются основным принципом  человеческой психики: они образуются  и развиваются тогда, когда  люди взаимодействуют между собой.  В основе их деятельности лежит  концепция малых групп. Взаимодействие  порождает чувства, а из чувства  рождается консенсус. Взаимодействие  людей и составляет базис неформальной  группы [6,28].  
     

 

         

    Раздел 2. Анализ деятельности.

                2.1 Информация о предприятии.

                     Гостиница «Моряк» является самостоятельным структурным подразделением, входит в состав Административно-хозяйственной службы Департамента социальной политики ОАО «Мурманское морское пароходство». В свою очередь «Мурманское морское пароходство» - это Открытое акционерное общество, которое является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

                    В своей работе сотрудники  гостиницы «Моряк» руководствуются  действующим законодательством,  приказами, инструкциями, распоряжениями  ОАО ММП, а так же положением  о гостинице. Данная организация  имеет штамп и круглую печать  установленного образца.

                    Основными направлениями деятельности  гостиницы являются: предоставление  гостиничных услуг и предоставлений  помещений в аренду. Номерной фонд гостиницы – 115 номеров различной категории комфортности, расположенных на 3,4,5 этажах комплекса. Остальные шесть этажей заняты помещениями, которые сдаются в аренду.

                    В соответствии с основными  направлениями деятельности на  гостиницу «Моряк» возлагается  выполнение следующих задач:

  • достижение и поддержание максимально возможного уровня качества оказываемых услуг;
  • создание условий повышения экономической эффективности и снижения непроизводительных затрат от предоставления гостиничных и прочих услуг;
  • правильная техническая эксплуатация здания с соблюдением правил противопожарной безопасности, поддержание надлежащего производственного порядка, санитарной и технической безопасности.

                    Данные задачи определили функции  выполняемые гостиницей «Моряк»:

  1. обеспечивать соблюдение правил регистрации поселяющихся граждан, паспортного режима;
  2. создавать и поддерживать условия для проживания, соответствующие санитарным и гигиеническим нормам и правилам;
  3. обеспечивать жилые комнаты гостиницы мебелью, инвентарем, оборудованием в соответствии с утвержденными нормативами;
  4. организовать работу по предоставлению помещений в аренду;
  5. контролировать соблюдение арендаторами условий договора аренды;
  6. контролировать своевременность внесение платы за проживание, пользование помещениями, дополнительные услуги проживающими и арендаторами;
  7. обеспечивать сохранность и содержание в исправном состояний помещений и имущества в соответствии с правилами и нормами эксплуатации, бесперебойную работу оборудования, благоустройство и комфортность, соблюдение санитарно-технических и противопожарных требований;
  8. принимать меры к своевременному устранению неисправностей в работе оборудования, делать заявки на проведение текущих, капитальных ремонтов;
  9. обеспечивать экономное и рациональное использование тепла, электроэнергии, воды;
  10. обеспечивать ведение и своевременное предоставление установленной отчетности;
  11. изучать рынок аналогичных услуг, анализ тенденций его развития, готовить предложения по установлению тарифов на оказываемые услуги.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования неформальных групп на предприятии