Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа
Острый интерес к группе и к процессам, происходящим внутри нее, возник еще в 20 веке, и это вполне понятно и объяснимо. Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как применять в процессе организационного развития, становится важным для всего большего круга специалистов в области работы с людьми: не только, психологам и социологам, но и предпринимателям, менеджерам, консультантам по управлению и организационному развитию.
Введение.
Острый интерес к группе и к процессам, происходящим внутри нее, возник еще в 20 веке, и это вполне понятно и объяснимо. Понимание того, как создаются и развиваются группы, как они работают, в чем их особенность, как ими управлять, как применять в процессе организационного развития, становится важным для всего большего круга специалистов в области работы с людьми: не только, психологам и социологам, но и предпринимателям, менеджерам, консультантам по управлению и организационному развитию [1].
Проблемы группы - один из важнейших вопросов в социальной психологии и менеджменте. Поэтому важно изучать группы, законы их развития и функционирования, так как без понимания этих законов невозможно эффективное управление и функционирование группы. Это и объясняет актуальность выбранной темы.
Актуальность данного
Перед тем как приступить к раскрытию данной темы был выбран объект и предмет изучения. Объектом является гостиница «Моряк», предметом – влияние неформальных групп на деятельность организации.
Была
выбрана следующая структура курсовой
работы. Работа состоит из трех разделов:
первый раздел содержит теоретические
аспекты данной темы, второй раздел представляет
собой анализ деятельности предприятия
и ее проблем, третий раздет содержит разработанные
рекомендации на основе выявленных проблем.
Так же работа содержит введение, заключение
и список используемой литературы, включающий
в себя 11 наименований.
Раздел 1. Теоретические аспекты формирования
неформальных групп на предприятии.
1.1 Понятие групп в организации.
Группа является достаточно гибким и подверженным влиянию обстоятельств явлением. Однако широко принят достаточно общий взгляд на группу, как на относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом либо групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Характерными особенностями группы являются следующие. Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т.п. Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму. В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Эти
и другие роли группового поведения
люди выполняют в соответствии с
их способностями и внутренним призванием.
Поэтому в хорошо функционирующих
группах обычно создаются возможности
для того, чтобы человек мог
вести себя в соответствии со своими
способностями к групповым
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Существуют следующие типы формальных организаций:
Неформальные
группы создаются не распоряжениями
руководства и формальными
Формальные и неформальные группы взаимодействуют между собой. Неформальные группы оказывают влияние на политику формальных. Взаимодействие этих групп может быть представлено в виде простейшей модели – модели Хоманса.
Рисунок 1.
В этой модели под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. Модель Хоманса показывает, как из процесса управления – поручений и заданий, вызывающих взаимодействие, возникают неформальные группы, она подчеркивает необходимость управления неформальной группой, которая влияет на эффективность формальной группы [3,200].
Почему возникают группы, что заставляет людей формировать группы и входить в них? Данные вопросы очень важны для понимания поведения человека в организации. Очевидно, что группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу. Аналогичная ситуация наблюдается при формировании групп, призванных решать целевые задачи.
Но это только одна сторона процесса появления групп в организации. Обычно она приводит к формированию формальных групп.
Другой
важной причиной формирования групп
является естественное стремление человека
к объединению с другими
1.2 Неформальные группы в организации, их роль.
Неформальные группы – это спонтанно образующиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Трудовая среда очень благоприятна для образования таких групп. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, задачи, которые они решают, заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных групп. В большой формальной организации существует не одна неформальная группа. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть – неформальную организацию.
Неформальные
группы в некоторой степени подобны
формальным – в них имеется
иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно
возникших группах имеются
Причины вхождения в неформальные организации состоят в том, что принадлежности к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные, чем получаемая заработная плата:
Принадлежность является первой причиной вступления в неформальную группу, поскольку она – одна из самых сильных эмоциональных потребности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, обычно неудовлетворенны. В большинстве формальных организаций людей лишают возможностей социальных контактов [3,198].
В многих ситуациях люди могут легче получить помощь у своих коллег, чем у начальства, что является важным мотивом вступления в неформальные группы. Например, рабочий-новичок, скорее, попросит другого рабочего объяснить ему, как выполнить ту или иную операцию. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий – руководство к действию.
Основанная на силе единства защита осознается большинством людей и побуждает их вступать в те или иные группы. Защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда начальству не доверяют. Руководители также образуют неформальные организации для защиты «своей зоны» от вторжения других подразделений организации. Например, сотрудники отдела маркетинга могут потребовать добиться прерогатив, которые обычны для финансовых подразделений, и использовать при этом такие способы, как неформальные собрания для выработки путей борьбы с «врагом».
Людям необходимо общение, чтобы знать, что происходит вокруг них. Но во многих формальных организациях система внутренних контактов слаба, случается, что руководство скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Потому одной из причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальной информации – слухам.
Информация о работе Теоретические аспекты формирования неформальных групп на предприятии