Технология принятия управленческих решений на среднем уровне структурных подразделений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Задача и цель исследования: проанализировать этапы процесса подготовки, принятия решения; определить различные подходы к процессу принятия управленческого решения; дать сравнительную характеристику методов принятых управленческих решений.
Гипотеза: принятие управленческого решения может быть эффективным при условии учета различных технологий, навыков.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3-7
Глава1. Процесс принятия управленческого решения ……………....7-16
Сущность управленческого решения………………………..…..9-10
Особенности принятия управленческого решения…………....10-15
Глава2. Технологии принятия управленческого решения…………...16-26
2.1Характеристика принятия управленческого решения…….……....16-26
2.2.Особенности технологий принятия управленческих решений….22-26
Заключение………………………………………………………..…….27-28
Список литературы……………………………………………………...…29

Работа содержит 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ).doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Математическая  теория принятия решений основана не предположении, что все лица принимающие решения, являются «экономически мыслящими» людьми, т.е. в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами и т.п., они стараются максимизировать результаты деятельности организации.

Однако  на деле ЛПР(лицо принимающее решение) не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого ЛПР(лицо принимающее решение) принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана».

Вторая  технология работает с дескриптивными моделями, в основе которых лежит  поведенческая теория принятия решений. В ней используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение ЛПР(лицо принимающее решение).

Согласно  одной из психологических моделей, ЛПР(лицо принимающее решение) скорее старается «удовлетворить», чем максимизировать, т.е. найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений. Т.е. скорее традиции принятия решений, личные качества ЛПР(лицо принимающее решение) являются определяющими, чем стремление к максимизации какого либо критерия.

Большое влияние в любой технологии на принятие решения оказывают личностные качества ЛПР(лицо принимающее решение).

Люди  по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий  принятых ими решений, к воздействию  их на достижение целей других людей.

Определение того, чем руководствуется ЛПР(лицо принимающее решение) при принятии решений, используемых им аргументов, психологических аспектов этого процесса (дескриптивная модель), - важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие количественные оценки, используемые при подготовке решений («веса» целей, критериев, например), носит субъективный характер. Многие решения принимаются интуитивно. Часто ЛПР(лицо принимающее решение) не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принятое решение. 

       В связи с этим, интересную технологию предлагает Е.П. Голубков [5, 7]. Разработанный им «комплексный подход» включает следующее:

Построение  комплексных методик обоснования  решений, сочетающих применение взаимодополняющих  методов структуризации, характеризации и оптимизации.

Структуризация  предполагает определение места  и роли объекта исследования в  решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов  и установление отношений между  ними. Процедуры структуризации позволяют представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего анализа.

Характеризация  направлена на определение системы  характеристик, количественно описывающих  структуру решаемой задачи.

Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения.

Все это  дает возможность последовательно снижать неопределенность в процессе обоснования решения, повышает эффективность мыслительной деятельности ЛПР(лицо принимающее решение) и аналитиков.

Сочетание формальных и неформальных методов  обоснования решений предполагает широкое использования экспертных оценок и человеко-машинных процедур подготовки и принятия решений.

     Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать следующие решения:

• Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке.

• Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.

• Инертные решения становятся результатом  осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей.

• Рискованные  решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в  тщательном обосновании своих гипотез  и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Следует  заметить, что такой тип решений  ничего общего не имеет с понятием «риска» в управленческом смысле.

• Осторожные решения характеризуются тщательностью  оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей  степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

     Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления.

     Главное различие между решениями рациональными  и основанными на суждениях заключается  в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение  обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.  

       Для управленческого решения большое значение имеет организация, в которой оно принято. Именно в процессе выполнения целей организации и возникает потребность в принятии управленческих решений. Поэтому именно организационные цели и могут служить основой для оценки успеха принятого решения. Управленческие решения и организации существуют в рамках взаимозависимых отношений. 

2.2.Особенности технологий принятия управленческих решений 

При решении  проблем, в принятии управленческого решения, приходится преодолевать ряд существенных трудностей.

·      Многоаспектный характер оценок качества альтернатив. В большинстве случаев оценки качества альтернатив можно приближенно разделить на оценки эффективности и оценки стоимости. Для многих проблем уникального выбора понятия стоимости и эффективности многоаспектны. Прошли те времена, когда оценку эффективности каждой из альтернатив можно было осуществлять по единому критерию.

 Как  правило, для рационального решения  необходимо принимать во внимание прямые и косвенные оценки эффективности., оценки с точки зрения внешней среды и побочных явлений. Денежные оценки эффективности являются лишь одними из многих. То же относится и к оценкам потерь, так как многие потери при реализации альтернатив трудно выразить в деньгах.

Принимаемые решения могут существенно влиять на различные группы людей, что увеличивает количество возможных оценок. Во многих случаях необходимо учитывать изменения оценок во времени.

Наряду  с известной по экономической литературе проблемой учета будущих затрат и выгод все чаще возникают проблемы учета новых типов оценок, которые характеризуют последствия принимаемого решения в разные моменты будущего.

·      Трудности выявления всех аспектов сравнения альтернатив.

 Признание того факта, что альтернативы следует оценивать многоаспектно, делает проблему оценки более реалистичной, но ставит трудный вопрос о полноте списка аспектов. Конечно, иногда сама проблема диктует руководителю, что именно надо принять во внимание, а что - отбросить. Но чаще всего этот вопрос перерастает в самостоятельную проблему. В ряде случаев набор аспектов для руководителя не совпадает с набором для вышестоящей организации и т.д.

·      Трудности сопоставления разнородных  качеств. Существование разнородных аспектов оценки альтернативы ставит перед руководителем трудные проблемы их сопоставления. Прежде всего, такое сопоставление всегда субъективно и поэтому всегда может быть подвергнуто критике. Крайне трудно, например, найти меру снижения экономической эффективности проекта, эквивалентную определенному уменьшению загрязнения окружающей среды. Эти проблемы усугубляются во много раз при коллективном принятии решений: у каждого из членов коллективного органа, принимающего решения, могут быть разные меры сопоставления разнородных качеств. Одни могут быть заинтересованы в первую очередь в чисто экономических критериях, другие - экологических и т.д.

Проблемы  сопоставления разнородных качеств сложны еще и потому, что это - наиболее ответственная задача для руководителя, принимающего решения.

Стремление  передоверить такое сопоставление экспертам, скрыть его за псевдообъективными моделями равносильно для руководителя отказу от принятия решений.

·      Субъективный характер многих оценок качества альтернатив. Многие из оценок качества альтернатив можно получить либо путем построения специальных моделей, либо путем сбора и обработки экспертных заключений. Как тот, так и другой способы связаны с использованием субъективных оценок либо специалистов, разрабатывающих модели, либо экспертов. Для проблем выбора надежность подобных субъективных оценок не может быть абсолютной. Даже при полном единодушии экспертов возможен такой поворот событий, когда их оценки окажутся неправильными. Возможно также существование различных моделей либо несовпадение оценок экспертов. Следовательно, несколько альтернатив могут иметь разные оценки и результат выбора зависит от того, какие из этих оценок будут использованы.

·      Трудность организации работы экспертов. Основным источником информации для оценки альтернатив являются люди, эксперты. Однако получить от них требуемую информацию далеко не просто. Часто от экспертов требуется весьма существенная по объему работа, в то же время лучшие специалисты, как правило, люди занятые, загруженные основной работой. Возникает вопрос о том, каким образом стимулировать их интенсивную, творческую работу по оценке альтернатив. Кроме того, эксперты могут быть пристрастны и отдавать предпочтение какой-либо из альтернатив.

Возможно, наличие прямого или косвенного давления на экспертов с целью изменить их оценки в пользу каких-то альтернатив. Естественно, что руководитель заинтересован в получении по возможности беспристрастной информации. Лицо, принимающее решение, по своему положению в задаче принятия решений стремится найти компетентных экспертов, которые выступали бы в виде беспристрастных измерителей качеств альтернатив. Но так как в ряде ситуаций люди субъективны и пристрастны, а круг лучших экспертов для многих проблем сравнительно узок, то проблема получения надежной информации от экспертов далеко не проста.

·      Трудности получения полного  списка альтернатив. Конечно, задача оценки альтернатив в сложных проблемах выбора достаточно сложна. Но в ней имеется одно существенное предположение, что набор альтернатив уже известен. Иногда же оказывается, что лучшее решение проблемы связано с новым взглядом на нее, т.е. с поиском новой альтернативы. Проблема полноты списка альтернатив является одной из сложных проблем в процессе выбора.

        Процесс принятия решения не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор стратегии действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. На этом этапе происходит запуск выбранной стратегии в действие. Реализуемая стратегия должна иметь твердую поддержку со стороны тех, кто его осуществляет. Этот немаловажный факт должен быть учтен руководителем изначально. Но тем не менее, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведение в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функций. Для того, чтобы технология эффективно работала в организации, должен осуществляться еще один из ее этапов, а именно – обратная связь. На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения, или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь – т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения – позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Кроме того, от успешного осуществление процесса обратной связи зависит функционирование данной технологии в организации вообще.

Таким образом, предложенная технология является оптимизирующей по своему характеру, т.е. направлена на оптимизацию процесса принятия решений в организации.

Следует также отметить, что технологии, состоящий из ряда последовательных шагов, но операций и этапов определяется самой проблемой.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Итак, нами был рассмотрен и охарактеризован  процесс принятия решений с технологической точки зрения. Подытожим результаты работы:

Решение – это выбор альтернативы, сознательный выбор из имеющихся вариантов  направления действий.

Решение – продукт управленческого труда, а его принятие – процесс, ведущий  к появлению этого продукта.

Выбор решения должен основываться на особенностях проблемной ситуации.

В зависимости  от подхода к процессу принятия решений  выделяются технологии этого процесса. Однако все они выделяют три основных этапа: определение проблемы, выработка  решения, выполнение решения. Любая технология характеризуется наличием прямых и обратных связей между этапами. Процесс не будет завершенным и не сработает технология, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

Информация о работе Технология принятия управленческих решений на среднем уровне структурных подразделений