Технология принятия управленческих решений на среднем уровне структурных подразделений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Задача и цель исследования: проанализировать этапы процесса подготовки, принятия решения; определить различные подходы к процессу принятия управленческого решения; дать сравнительную характеристику методов принятых управленческих решений.
Гипотеза: принятие управленческого решения может быть эффективным при условии учета различных технологий, навыков.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3-7
Глава1. Процесс принятия управленческого решения ……………....7-16
Сущность управленческого решения………………………..…..9-10
Особенности принятия управленческого решения…………....10-15
Глава2. Технологии принятия управленческого решения…………...16-26
2.1Характеристика принятия управленческого решения…….……....16-26
2.2.Особенности технологий принятия управленческих решений….22-26
Заключение………………………………………………………..…….27-28
Список литературы……………………………………………………...…29

Работа содержит 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА СРЕДНЕМ УРОВНЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ).doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Технология  принятий управленческих решений на среднем уровне структурных подразделений  
 
 

Содержание:

Введение……………………………………………………………….….3-7

Глава1. Процесс принятия управленческого решения ……………....7-16

    1. Сущность управленческого решения………………………..…..9-10
    2. Особенности принятия управленческого решения…………....10-15

Глава2. Технологии принятия управленческого  решения…………...16-26

2.1Характеристика принятия управленческого решения…….……....16-26

2.2.Особенности технологий принятия управленческих решений….22-26

Заключение………………………………………………………..…….27-28

Список литературы……………………………………………………...…29 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования.

     Принятие решений является важнейшей функцией управления. Успешное осуществление ее обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов.

Природа изучаемого процесса – это информационный обмен. Именно информационная природа его (степень возможности получения полной и своевременной информации, степень риска) и многие другие факторы делают невозможным ввести его (процесс) в «четкие рамки». Однако это не исключает возможности создания более-менее универсальной технологии принятия управленческих решений.

    Принятие решений, является одним из важнейших внутриорганизационных процессов. Основное внимание будет уделено термину «управленческое решение»..

Объектом выступает управленческая деятельность.

Предметом является непосредственно технология процесса принятия управленческих решений, то есть, как совокупность поэтапно применяемых процедур и методов по выработке решений.

Задача  и цель исследования: проанализировать этапы процесса подготовки, принятия  решения; определить различные подходы к процессу принятия управленческого решения; дать сравнительную характеристику методов принятых управленческих решений.

Гипотеза: принятие управленческого решения может быть эффективным при условии учета различных технологий, навыков.

Все методы принятия управленческих решений можно разделить на три группы:

1.Коллективные  методы обсуждения и принятия  решений

Основным  моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

Главными  критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные  формы групповой работы могут  быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

2. Эвристические методы принятия решения.

Управленческая  практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта.

Эвристические методы основаны на логике, здравом  смысле и опыте при РУР, при  которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов . Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему.

3.Количественные методы принятия решений

В их основе лежит научно –практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки больших массивов информации.

В зависимости  от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

-        линейное моделирование - используются  линейные зависимости;

-        динамическое программирование  – позволяет вводить дополнительные  переменные в процессе решения  задач;

-        вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;

-        теорию игр – моделирование  таких ситуаций, принятие решения  в которых должно учитывать  несовпадение интересов различных  подразделений;

-        имитационные модели – позволяют  экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

В XX веке большой вклад в понимание  природы и особенностей процессов  принятия решений в организациях внесли ведущие специалисты в  области менеджмента, экономики и других научных направлений, повлиявшие на становление современной теории принятия решений. Их работы позволили сформировать представления о том, как происходит принятие управленческих решений и что надо сделать, чтобы наилучшим образом организовать этот процесс.

Среди них можно выделить таких представителей менеджмента, как Герберт Саймон, Джеймс Марч, Чарльз Линдблом, Виктор Врум, Мишель Круазье , которые в течение долгого времени целенаправленно исследовали процессы принятия решений в организациях и разработали много оригинальных моделей, оказавших значительное влияние на развитие менеджмента и ставших впоследствии «азбукой» теории управления 

 В работе будет дано определение процесса принятия решений, приведена классификация решений в зависимости от вида проблемы, подробно рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса. Большое внимание будет уделено технологиям, развившимся в рамках системного подхода, а также математическим построениям в этой области. Отдельно будут раскрыты особенности изучаемого процесса в сложных ситуациях (т.н. проблема выбора в уникальных ситуациях), характерных для административной деятельности.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Процесс принятия управленческого решения

1.1. Сущность управленческого решения

     Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях он сталкивается либо с новым объектом выбора, либо обстановкой, в которой совершается выбор. В управлении принятие решений – это систематизированный процесс.

Принятие  решений в организации представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных вариантов, но непременно в нем присутствуют такие, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

     Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации [2,303]. Принятие решений – это “центр”, вокруг которого вращается жизнь организации.

      Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера).

     В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Принятие  решений в организации характеризуется  следующими стадиями: [3, 269]

Это сознательная и целенаправленная деятельность существляемая человеком;

·                  это поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

·                  это процесс взаимодействия членов организации;

·                  это выбор альтернатив в рамках социального и политического

состояния организационной среды;

·                  это часть общего процесса управления ;

·                  это важно для выполнения всех функций управления организации.

        Принятие решений – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как она может выявлять свои цели. Каждое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели организации. Тем не менее, “определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях.”. [3, 269] Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установление неправильных целей будет основой, и решение неправильно сформулированных проблем. Это может привести к гораздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированных проблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека.

 Его  характеризуют такие признаки:

·             Возможность выбора из множества  альтернативных вариантов (если

нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет  и решения);

·             Наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение);

·             Необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР),

так как  лицо принимающее решение формирует решение через борьбу мотивов и мнений [4, 3].

В этом плане, роль руководителя состоит в умении вырабатывать правильное

суждение, правильно осмысливать реальные (а не взятые из заранее составленного перечня) проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Следует отметить, что выявление проблем является не только одним из этапов процесса принятия решения, но и постоянно действующей функцией управления в любой организации. В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной организации и ее фактическим состоянием. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.

Таким образом, установлен тот факт, что чем точнее определена проблема, тем правильнее может быть принято решение. Но необходимо еще учесть и влияние ситуативных факторов на процесс принятия решений. Условия ситуации и другие факторы оказывают влияние на саму технологию принятия решения, предопределяют ее. Поэтому далее рассмотрим классификацию проблем и соответствующих им решений. 
 
 

1.2 Особенности принятия управленческого решения 

Решения классифицируют, руководствуясь различными классификационными признаками. Наиболее полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков:

По содержанию решения разделяют на: политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.д.;

По срокам действия и степени воздействия на будущие решения:               оперативные, тактические, стратегические.

 По виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные);

Информация о работе Технология принятия управленческих решений на среднем уровне структурных подразделений