Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа
Задача и цель исследования: проанализировать этапы процесса подготовки, принятия решения; определить различные подходы к процессу принятия управленческого решения; дать сравнительную характеристику методов принятых управленческих решений.
Гипотеза: принятие управленческого решения может быть эффективным при условии учета различных технологий, навыков.
Введение……………………………………………………………….….3-7
Глава1. Процесс принятия управленческого решения ……………....7-16
Сущность управленческого решения………………………..…..9-10
Особенности принятия управленческого решения…………....10-15
Глава2. Технологии принятия управленческого решения…………...16-26
2.1Характеристика принятия управленческого решения…….……....16-26
2.2.Особенности технологий принятия управленческих решений….22-26
Заключение………………………………………………………..…….27-28
Список литературы……………………………………………………...…29
По степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности [4, 4].
Следует отметить, что выдвигая все новые и новые критерии можно выделить массу видов решений, но мы останавливаемся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его принятия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точки зрения технологии принятия решения нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.
При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой : [3, 298]
1.
Важность проблемы для
2.
Временной аспект решения
3.
Предварительная оценка
4.
Условия принятия решений,
5.
Характер (уровень) принятия решений:
индивидуальный или
6.
Характер модели проблемной
7.
Уровень формализации процесса
принятия решения. При
8.
Кратность принятия решения:
9. Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапрограммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, инструкции.
Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение к стандартным (рутинным) проблемам, которым соответствуют запрограммированные решения, и нестандартным (творческим) проблемам, которым отвечают решения незапрограммированные. К запрограммированным относятся такие решения, которые уже известны из прошлого опыта (или известен четкий алгоритм их получения) и сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму при возникновении стандартных проблем. Выработка же незапрограммированных решений требует новой информации, поиска ее нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.
Отнесение проблемы к тому или иному классу ее решений зависит от того, какова степень влияния неопределенности на эти ее элементы. Если проблема настолько ясна, что известны не только ее цели, альтернативы, затраты, критерии, но и само наиболее рациональное решение, то она является стандартной и к ней могут применяться шаблонные правила принятия решений. Если перечисленные элементы проблемы в основном ясны настолько, что они могут быть описаны не только качественно, но и количественно, но выбор решения из многих вариантов довольно сложен, то его принятие – это предмет исследования экономико-математического моделирования.
Самой
обобщающей классификацией проблем
является классификация, предложенная
Г.Саймоном, согласно которой все проблемы
подразделяются на три класса: [/infomanagement.ru/referat/
1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки;
2) неструктуризованные
или качественно выраженные
3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.
Хотя эта классификация не является устоявшейся, и некоторые проблемы могут со временем изменить свою принадлежность к определенному классу, она позволяет понять многое. Прежде всего отметим, что упоминавшиеся выше методы моделирования предназначены для хорошо структуризованных проблем.
Между классами хорошо структуризованных и неструктуризованных находится класс слабо структуризованных проблем. Согласно принятым определениям, к типичным слабо структуризованным проблемам относятся проблемы, обладающие следующими особенностями: принимаемые решения относятся к будущему, имеется широкий диапазон альтернатив, решение зависит от текущей неполноты технологических достижений, применяемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска, не полностью определены требования, относящиеся к стоимости и времени решения проблемы, проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что между перечисленными классами проблем не существует четкого различия. Многие новые проблемы первоначально выступают как неструктуризованные и слабо структуризованные, но по мере их анализа, превращаются в проблемы хорошо структуризованные и даже стандартные.
Каждая организация постоянно имеет дело
с различными классами проблем, соотношение
которых может различаться в зависимости
от объективных условий ее деятельности
и других факторов, определяющих степень
неопределенности, с которой она сталкивается.
В организации, которая является саморазвивающейся
системой, возникают новые потребности,
видоизменяются старые требования, появляются
новые возможности удовлетворения потребностей,
т.е. так или иначе появляются новые проблемы,
которые требуют новых творческих решений
. Эти творческие решения (инновационные)
особенно характерны для слабо структуризованных
проблем, примером которых могут быть
проблемы выбора в уникальных ситуациях.
Именно об этом речь пойдет в следующем
разделе работы.
Глава2. Технологии принятия управленческого решения
2.1.Характеристика принятия управленческого решения
Решение - это один из необходимых моментов волевого действия человека, состоящий в выборе цели действия и способов выполнения, или, вкратце - выбор альтернативы. Такое определение содержит три основных момента: воля человека, возможность (свобода) выбора и альтернатива.
Управленческое решение - это акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения, формула действия, вариант воздействия. Принятие решений является частью любой управленческой деятельности. Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.
Принятию решений присущи сознательная и целенаправленная деятельность; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; взаимодействие членов организации; включенность процесса принятия решений в другие процессы, происходящие в организации. В разрешении конфликтов принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности.
Функции
управленческого решения
Для того чтобы быть эффективным, решение должно удовлетворять ряду требований. Они таковы:
• быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени;
содержать механизмы реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, контроль при реализации решений;
• быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;
• быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
• быть гибким, т. е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
• предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.
При этом цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применить. Это предполагает использование различных видов нормирования при прогнозировании и планировании решений.
Решение
будет реализуемым, если оно предусматривает:
организацию, стимулирование (мотивацию),
контроль выполнения.
Подходы к принятию управленческого решения.
Перед тем как перейти к описанию содержания отдельных этапов процессов по подготовке, принятию и реализации решений, сформулируем некоторые общие положения, характеризующие этот процесс.
В условиях недостаточности информации по изучаемой проблеме, возможности все строго рассчитать и проанализировать, при множественности мнений о целях, критериях и т.д. может не существовать единственного, лучшего решения.
Принять решение – сравнительно легко, все сводится к выбору направления действий. Трудно принять «хорошее» решение. Принятие решения – процесс психологический, а человеческое поведение не всегда логично. Иногда людьми движет логика, иногда – чувства. Поэтому способы или методы (подходы), используемые руководителем, варьируют от спонтанных до высокологичных.
Итак, в зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решения делается акцент, можно выделить следующие два подхода к теоретическим построениям в этой области [5, 5].
В рамках
математической теории принятия решений
разрабатываются нормативные
Цель применения этих моделей – выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Нормативные модели делают акцент на том, как лицо, принимающее решение, должно подходить к принятию решений.