Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить явление технологических инноваций в сфере торговли на примере сети магазинов "Домоцентр".
Задачи работы:
рассмотреть понятие технологических инноваций;
привести пример технологических инноваций в сети магазинов "Домоцентр";
оценить перспективы развития технологических инноваций в сфере торговли.
Введение
1. Теоретический аспект
1.1 Классификация инноваций
1.2 Понятие технологических инноваций
2. Технологические инновации в сети магазинов "Домоцентр"
2.1 Роль технологических инноваций в повышении конкурентоспособности сети магазинов "Домоцентр" и основные тенденции развития инноваций на предприятии
2.2 Основные факторы, препятствующие успешной реализации инновационной деятельности сети магазинов "Домоцентр"
2.3 Виды технологических инноваций
2.4 Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки на примере сети магазинов "Домоцентр"
Заключение
Список литературы
Использование инноваций позволяет сети магазинов "Домоцентр" решать целый комплекс задач, связанных с повышением конкурентоспособности.
В
рыночной экономике
Сеть магазинов "Домоцентр" имеет достаточно высокие рейтинги конкурентоспособности на региональном рынке. Достичь этого стоило ей немалых усилий. Сейчас у организации налажены стабильные отношения с поставщиками, она занимает значительную долю рынка и продолжает развиваться и совершенствоваться, предлагая покупателю все более широкий ассортимент товаров, более высокое качество услуг. Конечно, такого стабильного положения на рынке можно добиться только при помощи внедрения инноваций. Помимо продуктовых инноваций, значительный эффект в свое время оказала компьютеризация деятельности организации. Новые технологии позволяют существенно ускорить как процесс обслуживания покупателей, так и процессы внутреннего учета и отчетности на рассматриваемом предприятии.
Российские предприятия торговли в последнее время уделяют повышенное внимание к инновациям, обеспечивающим технологическое развитие и рост конкурентоспособности. Технологическое обновление производства, осуществляется за счет внедрения новой техники и технологии, созданной как в собственной научно-технической сфере компании, так и приобретенной на рынке. В приложении 4 приведена схема превращения новшеств в инновации.
Эксперты выделяют общие для отраслей факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности. Данные факторы отражены в приложении 5.
В рамках опросов инновационно-активных предприятий, ежегодно проводимых Центром исследований и статистики науки Минпромауки РФ, трижды (в 2000, 2003 и 2005г.г.) осуществлялась оценка факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности. Руководители предприятий оценивали их относительную важность и степень влияния на инновационную активность. Полученные статистические данные верны и применительно к рассматриваемой организации. Основные факторы, ранжированные по уровню влияния, представлены в приложении 6.
Главными факторами, препятствующими инновационной деятельности, были и остаются финансовые - недостаток собственных денежных средств, а также финансовой поддержки со стороны государства. В других исследованиях вторым по важности фактором называются неприемлемые условия кредитования – что тоже является финансово-экономическим показателем. Как следует из представленных данных, низкая инновационная активность вызвана, по мнению предприятий, в первую очередь экономическими, а не производственными причинами. Вместе с тем такой производственный показатель, как низкий инновационной потенциал предприятия, переместился в списке факторов с седьмого (в 2000 году) на четвертое (в 2005 году) место. Это косвенно подтверждает факт разрушения производственной базы предприятий и устаревания имеющегося у них оборудования.
Интересно изменение в сети магазинов "Домоцентр" рейтинга таких факторов, как низкий платежеспособный спрос, низкая квалификация персонала, неразвитость инновационной инфраструктуры, законодательно-правовой базы, а также рынка технологий. Выявляемая смена приоритетов вполне коррелирует с теми объективными параметрами инновационной деятельности, которые были рассмотрены в предыдущем разделе.
Если
в законодательной области
В целом следует отметить, что грань между факторами, способствующими и препятствующими инновациям, очень тонкая. Бывает так, что то, что первоначально сдерживает инновационную деятельность, в определенной момент времени превращается в стимул для ее развития. Так, например, в начале 90-х предприятия оценивали как положительный фактор снижения влияния государства и министерств на их деятельность; затем оценки сместились, и теперь уже более популярной стала точка зрения о необходимости разумного регулирования инновационного процесса со стороны федеральных и местных властей.
Иногда причины неуспеха инноваций кроятся во внеэкономических факторах – как показывают опросы, инновационная деятельность редко реализуется в виде продуманной программы. Инициаторы инноваций не всегда представляют себе весь масштаб последующих взаимосвязанных изменений, не всегда к ним готовы и не всегда в состоянии с ними справиться. В частности это происходит и в сети магазинов "Домоцентр". А в условиях финансового дефицита отвлечение оборотных средств на инновационную деятельность, результаты и эффективность которой далеко не очевидны, представляется абсолютно нецелесообразным, и поэтому нередко инвестиции в инновации замораживаются или совсем прекращаются.
Структура затрат на инновации носит достаточно архаичный характер. Доля исследований и разработок в затратах на технологические инновации постоянно снижается. В 2005г. она, согласно данным ЦИСН, составила 14.2%, снизившись по сравнению с предшествующим годом почти на четверть, а в сравнении с 2003 годом – на треть. Для сравнения, в странах ОЭСР расходы на исследования и разработки составляют больше одной трети от инновационных затрат. Наиболее распространенным видом инновационной деятельности на российских предприятиях является приобретение машин и оборудования: на этот вид деятельности в 2004 году приходилось 52% суммарных затрат на инновации. В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 6.5% всех затрат на инновации (и соответственно на приобретение прав на патенты, лицензии, на промышленные образцы и полезные модели – 0.35%). Наименьший удельный вес в общем объеме инновационных затрат приходился на обучение и подготовку персонала (0.4%), а также на маркетинговые исследования (0.5%). Причем доля предприятий, проводящих работу с персоналом, а также маркетинговые исследования, в 2005 году снизилась в сравнении с уровнем 2000 года.
Руководство сети магазинов "Домоцентр" прекрасно осознает всю важность и необходимость подобных мероприятий для успешного функционирования организации, и поэтому проводит работу со своим персоналом, стремясь достичь совершенства в сфере работы с клиентом, а также проводит многочисленные маркетинговые исследования для выявления предпочтений потенциальных потребителей.
В целом, по данным ЦЭК за первое полугодие 2005 года, 75% инновационно-активных предприятий приобретали оборудование. Однако в структуре приобретаемого оборудования преобладали отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Выборочные опросы свидетельствуют также о том, что ввиду хронического дефицита средств распространенной практикой является покупка подержанного оборудования производства бывших стран-членов СЭВ, а также дешевого оборудования производства стран третьего мира. Все это говорит о том, что предприятия решают в первую очередь текущие проблемы замены изношенной техники, а не перехода на новый технологический уровень производства. В сети магазинов "Домоцентр" предпринимаются попытки реализовать именно переход на новый уровень производства, но, к сожалению, это не всегда возможно по тем же причинам, что и у других предприятий.
Об этом же свидетельствует снижение спроса на исследования и разработки, которое было зарегистрировано во всех социологических исследованиях последних лет. Вклад отраслевой науки в проектирование инноваций минимален, собственные исследования и разработки на предприятиях сворачиваются, и основным резервом остаются старые заделы и поддерживаемые на индивидуальном уровне неформальные связи между наукой и производством.
Проблему нехватки квалифицированных кадров отмечают многие предприятия, однако сложное финансовое положение не дает им возможность решать эту проблему так, как это сегодня необходимо. Сегодня около 70% руководителей малых фирм отмечают недостаток квалифицированных специалистов, и руководство рассматриваемого предприятия не является исключением. При этом примерно половина малых фирм не может позволить себе траты на повышение квалификации персонала ввиду финансовых ограничений. В среднем только одно из двадцати малых предприятий выделяет средства на образование своих сотрудников.
В области маркетинга и поиска рынков сбыта ситуация аналогична той, что сложилась в сфере подготовки кадров. На систематическую работу в этой области у предприятий нет средств, а в определенной степени нет и понимания того, насколько такая работа важна с точки зрения долгосрочных перспектив развития предприятия. Значительное число предприятий ориентируется на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок. Что касается научно-исследовательских подразделений, стремящихся найти коммерческое применение своих разработок, то и там маркетинг практически неразвит. Так, например, уже ставший нормальным явлением в научной среде свободный доступ к Интернет тем не менее практически не используется для коммерциализации результатов исследований и разработок. Как показали исследования бывших российских грантополучателей американских научных фондов, только 17% общего их числа пытаются использовать телекоммуникационные средства для поиска партнеров и коммерциализации продуктов и технологий, а в среднем по элитным научным институтам этот процент еще ниже и составляет 14% от общего числа пользователей Интернет. Руководство сети магазинов "Домоцентр" старается в меру своих возможностей пользоваться передовыми технологиями.
Коммерциализация результатов научной деятельности находится на весьма низком уровне, а связь между наукой и производством не налажена. Это влечет за собой то, что коренных изменений в технологическом уровне производства не происходит, и моральный и физический износ производственного оборудования растет. Усугубляющим ситуацию является то, что рынок интеллектуальной собственности пока еще очень слабо развит.
Организационно-
Целью ОТПП на рассматриваемом предприятии является подготовка технологической и организационной документации для продвижения новой продукции.
Задачи ОТПП в сети магазинов "Домоцентр":
Трудоемкость работ по ОТПП и затраты на ее проведение значительно превышают затраты на НИОКР.
Например, в США затраты на ОТПП в 11 раз больше затрат на НИОКР. По исследованиям, проведенным в Госуниверситете управления, это соотношение равно от 4,6 в мелкосерийном производстве до 8,0 в крупносерийном производстве.
Имеющийся
объем научных знаний позволяет
расширить гамму применения прогрессивных
технологических методов
Технологическая подготовка — это совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к качественной работе. В связи с сертификацией продукции в значительной мере повышаются требования к качеству продукции.
Единая
система технологической
Информация о работе Технологические инновации в сети магазинов "Домоцентр"