Техника принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка оптимальной техники принятия управленческих решений в деятельности фирмы.

В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:

описать сущность и виды управленческих решений;

изучить этапы принятия управленческих решений различными школами управления;

рассмотреть технологию принятия управленческих решений;

выявить источники неопределенности ожидаемых условий;

проанализировать правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости;

провести характеристику исследуемого объекта;

разработать оптимальную стратегию исследуемого предприятия в условиях неопределённости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Принятие решения. Определение рационального решения. 5
1.2. Модели принятия решений. 15
1.3. Методы принятия решений 16
1.4. Риск в принятии управленческих решений. 22
2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МЕДТЕХНИКА» 30
2.1. Краткая характеристика предприятия. Описание ситуации, которая требует принятия управленческого решения. 30
2.2. Выбор рационального решения. 31
2.3 Анализ системы принятия решения на предприятии. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Принятие управленческих решений.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

     К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

     Риск  при принятии решений может быть различным. В экономике различают несколько типов риска: страховой, валютный, кредитный и т.д. В зависимости от типа риска, вероятность его можно определить математическими и статистическими методами.

     Наиболее  желательный способ определения  вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.

     Во  многих случаях организация не располагает  достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

     Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность  потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить

     достаточно  релевантной информации, могущей  помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.

     Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

     Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.

     Как уже говорилось выше, решений, принимаемых  в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей республике, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в развитых странах.

     Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества  решений. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.

     При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные  исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты «Форд», «Крайслер» прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию нового автомобиля.

     Хорошим примером принятия решений в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества организации, каких либо финансовых операций и так далее.

     Руководитель  же страховой организации на основании  этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить страховых полисов для покрытия возможных убытков и получения прибыли.

     Например, руководитель автотранспортного предприятия  не уверен, что аварии будут, а если и будут – на какую сумму.

     Но  из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает раз в  год в аварию. Также известно, что средняя сумма ущерба от одной аварии – 2000 долларов. Имея парк из 100 машин, руководитель может принять решение, что в аварию попадут 10 машин и общий ущерб составит около 20 000 долларов и, следовательно, примет решение о страховании на такую сумму.

     На  практике решения, принимаемые в  условиях полной неопределенности, практически не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социо-культурной, политической и наукоемкой среде.

     Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования.

     В реальной практике неопределенность рассматривается  как единое целое. Неопределенности разделяются на две группы: объективные и субъективные. Объективные не зависят от руководителя или специалиста, разрабатывающих

     решение, при этом источник неопределенностей  находится вне организации. Субъективные неопределенности возникают из-за профессиональных ошибок, упущений. Источники неопределенностей находятся внутри организации. Специалисту нужно научиться уменьшать субъективные неопределенности.

     Можно выделить три уровня неопределенности:

     − низкий, не влияющий на процедуры РУР;

     − средний, требующий пересмотра существующих процедур РУР;

     − высокий, требующий разработки новых процедур РУР.

     Неопределенности  возникают по следующим причинам:

     − отсутствие полной, достоверной информации;

     − сложность обработки информации;

     − монополизация необходимых сведений внешними органами управления.

     Влияние характеристик информации на уровень  неопределенности весьма существенный. Руководителям необходимо больше доверяться документальной информации (дипломам, свидетельствам и т.д.).

     Задачи  специалиста для снижения неопределенности, работающего с информацией, заключаются  в следующем: поиске информации; отделение ценной информации от дезинформации; оценке характеристик информации; выделение из информации наиболее важной части, способствующей анализу текущего состояния объекта разработки решения.

     Поиск и выделение нужной информации требуют  соответствующих технологий, финансовых ресурсов и профессионализма – как важнейшей составляющей. Информация, в данном случае, оценивается по объему, доверенности, ценности и насыщенности.

     Объем информации характеризует полноту  информации о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения.

     Достоверность информации определяется соотношением реальных сведений и общего объема информации, %. Имеет три уровня: абсолютный – 100 %), доверительный – более 80 % и негативный, менее 80 %.

     Ценность  информации проявляется в снижении уровня затрат ресурсов (материалов, времени, средств) на принятие правильного решения. Ценность характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую стоимость.

     Насыщенность  информации – это соотношение  профессиональной и фоновой информации.

     Сложность обработки информации вызвана сложностью самой информации; нехваткой времени на ее обработку.

     Монополизация информации является причиной и следствием коррупции в различных органах управления.

     Риск  – это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или  неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой решения. Риски и управление неразрывно связаны между собой. Специалист не в состоянии устранить его полностью, но путем выявления сферы повышенного риска, его количественного измерения, он должен владеть ситуацией и управлять риском. Управление риском – нахождение баланса между уровнем риска и выгодой от реализации данного решения.

     Специалисту необходимо сопоставлять положительные  и отрицательные стороны возможных решений и оценивать их вероятностные последствия, т.е. определяют насколько приемлем и оправдан риск в сравнении с возможной выгодой.

     Основным  результатом управленческой деятельности является решение. Обычно управленческая деятельность разделяется на пять составляющих: организационная, экономическая, технологическая, социальная и правовая.

     Управление  рисками как научная и профессиональная специализация – сложная область  менеджмента, так как находится на стыке различных отраслей знаний и требует навыки использования инструментов в зависимости от видов рисков.

     В современной практике управления, в  условиях рыночных отношений, все инвестиции сопряжены с риском. В каждом конкретном случае необходимо учитывать различные виды рисков. Эффективность управления риском зависит от его вида и требует научно-обоснованной классификации. В соответствие с классификацией необходимо использовать способы и приемы, соответствующие данному виду (рис. 1.5.).

     Риски делятся на две группы: чистые и  спекулятивные.

     Чистые  риски означают возможность получения  отрицательного или нулевого результата. К этой категории рисков относятся природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков: производственные и торговые.

     Спекулятивные риски – это возможность получения  как отрицательного, так и положительного результата. К данной группе относятся финансовые риски. В зависимости от основной причины возникновения рисков они делятся на следующие группы: природные, экологические, политические, транспортные, коммерческие.

     К природным рискам относятся риски  потерь в результате стихийных бедствий (например, экономический ущерб в результате землетрясения, наводнения, урагана и т.п.).

     Экологические риски – вероятность потерь или  дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.

       

     Рис. 1.5. Виды рисков 

     Политические риски – вероятность имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы расстановки политических сил в обществе, политической нестабильностью. Политические риски не зависят от

     хозяйственного  объекта и связаны с политической ситуацией в государстве. К таковым относятся: потери вследствиемассовых беспорядков (забастовок, митингов); политических переворотов, революций, конфискации имущества и т.п., также к этой категории можно отнести риски существенных изменений нормативных актов (например, изменение налогового законодательства и т.п.).

Информация о работе Техника принятия управленческих решений