Техника принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка оптимальной техники принятия управленческих решений в деятельности фирмы.

В связи с этой целью необходимо решить следующие задачи:

описать сущность и виды управленческих решений;

изучить этапы принятия управленческих решений различными школами управления;

рассмотреть технологию принятия управленческих решений;

выявить источники неопределенности ожидаемых условий;

проанализировать правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости;

провести характеристику исследуемого объекта;

разработать оптимальную стратегию исследуемого предприятия в условиях неопределённости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Принятие решения. Определение рационального решения. 5
1.2. Модели принятия решений. 15
1.3. Методы принятия решений 16
1.4. Риск в принятии управленческих решений. 22
2. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МЕДТЕХНИКА» 30
2.1. Краткая характеристика предприятия. Описание ситуации, которая требует принятия управленческого решения. 30
2.2. Выбор рационального решения. 31
2.3 Анализ системы принятия решения на предприятии. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Принятие управленческих решений.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

      Характерными  внешними чертами неудачного руководителя являются излишняя мягкость, недостаточный опыт, многословие, неряшливый вид. К качествам преуспевающего руководителя можно отнести следующие качества: любознательность, смелость, коммуникабельность, уверенность в своих силах, терпение к ошибкам, опыт, решительность, обаяние, уравновешенность и т.п.

      Перечисленные факторы формируют авторитет  руководителя. В психологии управления существует несколько разновидностей авторитета: авторитет расстояния, авторитет доброты, авторитет компенсации, педантизма, чванства и подавления.

      Авторитет расстояния формируется путем создания искусственных барьеров в контактах  и передаче информации между руководителями и исполнителями его решения. Эффект недоступности руководителя стимулирует подчиненного на инициативные решения (в случае, если исполнитель решителен и уверен в своих силах).

      Авторитет доброты формируется в результате преувеличенного проявления чуткости, жалости и доброты к подчиненным. Роль утешителя сплачивает подчиненных при выполнении решений руководителя. Однако данный авторитет будет способствовать более длительному выполнению работы.

      Авторитет компенсации создается при использовании  сильных побудительных мотивов  для выполнения задания. В этом случае подчиненному важен не результат, а компенсация. Для скучных и тяжелых работ данный авторитет приносит хороший результат (пример дрессировщика с тиграми: дал мясо, они делают трюк).

      Авторитет педантизма создается при детальной  предварительной проработке руководителем  задания и выдаче их подчиненным. Жестокая регламентация заданий увеличивает вероятность их выполнения в срок. Здесь профессионализм руководителя играет решающую роль. В этом случае роль исполнителя сводится к простой рутинной работе без элементов творчества. Такой авторитет приводит к текучке кадров.

      Авторитет чванства формируется путем искусственного раздувания авторитета руководителя в глазах подчиненных.

      Данный  авторитет может привести с одной  стороны к эффективному воздействию  руководителя на подчиненных как самому, так и через других людей, и с другой стороны к завышенному самомнению руководителя и постепенной потере стремления к повышению квалификации.

      Авторитет подавления организуется в результате преобладания приоритетов власти над  приоритетами основного персонала организации. Однако непрофессиональное создание такого авторитета может привести к слабо воздействующим угрозам и наказаниям, а также к бунтам среди персонала.

      Немного о влиянии темперамента на РУР. Выделяют четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

      Личности  холерического темперамента предпочитают быстроты, оперативность и индивидуализм при РУР. Часто данные качества важнее, чем детальная проработка решений. Однако холерики не успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Их решения чаще носят спонтанный характер. Данные решения характеризуются высоким уровнем риска, решительного и бескомпромиссного.

      Личности  сангвинического темперамента быстры и оперативны при РУР, однако индивидуализму предпочитают коллективное обсуждение проблем и принятия решений.

      Личности флегматического темперамента предпочитают затратить больше времени на РУР, чем на реализацию. Для них важнее избыток информации, мнений, советов по решаемым проблемам. Данные решения характеризуются высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы.

      Личности  меланхолического темперамента пытаются учесть все возможные последствия  реализации решений. Часто второстепенные проблемы возводят в роли первостепенных. Меланхоликам нужен больший объем информации, времени, советов для РУР. Они принимают эффективные решения в области стратегии, управления и т.д.

      В реализации действий по разработке управленческих решений редко встречаются люди с ярко выраженными чертами этих личностей, чаще это промежуточные личности.

      Также на процесс принятия решения оказывает  влияние и пол лица, принимающего решение. В табл. 1.1 представлены основные отличия мужских и женских стилей управления.

      Таблица 1.1

      Стили управления 

Женский Мужской
Основан на взаимоотношениях Основан на борьбе за выживание
Ориентирован  на доверие Ориентирован  на действия по должностной инструкции
Предусматривает широкий обмен информацией для  поддержания отношений Предусматривает широкий обмен информацией для получения власти
Благосклонен  к разделению властных полномочий Благосклонен  к концентрации властных полномочий
Основан на ожидании расчетного результата деятельности Основан на обязательном получении  результата
Допускает эмоции в отношениях  
Предпочитает  в качестве основы неформальные отношения   

     1.2. Модели принятия  решений.

 

     Для принятия оптимальных решений необходимо использовать научный метод. В науке управления научный метод подразумевает наличие определенной структуры процесса принятия решений и использование различных методов и моделей принятия решений.

     Модели  принятия решений. Моделирование широко используется для принятия решений. Модель – это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от оригинала, но сохраняющей основные его характеристики. Причинами, обуславливающими применение моделирования в экономике, являются: естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее.

     В науке управления используются следующие  модели:

     − теория игр;

     − модели теории очередей;

     − модели управления запасами;

     − модель линейного программирования;

     − транспортные задачи;

     − имитационное моделирование;

     − сетевой анализ;

     − экономический анализ.

     Теория  игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр изначально была разработана военными с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, модификацию и освоение новой продукции, предложения дополнительного обслуживания и т.д. Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и увеличивает конкурентоспособность.

     Модели  теории очередей, или модели оптимального обслуживания используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяются в различных ситуациях, где есть клиенты и пункты их обслуживания (резервирование билетов по телефону, обслуживание клиентов в банке, количество разгрузочных площадок на складах и т.д.). Используются для уравновешивания расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального. Например, если клиент в банке слишком долго ждет своей очереди на обслуживание, у него может возникнуть желание поменять банк. Следовательно, необходимо увеличить численность персонала, обслуживающего клиентов. На сколько человек необходимо увеличить численность, поможет модель теории очередей.

     Модели  управления запасами используются для  определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции  на складах. Цель данной модели – оптимизация запасов на предприятии.

     Модели  линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Данный вид модели наиболее распространен на промышленных предприятиях. Он заключается в том, что помогает максимизировать прибыль при наличии одного, нескольких ресурсов, каждый из которых используется для производства нескольких видов товара. Обычно при решении оптимизации данного типа моделей обычно используется Симплекс-метод.

     Транспортные  задачи – это задачи, с помощью  которых оптимизируется доставка ресурсов при наличие нескольких пунктов  получения при различной стоимости  доставки в различные пункты, является частным видом задач линейного  программирования.

     Экономический анализ один из самых распространенных методов моделирования, хотя он и не воспринимается как моделирование. Экономический анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Экономический анализ включает в себя анализ безубыточности, определение прибыли на инвестированный капитал, величину чистой прибыли на данный момент времени и т.д. Данные модели широко применяются в бухгалтерском и финансовом учете.

     1.3. Методы принятия  решений

 

     Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирования. Однако по традиции термин <модель> обычно относится лишь к методам общего характера, только что описанным выше, а также к многочисленным их специфическим разновидностям. В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.

     Платежная матрица.

     Суть  каждого принимаемого руководством решения - выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям.

     Платежная матрица - это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.

     По  словам Н. Пола Лумбы: «Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу».

     Слова «в сочетании с конкретными обстоятельствами» очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически свершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным.

     В целом платежная матрица полезна, когда:

     1. Имеется разумно ограниченное  число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.

     2. То, что может случиться, с полной  определенностью не известно.

     3. Результаты принятого решения  зависят от того, какая именно  выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.

     Кроме того, руководитель должен располагать возможностью объективной оценки вероятности релевантных событий и расчета ожидаемого значения такой вероятности. Руководитель редко имеет полную определенность. Но также редко он действует в условиях полной неопределенности. Почти во всех случаях принятия решений руководителю приходится оценивать вероятность или возможность события. Из предшествующего рассмотрения напомним, что вероятность варьирует от 1, когда событие определенно произойдет, до 0, когда событие определенно не произойдет. Вероятность можно определить объективно, как поступает игрок в рулетку, ставя на нечетные номера. Выбор ее значения может опираться на прошлые тенденции или субъективную оценку руководителя, который исходит из собственного опыта действий в подобных ситуациях.

     Если  вероятность не была принята в  расчет, решение всегда будет соскальзывать в направлении наиболее оптимистических последствий. Например, если исходить из того, что инвесторы на удачной кинокартине могут иметь 500% на инвестированный капитал, а при вложении в торговую сеть - в самом благоприятном варианте всего 20%, то решение всегда должно быть в пользу кинопроизводства. Однако если взять в расчет, что вероятность большого успеха кинофильма весьма невысока, капиталовложения в магазины становятся более привлекательными, поскольку вероятность получения указанных 20% очень значительна. Если взять более простой пример, то выплаты при ставках в заезде на длинную дистанцию на скачках выше, поскольку выше вероятность, что не выиграешь вообще ничего.

Информация о работе Техника принятия управленческих решений