SWOT – анализ и выбор стратегии развития организации в условиях предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – углубленное освоение одной из важных проблем менеджмента – комплексный анализ внутренней и внешней среды предприятия, выбор стратегии его развития.

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

 

      3. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ОРГАНИЗАЦИИ

 

     Управленческое  обследование внутренней среды организации  будем проводить по таким направлениям при помощи определённых ключевых вопросов: маркетинг, финансы, кадры, производство, организационная культура и имидж  предприятия.

     3.1 Исследование деятельности предприятия  с позиций маркетинга

 

     Маркетинговое подразделение фирмы прилагает  максимальное усилие для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа предприятия, разработки новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг.

     Предприятие концентрирует усилия на одной части  рынка – рынке предприятий-потребителей. Эти потребители представляют реальный платежеспособный спрос. Основным преимуществом  данной стратегии охвата рынка является обеспечение предприятию прочной рыночной позиции в обслуживаемых сегментах. Но, не смотря на это, наблюдается недостаточное развитие данного подразделения. Как уже было сказано, основными потребителями производимого оборудования являются торговые марки «САРМАТ» и «КИЕВ-КОНТИ». Поэтому для достижения наибольшего развития предприятия требуется проводить дополнительные исследования в области пивоваренной и кондитерской отрасли, с целью изучения потребностей клиентов перечисленных отраслей, а также расширять ассортимент в сфере горношахтного инвентарного оборудования.

     Что касается ценовой политики, то здесь  требуются некоторые изменения её направления. Т.к. растут цены на сырьё и энергоносители, следовательно себестоимость продукции увеличивается, то в данном случае  затратный метод не будут содействовать достижению поставленных целей предприятия. Считаю, что на предприятии целесообразно использовать такие методы ценообразования как ценообразование на основе анализа безубыточности, ценообразование с ориентацией на конкурентов.

      Фирма производит целенаправленную работу по повышению качеству выбранного ассортимента товаров и услуг, добиваясь наибольшего соответствия его показателей потребительским требованиям.

            При работе с постоянными потребителями продукции, которые заказывают продукцию ежемесячно и в определенном объеме, для стабилизации сбыта применяется метод "лояльности" к постоянным потребителям.

     Недостатком работы предприятия с точки зрения маркетинга является отсутствие высококвалифицированных специалистов-маркетологов и недостаточный опыт работы персонала отдела сбыта, что не позволяет проводить необходимые исследования рынка, разрабатывать эффективную программу продвижения товара на рынок, в т.ч. рекламные компании.

     3.2 Анализ финансового  положения ЗАО «Агат»

 

      Политику  финансирования определим как деятельность в сфере привлечения средств  для выполнения финансовых обязательств и осуществления расходов на обеспечение расширенного производства. Источники финансирования являются собственные средства фирмы и кредиты в банках.

   На 31.12.07 г. собственные средства составляли 75% валюты баланса, тогда как на 31.12.06 р. 67%. Рост за 2007 г. составил 8 %. Это связано с увеличением нераспределенной прибыли, а также резервного капитала, что положительно повлияло на финансовую устойчивость предприятия.

   Ссудные средства на 31.12.07 г. составили 25% валюты баланса, а на 31.12.06 г. составляли 31%. Снижение за 2006 г. на 6%. Это связано в первую очередь со значительным сокращением статьи кредиторской задолженности за товары и услуги и снижением величины краткосрочных кредитов банков, что повысило независимость предприятия от внешних источников финансирования.

   Одним из важных моментом политики финансирования деятельности предприятий является наличие собственных оборотных средств. На 31.12.06 г. собственные оборотные средства завода составили 7894,00 тыс.грн., тогда как на 01.12.06 г. их размер составлял 9987,00 тыс.грн. Общий размер средств увеличился в 2007 г. на 2093,00 тыс.грн. Позитивная динамика свидетельствует о наращивании собственных оборотных средств, укрепления финансовой стабильности предприятия.

   В сложившейся экономической ситуации необходимо расширять поиск снижения дебиторской задолженности, и направлять средства на расширение производственной деятельности. Отмети также неблагоприятное влияние снижение инвестиционной активности в средства предприятия, здесь главной причиной является нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране. Но в целом предприятие имеет потенциальные возможности привлечения инвесторов как внешних, так и внутренних.

     Таким образом финансовое состояние предприятия следует признать достаточно устойчивым, но возможность восстановления необходимого равновесия существует, в том числе за счет увеличения объемов деятельности и получаемой прибыли, которую следует направлять на развитие предприятия – пополнение оборотных средств, проведение маркетинговых мероприятий, обновление технической базы и т.п.

 

     

     3.3 Оценка кадрового потенциала  предприятия

 

  На  предприятии ООО «Крафт» особое внимание уделено найму работников. Наим персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условию данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании на основе определенных требований предприятия. На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста, социальные гарантии для каждого работника завода и обязательное страхование их жизни.

 Ежегодно  работники предприятия в сфере производства проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности. Отсюда вытекает высокая продуктивность труда, высокая трудовая этика и высокая квалификация персонала. Также выплачиваются премии из фонда оплаты труда за конечным результатом.

   Численность персонала на предприятии является оптимальной, поэтому нет необходимости  в сокращении работников. Но наблюдается текучесть кадров, в большем объеме утрата ведущих специалистов. Средний возраст ведущих конструкторов и инженеров предприятия находится на уровне 70 лет. Поэтому необходимо создавать возможности, проводить конкурсы, дополнительные исследования в сфере поиска более молодых специалистов в данной области, поскольку от этого зависят качественные характеристики выпускаемой продукции. А в современном мире потребитель также обращает внимание, как и на дизайн, так и на качество товара.

   Наша  продукция неподвластна сезонным колебаниям, поэтому это не обязывает к  вынужденному временному увольнению рабочих.

     Отмети также, что около 80% управленческого состава предприятия имеет солидный опыт работы и стаж работы, что свидетельствует о достаточной компетенции руководящих кадров. Но как уже отмечалось раньше наблюдается нехватка специалистов-маркетологов и недостаточный опыт работы персонала отдела сбыта, что не позволяет проводить необходимые исследования рынка, разрабатывать эффективную программу продвижения.

     На  предприятии наблюдаются стабильные доброжелательные отношения в трудовом коллективе, хорошая трудовая дисциплина, высокая эффективность использования трудовых ресурсов.

     Поэтому для достижения поставленных целей  предприятию следует рассмотреть возможность повышения профессионального уровня работников: специалистов – стажировки у специалистов первой и высшей категории, ведущих специалистов, через курсы повышения квалификации, обучение в высших учебных заведениях, а также проводить политику «омоложения персонала»

     3.4 Анализ производственных возможностей

 

  ООО «Крафт» специализируется на производстве оборудования для изготовления пива, кондитерских изделий, а также мелкого горношахтного инвентарного оборудования. 70% станков предприятия нуждаются в значительных расходах природного газа и электроэнергии. На протяжении 2005-2006 лет росли цены на природный газ, уголь, электроэнергию. Для нейтрализации неблагоприятного влияния факторов внешней среды на результаты работы предприятия, руководством завода были приняты меры по разработке и реализации комплексных программ, направленных на оптимизацию и минимизацию расходов предприятия, оптимизацию производственных и управленческих процессов, снижению энергоемкости производства.

   Наибольшую  угрозу для развития производства представляет сырьевая направленность экспорта Украины, что говорит о возможности  нехватки ресурсов в будущем, а также за счёт этого многие предприятия используют зарубежное оборудование,  которое может быть изготовлено из украинского сырья.

   Наше  производственное  оборудование имеет  достаточный уровень обслуживания, но требует модернизации некоторых станков. Поэтому необходимо направлять инвестиции в модернизацию производственных мощностей, о чём свидетельствует коэффициент износа станков металлопрокатного цеха, равный 0,6.

   Наша  продукция неподвластна сезонным колебаниям, поэтому это не обязывает к вынужденному временному увольнению рабочих.

   Что же касается поставок, то материалы всегда пополняются по мере надобности, поэтому они не успевают устаревать. Поставщики предоставляют материалы без задержек. Закупки материалов рассчитаны на снижение размера запасов и времени выполнения заказа. При поступлении новых материалов ведется их учет и за каждым материалом фиксируется материально - ответственное лицо. В процессе своей производственной деятельности предприятие выделяет  два основных поставщика, но в связи с данной  неблагоприятной политической и экономической  обстановкой требуется внести новшества в этой сфере, расширить сеть поставщиков, что даст возможность увеличит качество производимой продукции, либо за счёт этого увеличить свои преимущества перед конкурентами. В данный момент мы можем снизить цены, т.к. не имеем достаточно большое число конкурентов, но для этого необходимо проводить значительные маркетинговые исследования в сфере сбыта нашей продукции.

   Необходимо  отметить, что для реализации поставленных целей предприятие должно стремиться использовать мировой опыт в конструкторских разработках, создавать новые идеи, вносить новшество в оборудование, делать его более функциональным, чтобы уменьшить долю импорта в данной сфере.

  Анализируя  систему качества предприятия, то здесь  позитивные результаты работы были достигнуты благодаря функционированию на предприятии системы менеджмента качества, сертифицированного международным наблюдательным обществом "ТЮФ НОРД" на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000.

     Еще одним существенным фактором выпуска  качественной продукции является использование  в производстве только качественных материалов, которые поставляются надежными поставщиками по долгосрочным контрактам.

     3.5 Изучение организационной культуры и имиджа фирмы

 

   Необходимым условием реализации поставленных целей  является наличие или создание определенной организационной культуры. Нормы  такой организационной культуры должны быть уникальными для предприятия  и недоступными для конкурентов. Этим будет обусловлена стратегическая устойчивость данного предприятия.

     Не  смотря на высокую производительную и качественную работу сотрудников предприятия, высокую трудовую этику, у трудового коллектива не сформирована в полной мере единая система ценностей, уважения к традициям предприятия и истории его развития, отсутствует так называемый «фирменный патриотизм». Это вполне объяснимо, поскольку основным стимулом трудовой деятельности на нынешнем этапе развития остается уровень заработной платы, и еще достаточно долго такая ситуация сохранится. Формализация деятельности подразделений обеспечивается разработанными положениями об отделах, в которых также как и в должностных инструкциях содержится перечень прав и обязанностей отделов, их взаимодействие с другими подразделениями по вертикали и горизонтали. На исследуемом предприятии организационная культура не является самым слабым местом. Но работники более низших производственных подразделений для руководства  - это не ценность, а ресурс организации, это исполнители отдельных работ.

     На  предприятии с начала 2006 года проводят более интенсивное развитие организационной  культуры предприятия. Проводят ежеквартально  собрание, на котором присутствуют все сотрудники. На этих собраниях руководитель предоставляет возможность выступить всем директорам и менеджерам подразделений с отчетом о проделанной работе за квартал, а именно: темпы роста прибыли, темпы роста производительности труда. Также на этих собраниях определяются цели на будущий квартал, они фиксируются и на следующем собрании сопоставляются фактические выполненные и плановые цели. То подразделение, которое выполнило поставленные цели лучше, чем другие поощряется премиями, поучительной литературой и пр. Такой подход к управлению мотивирует работников, также они четко себе представляют план работы на период, что способствует росту производительности труда. Обобщим перечень сильных и слабых сторон предприятия в таблице 3.1  

Информация о работе SWOT – анализ и выбор стратегии развития организации в условиях предприятия