Связь оценки персонала с системой обучения и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 03:03, контрольная работа

Описание работы

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную

жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-

технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное

обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения

квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально

организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения

является получение образования.

Работа содержит 1 файл

контр.юля.docx

— 360.59 Кб (Скачать)
 
 
 

Таблица 2.

Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа Главные задачи бучения
1.Учащаяся  молодежь Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельно-

сти в сочетании с практической подготовкой по специально-

сти на рабочем месте (так называемая двойственная систе-

ма образования: профессиональная школа — производство)

2.Специалисты   с опытом работы Повышение квалификации для углубления специальных

знаний по специальности

3.Руководители  опытом работы Отработка поведения  на случай возникновения конфликт-

ных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия

решений, выработка  сдержанности и т.п.

 
 

3. Методы обучения персонала 

Приведем методы профессионального обучения на рабочем

месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл.3). 

Методы обучения персонала на рабочем месте

Таблица 3.

Методы  обучения Характерные особенности  метода
1.Направленное

приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем

месте, основу планирования составляет индивидуаль-

ный план профессионального обучения, в котором

изложены цели обучения 
 

2.Производственный

инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация,

ознакомление обучающегося с его новой рабочей

обстановкой

3. Смена  рабочего

места (ротация)

Получение знаний и  приобретение опыта в результате

систематической смены  рабочего места. В результате

этого за определенный промежуток времени создает-

ся представление о многогранности деятельности

и производственных задач (специальные программы

молодого поколения  специалистов)

4. Использование

работников в качестве

ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами

высшего и качественно  иного порядка задач при

одновременном принятии на себя некоторой доли

ответственности

5. Подготовка

в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях

в проектных группах, создаваемых на предприятии для

разработки крупных, ограниченных сроком задач

 

Методы профессионального  обучения вне рабочего места

предназначены прежде всего для получения теоретических зна-

ний и для обучения умению вести себя в соответствии с требо-

ваниями производственной обстановки (табл.4).

Остановимся подробнее  на характеристике конечного метода обу-

чения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло

значение методов  обучения квалифицированных кадров, согласно

которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах

вне рабочего места  обсуждают рабочую ситуацию и  вместе зани-

маются поиском  возможностей ее решения (речь идет о  японском

методе ≪кружок  качества≫, который применяется  в США и Евро-

пе). В Германии этот метод называется ≪вместо учебы≫. Оба мето-

да имеют ряд  одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие груп-

пы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия

в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы

группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отли-

чаются друг от друга прежде всего постановкой цели. ≪Кружок

качества≫ прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на

результат экономическую  эффективность обучения квалифициро-

ванных кадров, в  то время как группа ≪вместо учебы≫ на передний

план выдвигает  элементы обучения квалифицированного работника,

ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения,

способы общения.

Таблица 4 

Методы обучения персонала вне рабочего места 

Метод обучения Характерные особенности  метода
1. Чтение лекций Пассивный метод  обучения, используется для изло-

жения теоретических и методических знаний, прак-

тического опыта

2. Программированные

курсы обучения

Более активный метод  обучения, эффективен для

получения теоретических  знаний

3. Конференции,

Семинары

Активный метод  обучения, участие в дискуссиях раз-

вивает логическое мышление и вырабатывает спосо-

бы поведения в различных ситуациях

4. Метод  обучения

руководящих кадров,

основанный на самосто-

ятельном решении кон-

кретных задач из произ-

водственной практики

Моделирование организационной  проблемы, кото-

рую должны решить участники (слушатели) группы.

Позволяет соединить  теоретические знания и прак-

тические навыки, предусматривает обработку ин-

формации, конструктивно-критическое  мышление,

развитие творчества в процессах принятия решений

5. Деловые  игры Обучение манере вести себя в различных производ-

ственных ситуациях, при ведении переговоров, при-

чем обладатели ролей  должны вырабатывать аль-

тернативные точки зрения

6. Методы  решения

производственно-эко-

номических проблем

с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конку-

рирующих предприятиях. Слушатели распределяют

между собой роли конкурирующих между собой фик-

тивных организаций. С помощью исходных данных

слушатели должны принять  соответствующие реше-

ния для нескольких стадий производства продукции

или услуг (производство, сбыт, финансирование,

кадровые вопросы  и т.д.)

7. Рабочая  группа

(≪кружок качества≫

и ≪вместо учебы≫)

Молодые специалисты  разрабатывают конкретные

решения по проблемам  управления организации,

объединившись в  рабочие группы. Разработанные

в рабочих группах  предложения передаются руко-

водству организации, которое рассматривает пред-

ложения, принимает по ним решения и информирует

рабочую группу о  принятии или отклонении ее пред-

ложений

 

Говоря об экономической  и социальной эффективности обуче-

ния квалифицированных кадров необходимо отметить следующее.

Обучение квалифицированных  кадров является эффективным

в том случае, если связанные с ним издержки будут  в перспек-

тиве ниже издержек организации на повышение производитель-

ности труда за счет других факторов или издержек, связанных

с ошибками в найме  рабочей силы. Поскольку определение  ре-

зультатов, достигнутых с помощью обучения квалифицирован-

ных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо

экономическая эффективность  обучения в форме снижения из-

держек, которые поддаются точному расчету. Обучение квали-

фицированных кадров затрагивает важные факторы социальной

эффективности. Повышение  профессионального мастерства по-

ложительно отражается на гарантии сохранения рабочего мес-

та, возможностях повышения  в должности, расширении внеш-

него рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве

собственного достоинства  и возможностях самореализации. 

4. Роль службы управления  персоналом

в организации обучения кадров

Ведущую роль в организации  обучения квалифицированных

кадров играют кадровые службы. На примере российской газовой

промышленности можно  проанализировать деятельность кадро-

вых служб в организации и осуществлении программ повышения

квалификации кадров. Этим заняты следующие структуры*.

Отраслевой научно-исследовательский  учебно-тренажерный центр

(ОНУТЦ) — головная  организация, ответственная за  повышение

квалификации и  развитие системы непрерывного обучения руко-

водителей и специалистов организаций газовой промышленности.

Назначение и основная деятельность ОНУТЦ:

• создание системы  профессиональной подготовки, повыше-

ния квалификации и переподготовки кадров;

• разработка организационной, нормативной и методической

документации для  центров профессиональной подготовки;

• разработка и внедрение  полномасштабных, дисплейных тре-

нажеров и автоматизированных обучающих систем;

• разработка учебно-методических пособий и учебных про-

грамм повышения  квалификации;

• организация и  проведение обучения управленческого  пер-

сонала по плану заказчика;

• организация и  проведение семинаров.

Управление кадров и социального развития отрасли  разраба-

тывает основные принципы функционирования системы непре-

рывного обучения (СНО); принимает принципиальные решения

о перспективных  направлениях обучения и финансирования пе-

реподготовки кадров; планирует контингент обучающихся и орга-

низует обучение кадров; ведет информационный банк данных по

обучению управленческого  персонала.

Учебно-методический совет (УМС) рассматривает комплекс-

ные, перспективные и рабочие программы функционирования

СНО, перспективные  направления деятельности по развитию

СНО, новые виды обучения и дает рекомендации по их исполь-

зованию.

В межотраслевых  центрах обучения (МЦО) (институты  повы-

шения квалификации других ведомств, Центр подготовки менед-

жеров при Российской экономической академии, Институт выс-

ших управленческих кадров, бизнес-школа и т.д.) ведется под-

готовка и повышение  квалификации высших управленческих

кадров отрасли. Основной задачей таких центров является озна-

комление с методами управления производством, экономикой

отрасли, социально-психологическими методами управления

трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров

слушателями ведется  Управлением кадров и социального  развития

отрасли.

Факультеты повышения  квалификации (ФПК) функциониру-

ют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на

этих ФПК определяется с учетом предложений производствен-

ных организаций отрасли, развития экономики, техники и тех-

нологии отрасли.

Курсы повышения  квалификации выполняют задачу повышения

квалификации менеджеров в производственной сфере. Управлен-

цев знакомят с достижениями в области бурения, транспорта

и переработки газа. Помимо этого изучаются новые  формы и ме-

тоды управления производством. Планирование и комплектацию

контингента слушателей проводит ОНУТЦ.

В российских организациях отраслей топливно-энергетиче-

ского комплекса разработано большое количество программ по-

вышения квалификации, соответствующих многообразию фун-

кций руководителя. Часть программ с модульной формой обу-

чения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело

в том, что при  хорошей теоретической и практической подго-

товке у менеджера существует потребность в правильной поста-

новке и тренировке конкретных приемов исполнения должност-

ных обязанностей. Особенно широко используют тренинг для

закрепления до автоматизма  навыков управления в кризисных

ситуациях и в  вопросах, которым организация уделяет  повышен-

ное внимание.

              7.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В российской практике сложились три типа аттестации по при-

надлежности к сферам деятельности персонала: аттестация го-

сударственных служащих, аттестация научных и научно-педаго-

гических работников и аттестация персонала организаций основ-

ного звена управления.

Аттестация государственного служащего — оценка уровня про-

фессиональной подготовки и соответствия государственного слу-

жащего занимаемой должности государственной службы, а так-

же с целью решения  вопроса о присвоении государственному

служащему квалификационного  разряда. Аттестация проводит-

ся не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в че-

тыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанав-

ливаются федеральными законами и законами субъектов Россий-

ской Федерации.

Информация о работе Связь оценки персонала с системой обучения и развития