Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 03:03, контрольная работа
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную
жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-
технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное
обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения
квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально
организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения
является получение образования.
Таблица 2.
Задачи обучения для отдельных целевых групп
Целевая группа | Главные задачи бучения |
1.Учащаяся молодежь | Теоретическая начальная
подготовка вне сферы деятельно-
сти в сочетании с практической подготовкой по специально- сти на рабочем месте (так называемая двойственная систе- ма образования: профессиональная школа — производство) |
2.Специалисты с опытом работы | Повышение квалификации
для углубления специальных
знаний по специальности |
3.Руководители опытом работы | Отработка поведения
на случай возникновения конфликт-
ных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |
3.
Методы обучения персонала
Приведем методы профессионального обучения на рабочем
месте. Эта форма подготовки
осуществляется с конкретной постановкой
задачи на рабочем месте (табл.3).
Методы обучения персонала на рабочем месте
Таблица 3.
Методы обучения | Характерные особенности метода |
1.Направленное
приобретение опыта |
Систематическое планирование
обучения на рабочем
месте, основу планирования составляет индивидуаль- ный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения |
2.Производственный
инструктаж |
Информация, введение
в специальность, адаптация,
ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
3. Смена
рабочего
места (ротация) |
Получение знаний и
приобретение опыта в результате
систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создает- ся представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов) |
4. Использование
работников в качестве ассистентов, стажеров |
Обучение и ознакомление
работника с проблемами
высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности |
5. Подготовка
в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое
в учебных целях
в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
Методы профессионального обучения вне рабочего места
предназначены прежде всего для получения теоретических зна-
ний и для обучения умению вести себя в соответствии с требо-
ваниями производственной обстановки (табл.4).
Остановимся подробнее на характеристике конечного метода обу-
чения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло
значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно
которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах
вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе зани-
маются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском
методе ≪кружок качества≫, который применяется в США и Евро-
пе). В Германии этот метод называется ≪вместо учебы≫. Оба мето-
да имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие груп-
пы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия
в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы
группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отли-
чаются друг от друга прежде всего постановкой цели. ≪Кружок
качества≫ прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на
результат экономическую эффективность обучения квалифициро-
ванных кадров, в то время как группа ≪вместо учебы≫ на передний
план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника,
ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения,
способы общения.
Таблица 4
Методы обучения
персонала вне рабочего места
Метод обучения | Характерные особенности метода |
1. Чтение лекций | Пассивный метод
обучения, используется для изло-
жения теоретических и методических знаний, прак- тического опыта |
2. Программированные
курсы обучения |
Более активный метод
обучения, эффективен для
получения теоретических знаний |
3. Конференции,
Семинары |
Активный метод
обучения, участие в дискуссиях раз-
вивает логическое мышление и вырабатывает спосо- бы поведения в различных ситуациях |
4. Метод
обучения
руководящих кадров, основанный на самосто- ятельном решении кон- кретных задач из произ- водственной практики |
Моделирование организационной
проблемы, кото-
рую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и прак- тические навыки, предусматривает обработку ин- формации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений |
5. Деловые игры | Обучение манере
вести себя в различных производ-
ственных ситуациях, при ведении переговоров, при- чем обладатели ролей должны вырабатывать аль- тернативные точки зрения |
6. Методы
решения
производственно-эко- номических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов,
происходящих на конку-
рирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фик- тивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие реше- ния для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) |
7. Рабочая
группа
(≪кружок качества≫ и ≪вместо учебы≫) |
Молодые специалисты
разрабатывают конкретные
решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руко- водству организации, которое рассматривает пред- ложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее пред- ложений |
Говоря об экономической и социальной эффективности обуче-
ния квалифицированных кадров необходимо отметить следующее.
Обучение квалифицированных кадров является эффективным
в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспек-
тиве ниже издержек организации на повышение производитель-
ности труда за счет других факторов или издержек, связанных
с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение ре-
зультатов, достигнутых с помощью обучения квалифицирован-
ных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо
экономическая эффективность обучения в форме снижения из-
держек, которые поддаются точному расчету. Обучение квали-
фицированных кадров затрагивает важные факторы социальной
эффективности. Повышение профессионального мастерства по-
ложительно отражается на гарантии сохранения рабочего мес-
та, возможностях повышения в должности, расширении внеш-
него рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве
собственного достоинства
и возможностях самореализации.
4. Роль службы управления персоналом
в организации обучения кадров
Ведущую роль в организации обучения квалифицированных
кадров играют кадровые службы. На примере российской газовой
промышленности можно проанализировать деятельность кадро-
вых служб в организации и осуществлении программ повышения
квалификации кадров. Этим заняты следующие структуры*.
Отраслевой научно-
(ОНУТЦ) — головная организация, ответственная за повышение
квалификации и развитие системы непрерывного обучения руко-
водителей и специалистов
организаций газовой
Назначение и основная деятельность ОНУТЦ:
• создание системы профессиональной подготовки, повыше-
ния квалификации и переподготовки кадров;
• разработка организационной, нормативной и методической
документации для центров профессиональной подготовки;
• разработка и внедрение полномасштабных, дисплейных тре-
нажеров и автоматизированных обучающих систем;
• разработка учебно-методических пособий и учебных про-
грамм повышения квалификации;
• организация и проведение обучения управленческого пер-
сонала по плану заказчика;
• организация и проведение семинаров.
Управление кадров и социального развития отрасли разраба-
тывает основные принципы функционирования системы непре-
рывного обучения (СНО); принимает принципиальные решения
о перспективных направлениях обучения и финансирования пе-
реподготовки кадров; планирует контингент обучающихся и орга-
низует обучение кадров; ведет информационный банк данных по
обучению управленческого персонала.
Учебно-методический совет (УМС) рассматривает комплекс-
ные, перспективные и рабочие программы функционирования
СНО, перспективные направления деятельности по развитию
СНО, новые виды обучения и дает рекомендации по их исполь-
зованию.
В межотраслевых центрах обучения (МЦО) (институты повы-
шения квалификации других ведомств, Центр подготовки менед-
жеров при Российской экономической академии, Институт выс-
ших управленческих кадров, бизнес-школа и т.д.) ведется под-
готовка и повышение квалификации высших управленческих
кадров отрасли. Основной задачей таких центров является озна-
комление с методами управления производством, экономикой
отрасли, социально-психологическими методами управления
трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров
слушателями ведется Управлением кадров и социального развития
отрасли.
Факультеты повышения квалификации (ФПК) функциониру-
ют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на
этих ФПК определяется с учетом предложений производствен-
ных организаций отрасли, развития экономики, техники и тех-
нологии отрасли.
Курсы повышения квалификации выполняют задачу повышения
квалификации менеджеров в производственной сфере. Управлен-
цев знакомят с достижениями в области бурения, транспорта
и переработки газа. Помимо этого изучаются новые формы и ме-
тоды управления производством. Планирование и комплектацию
контингента слушателей проводит ОНУТЦ.
В российских организациях отраслей топливно-энергетиче-
ского комплекса разработано большое количество программ по-
вышения квалификации, соответствующих многообразию фун-
кций руководителя. Часть программ с модульной формой обу-
чения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело
в том, что при хорошей теоретической и практической подго-
товке у менеджера существует потребность в правильной поста-
новке и тренировке конкретных приемов исполнения должност-
ных обязанностей. Особенно широко используют тренинг для
закрепления до автоматизма навыков управления в кризисных
ситуациях и в вопросах, которым организация уделяет повышен-
ное внимание.
7.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В российской практике сложились три типа аттестации по при-
надлежности к сферам деятельности персонала: аттестация го-
сударственных служащих, аттестация научных и научно-педаго-
гических работников и аттестация персонала организаций основ-
ного звена управления.
Аттестация государственного служащего — оценка уровня про-
фессиональной подготовки и соответствия государственного слу-
жащего занимаемой должности государственной службы, а так-
же с целью решения вопроса о присвоении государственному
служащему квалификационного разряда. Аттестация проводит-
ся не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в че-
тыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанав-
ливаются федеральными законами и законами субъектов Россий-
ской Федерации.
Информация о работе Связь оценки персонала с системой обучения и развития