Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 03:03, контрольная работа
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную
жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-
технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное
обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения
квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально
организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения
является получение образования.
САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА»
на тему:
«СВЯЗЬ ОЦЕНКИ
ПЕРСОНАЛА С СИСТЕМОЙ ОБУЧЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ»
Проверил:
САМАРА 2011
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1 . Основные понятия и концепции обучения
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную
жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-
технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное
обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения
квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально
организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения
является получение образования.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний,
умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки
человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается
требованиями производства, научно-
техническим и культурным уровнем, а также общественными
отношениями. Образование делится на два вида: общее и
профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование
— процесс и принцип
личности, предусматривающий создание таких систем образования-,
которые открыты для людей любого возраста и поколения
и сопровождают человека в течение всей его жизни, способству-
ют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный про-
цесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения
(общения). Непрерывное образование предусматривает не
только повышение квалификации, но и переподготовку для из-
меняющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев
единой системы непрерывного образования, а как результат — под-
готовленность человека к определенному виду трудовой деятель-
ности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дип-
ломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного
заведения. В Российской Федерации профессиональное образование дает
система учебных заведений, включающая: профессионально-технические
училища, техникумы, высшие учебные
заведения, институты и факультеты повышения квалификации
и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы
и семинары. Профессиональное образование осуществляется как
на основе государственных стандартов по подготовке специалистов, так и с
использованием гибких учебных программ и сроков обучения.
В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании
персонала, которое осуществляется посредством его обучения.
Обучение персонала — основной путь получения профессионального
образования. Это
целенаправленно
систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями,
навыками и способами общения под руководством опытных
преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров —
планомерное и организованное обучение и выпуск квалифици-
рованных кадров для всех областей человеческой деятельности,
владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков
и способами общения. Повышение квалификации кадров — обу-
чение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, на-
выков и способов общения в связи с ростом требований к про-
фессии или повышением в должности. Переподготовка кадров —
обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, на-
выков и способов общения в связи с овладением новой профес-
сией или изменившимися требованиями к содержанию и резуль-
татам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции
обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.
Концепция специализированного обучения ориентирована на
сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение
к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно
относительно
работника, способствует сохранению рабочего места,
а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной
с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и
внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее
обстоятельство представляет собой известный риск
для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность
выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью
развитие человеческих качеств, заложенных природой или при-
обретенных им в практической деятельности. Эта концепция
относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность
к научным исследованиям и обладающему талантом руководи-
теля, педагога, политика, актера и т.п.
Таким образом, предметом обучения являются: знания — те-
оретические, методические и практические, необходимые работ-
нику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за
работником на конкретном рабочем месте; навыки — высокая
степень умения применять полученные знания на практике, на-
выки предполагают такую меру освоения работы, когда выраба-
тывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведе-
ния) — форма жизнедеятельности личности, совокупность дей-
ствий и поступков индивида в процессе общения с окружающей
действительностью, выработка поведения, соответствующего тре-
бованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отно-
шения, коммуникабельность.
2. Виды обучения персонала
Характеристика видов обучения представлена в табл.1. От-
дельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг
от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров
предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо
рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам
или целевым лицам,
с тем чтобы качественно
профессионального обучения для конкретного работника. Для
отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл.2).
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабо-
чего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обу-
чение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной сто-
роны, доходы (повышение квалификации приводит к росту эко-
номических результатов работы), с другой — внушительные
расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно
поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются
расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со
значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со
значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере
обучения занято определенное количество человек и имеется
соответствующая инфраструктура.
Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на
своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с
учетом специфики предприятия, передача знаний
осуществляется простым наглядным способом, результат легко
контролируется. В
противоположность этому
квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными
преподавателями в широком диапазоне своего
опыта, однако потребности предприятия при этом не всегда
в достаточной степени учитываются.
Характеристика видов обучения кадров
Таблица 1.
Вид обучения | Характеристика вида обучения |
1. Профессиональная
подготовка кадров 1.1. Профессиональная начальная подготовка 1.2. Профессиональная специализированная подготовка |
Приобретение знаний,
умений, навыков и обучение
способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обуча- ется учащаяся молодежь) Развитие знаний, умений, навыков и способов обще- ния как фундамента для дальнейшей профессиональ- ной подготовки (например, подготовка бакалавров) Предназначена для получения специфической про- фессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) |
2. Профессиональное
совершенствование (повышение квалифи- кации) 2.1. Совершенствова- ние профессиональных знаний и способностей 2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе |
Расширение знаний,
умений, навыков и способов
общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубле- ние. Обучаются специалисты (горизонтальная мобиль- ность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мо- бильность) |
3. Профессиональная
переподготовка (пере- квалификация) |
Получение знаний, умений,
навыков и овладение спо-
собами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве ра- ботники или безработные, имеющие практический опыт) |
Информация о работе Связь оценки персонала с системой обучения и развития