Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 05:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение связи мотивационной сферы специалиста сервисной организации с эффективностью труда в ООО «Спутница».
Для достижения поставленной цели требуется решение определённых задач:
изучить научные методы оценки мотивации и стимулирования труда, а также теории мотивации;
разработать предложения по совершенствованию системы мотивации труда работников ООО «Спутница».
Введение 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕРВИСЕ 4
1.1.Системы трудовой мотивации и стимулирования труда 4
1.2. Принципы и методы стимулирования труда персонала в сервисе 7
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА В 11
ООО «СПУТНИЦА» 11
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Анализ существующей системы мотивации персонала предприятия 13
Заключение 20
Список использованных источников 21
Шестой принцип – целенаправленное творчество. Здесь необходимо сказать о том, что система стимулирования на предприятии должна способствовать проявлению работниками творческого подхода.
Стимулирование
должно соответствовать потребностям,
интересам и способностям работника,
т.е. механизм стимулирования должен быть
адекватен механизму мотивации
работника.
Турфирма «Спутница» была основана в 2001 году.
Туристское предприятие «Спутница» ведет свою деятельность на основании лицензии Серия ТД №0005462, Регистрационный номер 54-ар-03695 от 08 апреля 2002года. Лицензия выдана Администрацией Новосибирской области, срок ее действия до 04 апреля 2007года.
«Спутница» является обществом с ограниченной ответственностью. В России – это наиболее распространенная форма организации малого бизнеса. Например, в Новосибирской области подавляющее количество туристских предприятий имеют данную организационно-правовую форму.
ООО «Спутница» - это туристское агентство. Статус организации определяет направление ее деятельности. Турагентство – фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпускающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю.
Туристское
агентство «Спутница» осуществляют
розничную продажу
Структура управления туристской фирмы «Спутница» является линейной (рис.2.1.). Это одна из простейших организационных структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Турагентство «Спутница» наряду с другими, более крупными туристскими предприятиями, работает на рынке туруслуг не так давно. Фирма является небольшой, а штат организации составляет семь человек: директор, бухгалтер, менеджер по зарубежному направлению, менеджер по внутреннему туризму, специалисты по внутреннему туризму.
Все
рабочие процессы в ООО «Спутница»
контролируются директором. Специалисты
по туризму подчиняются руководителям
своих функциональных групп – менеджерам
по туризму, которые в свою очередь, находятся
под руководством директора.
Рис.2.1. Организационная
структура управления ООО «Спутница»
Рассматривая
более подробно каждое функциональное
подразделение данного
Директор работает с российской и иностранной клиентурой на языке основной клиентуры. Осуществляет контроль за ведением делопроизводства, за предоставлением информации, за оформлением турпакета, за бронированием услуг, и их подтверждением. Руководит маркетингом и продажами, организацией и проведением деловых переговоров, трудовой дисциплиной работников. Управляет конфликтными ситуациями и помогает работникам в разрешении производственных проблем.
Численность персонала за 2007-2009гг. увеличилась по всем категориям: руководители – (+ 4 чел), специалисты – (+42 чел), рабочие на 24 человека.
Рис.3. Динамика численности персонала ООО «Спутница»
В компании приветствуется стремление к обучению, к совершенствованию своих профессиональных навыков, чтобы работали либо профессионалы своего дела, либо люди, желающие стать таковыми.
Сотрудникам, желающим повысить свой образовательный уровень и квалификацию, гарантирован карьерный рост, при этом обучение проходит за счет средств организации.
В январе 2009 года было проведено анкетирование работников ООО «Спутница». Цель данного анкетирования - исследование мотивации трудовой деятельности работников с тем, чтобы принять меры по усовершенствованию работы службы персонала предприятия, применению новейших методов стимулирования труда и поощрения.
Согласно проведенному опросу среди сотрудников ООО «Спутница», доминирующими мотивациями для выбора работы в данной организации, являются следующие:
Таблица 3
Доминирующие мотивации работников ООО «Спутница»
Приоритеты | % к итогу |
Стабильность | 21 |
Каръера | 18 |
Близость к дому | 17 |
Приобретение нового опыта | 11 |
Престиж компании | 7 |
Материальный доход | 6 |
Самостоятельность в принятии решений | 10 |
Интересная работа | 8 |
Высокая интенсивность работы | 2 |
Если обе группы факторов отсутствуют, работа становится невыносимой. Если присутствуют только поддерживающие факторы - неудовлетворенность от работы минимальна.
Если присутствуют только мотивирующие факторы - сотрудник любит работу, но не может себе ее позволить.
Если обе группы факторов присутствуют - работа приносит максимальную удовлетворенность. Согласно опросу работников ООО «Спутница», менеджеры отмечают как присутствие мотивирующих факторов, так и поддерживающих факторов.
Анализ материального стимулирования выявил, что оплата труда сотрудников предприятия зависит от производительности и индивидуального вклада каждого работника. Помимо привязки заработной платы к выработке и выплате премий по результатам деятельности предприятия в целом предприятие предоставляет своим работникам оздоровительные путевки, услуги медицинского центра, частично оплачивает питание в столовой.
Опрос респондентов показал, что удовлетворенность работой на предприятии в целом низкая, очень многие хотели бы сменить место работы при условии более высокой заработной платы в другом месте. Неудовлетворенность в основном высказывали сотрудники с высшим образованием, многие из которых занимают руководящие должности.
Исследование показало, что система мотивации и стимулирования труда персонала, функционирующая на предприятии, малоэффективна и не до конца сформирована. Прежде всего, отсутствует формальный документ, который затрагивал бы все аспекты стимулирования сотрудников, как материального, так и нематериального. Существуют лишь Правила внутреннего распорядка и Положение о заработной плате.
Поэтому одним из предложений по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала ООО «Спутница» является предложение о разработке и утверждении документа, регулирующего систему мотивации предприятия. Этот документ полезен как сотрудникам отдела работы с персоналом, так и самим работникам, которые будут четко знать, на какие льготы и привилегии они могут претендовать.
Согласно проведенному исследованию мотивации сотрудников ООО «Спутница» (Приложение 1) были получены следующие данные:
Нематериальное стимулирование на предприятия развито недостаточно. Престиж работы на предприятии невысок, сильная организационная культура отсутствует. Для сотрудников ведется планирование карьеры, имеются возможности повышения квалификации, однако пользуются этим немногие.
Вместе с тем немало сотрудников (10%) указали, что в целом они довольны своей работой и не стали бы ее менять, если бы несколько увеличился уровень оплаты труда и улучшились бытовые условия.
Предусмотрена оплата больничных листов и отпусков. В будущем возможно предоставление лучшим работникам дополнительных оплачиваемых дней отпуска или туристических путевок полностью за счет предприятия или со скидкой.
Сотрудникам, у которых работа связана с разъездами, предоставляется бесплатный проезд в виде единого проездного билета на городской транспорт. Это является также немаловажным приложением к бюджету сотрудника.
В таблице 4 представлен перечень основных стимулирующих средств, применяемых в компании.
Таблица 4
Система мотивации персонала ООО «Спутница»
№ | Форма стимулирования | Основное содержание |
1 | Заработная плата | Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату |
2 | Бонусы | Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение) |
3 | Оплата транспортных расходов | Выделение средств на оплату транспортных расходов или с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу) |
4 | Программа медицинского обслуживания | Выделение средств на организацию медицинского обслуживания |
5 | Организация питания | Выделение средств на организацию питания на фирме |
6 | Трудовое стимулирование | Творческие командировки |
7 | Выражение общественного признания | Вручение грамот, значков, размещение фотографий на веб-сайте |
8 | Программы обучения персонала | Покрытие расходов на организацию обучения (переобучение) |
Все дела по управлению персоналом в компании ООО «Спутница» ведет генеральный директор и отдел кадров.
Во главе отдела кадров компании ООО «Спутница» стоит директор по персоналу (начальник отдела кадров). Это профессиональный HR-менеджер, который отвечает за разработку и выполнение решений по персоналу всей компании. Руководитель отдела кадров работает вместе с менеджерами по приему служащих на работу и менеджерами по размещению кандидатов по должностям, которые курируют отделы компании или занимаются такими специальными вопросами, как вопросы компенсаций, социальных льгот и др. вопросами.
На основании проведенного анализа, руководитель ООО «Спутница» должен принять следующие управленческие решения с целью повышения мотивации труда работников.
1. Установить четкую взаимосвязь между системой, формой оплаты труда, и система премирования и конкретными результатами деятельности (повышением производительности труда, качества услуг, снижением себестоимости, разработкой и внедрением новых турпродуктов, и т.д.).
2. Определить размер оплаты только в зависимости от количества и качества труда. При этом следует избегать уравнительности, когда работники одного уровня получают равное вознаграждение при различном вкладе в общие результаты.
3. Установить конкретные критерии оценки количества и качества труда, известных и понятных каждому работнику.
4. Устранить значительные различия в части предоставления различных социальных льгот для отдельных категорий работников (при прочих равных условиях). Недопустимо предоставление дополнительных благ (сверх преимуществ) для одних работников за счет других.
5. Использовать дополнительные меры стимулирования (материальных, натуральных, социальных, моральных) для всех работников, результаты деятельности которых превышают средние по организации.
Мотивационная система не должна допускать того, чтобы интересы работников входили в противоречие с целями развития организации в целом.
Система материальной заинтересованности должна выстраиваться как система инвестирования в качество рабочей силы. В любом случае в отличие от других мотиваторов материальное стимулирование занимает господствующее положение в системе общей мотивации, так как является основным источником удовлетворения основных потребностей.