Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая алферова.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

    В 1992 году конструкторское бюро-19 стало  акционерным обществом “Авиадвигатель”. Подписав в марте 1992 года первый договор  с Газпромом, ОАО “Авиадвигатель”, начал с этого времени разработку газотурбинных установок для  использования на станциях перекачки газа и в энергетике.

    Общая численность авиадвигателей, вышедших из цехов завода за 66 лет, составляет 112 000 единиц. ОАО “Авиадвигатель” имеет множество различных государственных наград и орденов. ОАО “Авиадвигатель” сосредоточив основные усилия на разработке новой и совершенствовании существующей газотурбинной техники, использует свой высокий научный и конструкторский потенциал, оказывая широкий спектр услуг в области НИОКР.

    ОАО “Авиадвигатель” производит двигатели  для самолетов России и зарубежных стран.

    В ходе исследования ОАО “Авиадвигатель”  я узнал, что на предприятии линейно-функциональная ОСУ. Но так как ОСУ предприятия  является конфиденциальной, в курсовой работе я представляю лишь часть  системы управления (схема 1). Вертикальные связи в данной ОСУ – это, например, связь между генеральным конструктором и начальником ОКБ или директором ОЗ. Горизонтальные связи существуют, но, к сожалению, они не представлены в схеме 1. на верхнем уровне управления расположены Собрание акционеров, Совет директоров и генеральный конструктор; на среднем уровне управления – начальник ОКБ, директор ОЗ и начальник административного отдела; не нижнем уровне управления – менеджеры в ОКБ, ОЗ и административном отделе. Достоинства этой ОСУ в том, что каждый руководитель может решать различные проблемы, в функциональных связях хорошая координация, предприятие может быстро адаптироваться к изменениям среды. Недостатки же в том, что из-за необходимости согласования увеличивается время принятия решений, масштаб нововведений ограничен и др.

    Целью предприятия является удовлетворение общественных потребностей в производимой продукции (работах, услугах) и извлечении прибыли.

    В организации очень хорошо развиты  экономические методы управления, в  частности премирование (50%); среди социально-психологических – психологическая совместимость, а среди организационно-распорядительных – правила трудового распорядка. (Таблица 2). На месте руководителя я бы стал развивать не только эти методы управления, но и методы профессионального отбора и обучения, метод гуманизации отношений, перемещение в должности.

      В ОАО “Авиадвигатель” управленческие  решения делятся по разным  типам:

    - по уровню управления. Решения  бывают верхнего уровня – это  решения, принимаемые заместителем  генерального директора. Решения среднего уровня принимаются начальником механического цеха. Решения нижнего уровня принимает, например, мастер производственного участка механического цеха.

    - по предмету выделения. Решения  концептуальные и исполнительские.  Концептуальные решения направлены на развитие предприятия. Например, приказ генерального директора о вводе нового оборудования. Исполнительские решения направлены на обеспечение выполнения концептуальных решений. Например, приказ начальника какого-либо отдела о назначении людей, ответственных за установки нового оборудования.

    - по степени охвата. Решения бывают  выборочные и систематические.  Выборочные охватывают какую-либо  определенную зону предприятия.  Например, приказ о перемене режима  работы цеха №23. Систематические  решения охватывают все предприятия. Например, распоряжение генерального директора о проведении проверки функционирования системы менеджмента качества ОАО “Авиадвигатель” в ОМТС.

    - по форме принятия решения.  Решения делятся на единоличные,  коллегиальные и коллективные. Единоличное решение принимается руководителем. Например, о заключении договора. Коллегиальные решения принимает Совет директоров. Например, о принятии нового бизнес-плана. Коллективное решение принимается коллективом. Например, о создании двигателя двумя заводами.

    - по принципам выработки решений.  Бывают алгоритмичные и эвристические  решения. 

    На  предприятии используется современный  метод повышения качества управленческих решений – метод мозгового  штурма. Предлагаются несколько вариантов  решения проблем, а затем из них выбирают наиболее оптимальный. Метод Дельфи не применяется, так как предприятие очень большое и анкетирование будет занимать много времени. Метод “Кингисё” также не применяется.

    Планирование. В ОАО “Авиадвигатель” существует перспективное планирование на 5-10 лет и годовое. Планы предоставляет Пермский Моторостроительный комплекс. Планы рассматриваются и корректируются. Они состоят из бюджетов подразделений и основных бюджетов – доходы и расходы, бюджеты движения денежных средств, непроизводственных расходов, использование прибыли, инвестиционный бюджет, бюджет продаж, бюджет численности и фонда оплаты труда.

    Финансовый  год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря.               1 августа выходит приказ о подготовке годового бизнес-плана. Есть подразделения, отвечающие за доходы и расходы. Подразделения, отвечающие за доходы, формируют темы основных договоров, определяют доходную часть, расходы на материалы и услуги контрагентов. Подразделения, отвечающие за расходы, составляют заявки сметы на следующий финансовый год; информация собирается в отделе экономического развития, составляется сводный план по предприятию.

    К 30 ноября подают бизнес-план для предприятия. До 31 декабря он должен быть утвержден  Советом директоров. Составляется плен заданий для подразделений. Каждый месяц происходят корректировки бизнес-плана.

    Мотивация.  За высокопрофессиональное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, продолжительную и безупречную работу и другие успехи в труде применяются следующие меры поощрения работников:

    - объявление благодарности;

    - премирование;

    - награждение ценным подарком;

    -награждение  почетной грамотой.

    Кроме этого, за особые заслуги работники  могут быть представлены к государственным  или иным наградам.

    При поощрении работников издается приказ, который доводится до сведения работника  и коллектива. Сведения о поощрении  заносятся в трудовую книжку работника. ОАО “Авиадвигатель” имеет право  устанавливать различные системы  премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения профсоюза. Система оплаты труда, структура заработной платы, компенсационные доплаты и стимулирующие выплаты оговорены в тарифном соглашении коллективного договора.

    Контроль. В ОАО “Авиадвигатель” следующая система контроля. Сотрудник составляет, например, плановый документ, который он отдает на подпись начальникам. Когда документ доходит до генерального директора, он смотрит, правильно ли составлен документ, оценивает его по различным показателям и после этого ставит свою подпись и букву “К”, которая означает, что то́ о чем этот документ должно быть поставлено на контроль. Дальше этот документ направляется в группу контроля. Документ вводится в электронную базу данных и рассылается по всем подразделениям. Всего на предприятии 130 подразделений (исполнителей), каждое из которых включает в себя еще 50. Каждый месяц на контроле состоит 1500 работ.

    Когда исполнители получают документ, группа контроля постоянно напоминает им по телефону и лично о том, что  распоряжение должно быть выполнено в срок. В базе данных это все можно проконтролировать. Вначале, в середине или конце каждого месяца исполнитель ставит свою подпись на электронной версии документа. Генеральный директор тоже может зайти в базу данных и поставить свою электронную подпись о продолжении контроля тех или иных работ. По завершению работ, поставленных на контроль, вычисляется коэффициент исполнения в процентах. Если работа выполнена не полностью, то эти результаты направляются финансовому директору, который проводит вычисления и применяет меры к исполнителям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Менеджмент  от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень  свободы руководителей и подчиненных  в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного  планирования.

     Как самостоятельная наука, менеджмент зародился на рубеже XIX – XX веков. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельности. Зададим себе вопрос. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посвятили самостоятельную дисциплину? Специалисты дают на него такой ответ.

     Во  многом это было предопределено потребностями  капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

     Впервые идея менеджмента была высказана  в 1866 году, американским бизнесменом  Г. Тауном. Он выступил на собрании американского  общества инженеров – механиков  с докладом, в котором говорил  о необходимости подготовки специалистов – управленцев.

     Впервой половине двадцатого века получили развитие четыре различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут  быть перечислены в следующем  порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

     В нашей стране отсутствие рынка делало менеджмент, о котором большинство знало лишь понаслышке, ненужным, а подготовку людей, хотя бы немного разбирающихся в нем – излишней роскошью…

     Переход к рыночным отношениям поставил все  на свое место. Сегодня знание основ  менеджмента становиться необходимым  любому специалисту, где и в качестве кого бы он не работал (предпринимателя, чиновника, педагога и т.п.), ни выступал, становиться неотъемлемой составной частью культуры любого уважающего себя гражданина России. Точкой  отсчета принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории Российского менеджмента. За короткий срок в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условиях немонопольной экономики и свободного предпринимательства. Необходимы специалисты, могущие вести разумное управление предприятиями и обеспечивающие оптимальные условия производства. 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. А.А. Одинцов  «Менеджмент организации». Издательство «Экзамен. - М.: 2004 г.
  2. Анри Файоль. "Генеральный и промышленный менеджмент". – М., 2003 г.
  3. А.Т. Зуб «Стратегический менеджмент» Москва 2002 г.
  4. Б.Н.Герасимов, В.Г.Чумак, Н.Г.Яковлева. «Менеджмент персонала : Учеб. пос.»- Ростов-на-Дону. : Феникс, 2003.
  5. В. И. Гончаров «Менеджмент». Издательство Минск : Мисанта, 2003.
  6. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс., М., 2003 г.
  7. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений. // Менеджмент в России и за рубежом 2003-№2.
  9. Е.И. Шохин «Финансовый менеджмент». Издательство ФБК-ПРЕСС 2004г.
  10. И. С. Гладков «Менеджмент» - М. : Дашков и К, 2003.
  11. И.Б.Гурков «Стратегический менеджмент организации» - 2-е изд.,исправл.и доп. - М. : ТЕИС, 2004.
  12. И.Н.Герчикова «Менеджмент» - 4-е изд.,перераб. и доп. - М. : Юнити, 2005.
  13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2002
  14. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. ОЛБИС, 2002.
  15. Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А.
  16. Мексон М.Х. и др. Основа менеджмента.- М.Дело, 2001
  17. Основы менеджмента. Учебное пособие. Четвертое изд. - Дашков и [pic]. Москва 2002.
  18. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, Центр, 2001
  19. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления.- М.: Экономика, 2003
  20. Уткин Н.Я. Курс менеджмента, учебник для ВУЗов. – М.: Зерцало, 2004.
  21. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2003

Информация о работе Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента