Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая алферова.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

- стремление  к доходу;

- стремление  к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);

- стремление  к увеличению оборота;

- стремление  к снижению расходов.

     Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

     Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу  часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные  сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а  его должности. Каждая должность  включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

     Задачи  организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

     Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребителей на основе имеющихся  материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного  положения на рынке.

Цели  и ограничения выполняют следующие задачи:

- функция  инициативы (сопоставление существующего  состояния с желаемым);

- инструмент  управления (руководящие требования);

- критерий  принятия решения (критерии оценки  информации и выбор альтернатив);

- инструмент  координации;

- инструмент  контроля;

Методы  менеджмента.

     Качество  и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов менеджмента (иначе говоря, методов управления), от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем. Метод управления - это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воздействия на объект управления для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач.

     Сложность и изменчивость объектов управления обуславливает многообразен и взаимозависимость методов менеджмента. Классификация методов осуществляется по различным признакам.

     Весьма  полезна для теории и практики управления классификация методов менеджмента на административные, экономические, информационные, психологические, социологические и др.

     Для административных методов управления организацией свойственно следующее. Все виды административных методов основываются на нормативно закрепленных организационных отношениях подчиненности между субъектом и объектом системы управления, а также на зафиксированных условиях функционирования организации, допустимых отклонениях от заданного режима, наконец, пределах дозволенного и недозволенного поведения участников управленческого процесса и воздействия на них в случае нарушения соответствующих ограничений. С другой стороны, с использованием административных методов формируется система управления, устанавливаются устойчивые связи и отношений, нормативы выполнения работ, права и ответственность подразделений организации, отдельных работников и т.д. Эта вторая сторона административных методов отражает их организационно стабилизирующую направленность.[1, 178]

     Информационные  методы управления заключаются в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время.[1, 184]

     Социологические методы предполагают исследования общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования организации. Число таких вопросов могут относиться, в частности, изменение имиджа организации, уточнение конкурентной стратегии, расширения сферы или региона деятельности, корректировка режима секретности, стратегия развития организации, механизм установления надбавок к заработной плате и порядок премирования работников и др. Изучаются также характер взаимоотношений между работниками, их мотивация к труду, причинны возникающих конфликтов, влияние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры. В этих целях применяются анкетирование, опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и иные методы, результаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений.[1, 182]

     Психологические методы управления основываются на знаниях в области психологии личности, социальной психологии, экстремальной психологии, криминальной, психологии, конфликтологии. Использование психологических методов предполагает сугубо индивидуальных подход к объекту управления. Средства и методы психологии позволяют, в частности, оценить менеджерские способности, мышления, волевые качества, фактор совести, выявить деловую мотивацию работника и иные его характеристики, имеющие значение для исполнения им служебных обязанностей и оказание на него управляющего воздействия.

     Принципиально различаются следующие группы методов управляющего воздействия — метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения служит для того, чтобы склонить или побудить объект управления к поведения и действиям, желательным для субъекта управления (менеджера). В составе метода убеждения уделяются методы склонения и методы побуждения. Метод склонения заключается в том, что менеджер с помощью разного рода аргументов и фактов объясняет подчиненному (объекту управления) целесообразность выполнения данного решения и таким образом склоняет его действовать способом, который не как не связан с потребностями и мотивацией исполнителя. Противоположность этому использование метода побуждения означает, что менеджер, приводя свои обоснования и соображения, подталкивает объект управления к действию, к тем или иным образом сочетающимся и соответствующим собственным потребностями, мотивами, стремлением исполнителя. Таким образом, используются, главным образом информационные, психологические, а также экономические.[1, 182-183]

     Метод принуждения  предполагает управляющее воздействие на объект управления преимущественно с использованием властных полномочий субъекта управления. В результате подчиненный совершает требуемые действия, выполняет поставленную задачу даже вопреки своей воли и желанию. В числе разновидностей принуждения порицание, внушение, наказание. В составе методов принуждения - главным образом административные методы, на практике используются также информационные и психологические методы.

     По классификациям методы менеджмента разделяются: методы формального воздействия опираются на соответствующие организационные структуры и связано с использованием субъектом управления имеющихся у него властных полномочий, своего должностного положения. Эти методы имеют точно определенную нормативно-правовыми актами форму реализации, их применение строго регламентировано.

     Методы  неформального воздействия не предполагают опору на организационные структуры, властные полномочия. Они базируются, в основном, на разного рода моральных стимулах, при этом используются убеждения, авторитет руководителя, межличностные отношения.[1, 183-184]

Функция менеджмента.

     Процесс управления деятельностью организации  находит свое выражение в реализации определенных функций управления - направлениях управленческой деятельности, позволяющих в совокупности осуществлять управляющее воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют управленческий цикл, состоящий из нескольких этапов.

     Основные  этапы управленческого цикла: анализ и оценка обстановки; выработка и принятие управленческих решений; планирование; организация исполнения планов и принятых решений; контроль; оценка деятельности.

     Оценка  деловой обстановки как функция менеджмента организации представляет собой процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития обстановки в целом или ее отдельных элементов. Вместе с тем это и результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к складывающейся обстановке и ее элементам, к их значению для решения задач организации.[1, 186]

Оценка  обстановки позволяет  решать следующие  основные задачи:

  1. Выявление и осознание характера возникающих в ходе развития обстановки проблем и определение возможностей их разрешения;
  2. Определение степени реальной и потенциальной опасности источников внешних и внутренних угроз организации для выявления возможностей, путей и средств устранения или локализации этой опасности;
  3. Выявление факторов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на организацию деятельности и требующих принятия адекватных управленческих решений;
  4. Постановка значимых целей и определение вытекающих из них конкретных задач и направлений деятельности, требующих концентрации имеющихся сил и средств;
  5. Определение готовности сил и средств к действиям в условиях изменения обстановки;
  6. Создание информационных баз данных для выработки и принятия решений, планирование деятельности организации и реализации других управленческих функции.[1, 187]

     Планирование  - это процесс подготовки и принятия взаимосвязанных управленческих решений по достижению цели (целей) предстоящей деятельности, результатом которого является план. Важно, чтобы в результате планирования было обеспечено соответствие планируемых мероприятий текущей и прогнозируемой обстановке, приоритетным целям и задачам, которые предстоит решать организации либо отдельному работнику на протяжении определенного периода. Только тогда с помощью планирования достигается объединение в единый комплекс целей, задач и мероприятий предстоящей деятельности организации.[1, 190]

     Организация исполнения планов и принятых решений - функция менеджмента организации, суть которой составляет формирование взаимных отношений между подразделениями и отдельными работниками, а также обеспечение иных условий, необходимых для успешной реализации принятого решения (плана). Организация процесса реализации принятого решения включает в себя:

  1. Уточнение целей решения, декомпозицию цели, оценку условий реализации решения, а также доведение до сведения исполнителей приятого решения и условий его реализации;
  2. Создание организационных предпосылок для реализации принятого решения;
  3. Расстановку имеющихся сил и средств, необходимых для решения задачи;
  4. Координация и взаимодействие в процессы реализации решения; Обеспечение исполнения принятого решения.[1, 192]

     Следующая функция управления, контроль - представляет собой систему управленческих мер по наблюдению за ходом и проверке результатов деятельности организации, осуществляемую уполномоченными на то субъектами управления с целью выявления и устранения отклонений в этой деятельности от установленных требований или заданных параметров, контроль которой позволяет решать следующие основные задачи:

  1. Определение фактического состояния и соответствия деятельности организации требованиям соответствующих законов, подзаконных актов РФ, ведомственных НПА, нормативно-правовых документов организации, основополагающим принципам ее деятельности;
  2. Предупреждение, своевременное выявление и исправление ошибок, устранения недостатков, в работе по реализации действующих программ, планов работы, принятых решений; ^ Оказание объектам контроля помощи в решении стоящих перед ними задач и совершенствовании управления их деятельностью;
  3. Повышение в контролируемых объектах исполнительской дисциплины и ответственности, изучение и оценка деятельности конкретных должностных лиц для улучшения расстановки и более эффективного использования кадров;
  4. Выявление, обобщение, распространение и внедрение положительного опыта в целях совершенствования деятельности организации.[1, 195]

Информация о работе Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента