Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая алферова.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Миссия  организации - это ее общее цель, смысл существования и предназначения в ней фиксируются причины  ее возникновения, общественные потребности  которые она призвана удовлетворить, важнейшие принципы деятельности. В миссии отражены интересы собственников организации, потребителей ее продукции, персонала, местного сообщества, партнеров, государственных органов, а также общества в целом.

Цель  управления деятельностью  организации имеет два аспекта:

  1. Поддержание системы управления организации в устойчивом равновесии в случае ее соответствия целям и задачам деятельности и складывающейся деловой обстановке, осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке;
  2. Изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решение задач организации которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.[1, 197]

Принципы  менеджмента.

     Главным принципом в международной практике считается принцип – научность, в сочетании с элементами искусства. Следуя этому принципу, менеджер в  своей деятельности использует данные и выводы множества наук и в  то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

     Управленческий  процесс должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным на решение конкретных проблем, осуществляться не «просто так», а ради чего-то определенного.

     Другим  принципом менеджмента должна быть функциональная специализация в  сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающий его специфику. Так группой ученых нельзя руководить так же, как сотрудниками ресторана, а группой спортсменов по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях имеет место руководство людьми как таковыми, то должен существовать некий универсальный подход к ним, безразлично – кто они, солдаты или академики, спортсмены или чиновники.

     Любой управленческий процесс строится в  соответствии с принципом последовательности. Согласно ему элементы или стадии управленческого процесса должны следовать друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем уже обдумывать его правомерность.

     Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена системы управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу, а их недостаток парализует деловую инициативу, так как проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями.

     К принципам менеджмента относится  обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой, путем  материального и морального поощрения  отличившихся работников, а так же максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними. Это так же один из основополагающих принципов менеджмента, базирующийся на том, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей заинтересованностью, чем спущенные сверху.

     Нельзя  не отметить и такой принцип менеджмента  как всемерное обеспечение состязательности участников. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других, порученное дело, что должно всячески стимулировать поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления. 
 
 
 
 

3. Содержание менеджмента.

      Сущность  менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

      Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

      Управление  организацией предстает  в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

     Содержание  и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

     Чтобы выполнить сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятиями. Требования к их профессиональной компетенции условно делятся на две группы.

К первой группе относится:

  • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • высокая информированность (информация – это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.;
  • знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях в разных отраслях;
  • способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
  • умения использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

     Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджера связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. К ним  можно отнести:

  • владение искусством управления человеческими ресурсами;
  • владение искусством налаживания внешних связей;
  • способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию – знания и умения.

     В тоже время, важным фактором повышения  результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

     В практике выделяют следующие виды разделения труда менеджеров:

  • функциональное;
  • структурное;
  • технологическое;
  • профессионально-квалификационное.

     Функциональное  разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих  одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Таким  образом, одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работ и т.д.

     Структурное разделение труда менеджеров строиться исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специально для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

     Вертикально разделение труда построено на выделении  трех уровней управления: низшего, среднего, высшего.

     К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

     Средний уровень – самый многочисленный. Он состоит примерно, из 50 – 60 % общей  численности управленческого персонала  организации и включает в себя менеджеров, ответственных за ход  производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда же входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия. Его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

     Высший  уровень – это администрация  предприятия, осуществляющая общее  стратегическое руководство организации  в целом, ее функциональными и  производственно – хозяйственными комплексами. В него входят всего 3 – 7 %  общего управленческого персонала.

     Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется  большим разнообразием и колеблется от одного – двух на малых предприятиях до восьми – десяти в крупных  объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, которые решаются на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них, предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это – горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям.

     Функциональная  структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего уровня к высшему, увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей. Поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной. Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. Специалисты выделяют пять подсистем, а именно: персонал, исследования и разработки, маркетинг, производство и финансы.

     Техническое и профессионально – квалификационное разделение труда менеджеров учитывает  виды и сложность выполняемых  работ. По этим критериям в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов, служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты же осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Практическая часть. 

    В 1930 году Совет труда и обороны  во исполнение решений XIV съезда ВКП (б) и XVI партконференции принял решение о строительстве в г. Перми крупного завода по производству авиационных двигателей. Строительство завода было начато в 1931 году. 1 апреля 1934 года техническим директором завода и его главным конструктором был назначен Швецов А.Д., уже известный как конструктор первого отечественного авиационного звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-11.

    Одним из первых шагов Швецова А.Д. на заводе была организация в том же 1934 году конструкторского бюро. Перед которым наряду с работой по созданию технической документации обеспечивающей производство, сборку и испытания лицензионного мотора М-25, была поставлена задача по разработке модифицированных и новых отечественных авиационных двигателей, главным образом, для истребительной авиации.

    В декабре 1934 года был организован  опытный отдел КБ, первым руководителем  которого был Луковников С.К.. Отдел  состоял из механического участка  и стендов, где проводились сборка, разработка и испытания опытных  двигателей. В 1937 году опытный отдел был реорганизован в испытательно-сборочный цех. Постепенно расширялся объем опытных работ, и 11 декабря 1939 года постановлением правительства было организованно самостоятельное предприятие – опытное  конструкторское бюро-19 (ОКБ-19).

Информация о работе Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента