Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая алферова.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Введение

В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу  деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в  значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество  обслуживания  населения.

      В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области  промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и  т.п.  в  результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой  деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления,  мировых достижений  в практической  организации экономических и социальных  процессов.

      В  России  пока  еще  не  достигнуты  значительные  успехи  в  теоретическом  и  практическом  освоении  менеджмента. 

      Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в  российской  экономике,  при  этом  используются  западные  модели  управления.  Однако  механическое  перенесение  концепции  управления  из  одной  социокультурной  среды  в  другую,  слепое копирование опыта того  или иного государства практически невозможно  и ведет к тяжелым экономическим  и  социальным  последствиям.   Менеджмент  обусловлен  такими  базисными факторами,  как тип собственности,  форма государственного  устройства,  степень развития  рыночных  отношений.  Поэтому развитие  современного  менеджмента   в условиях  перехода  России  к рыночной  экономике в значительной  мере  зависит от  этих  факторов.

      В  данной  работе  рассмотрим,  что  же  такое  менеджмент,  так  как  это  понятие  часто  начинает  встречаться  нам  в  повседневной  жизни.  

  

1. Понятие и виды  менеджмента

     Подавляющее большинство членов общества входит в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными словами, общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

      Основными составляющими любой организации  являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения  которых данная организация существует; в) управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.

      Первоначально слово «менеджмент» означало «умение  объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь  - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает  - «руководство людьми». На родине менеджмента – США – менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это – теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

      Необходимо  отметить, что употребляя понятие  «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. Так в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения с людьми; властью и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица».

      В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

     Сегодняшнее понятие менеджмент имеет ряд значений.

      «Во-первых, это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка  в «автономном плавании», связанное  с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе в условиях командно – административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.

      Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в  настоящее время широкое распространение  получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.

      В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее  время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует термин «руководство».

      В-четвертых, менеджмент – учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая  сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

      В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой  совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы».

      Следует обратить внимание на то, что русское  слово “управление “  и  английское  слово “менеджмент “  считаются  синонимами,  однако  в  действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается. Употребляя  термин  “менеджмент “,  мы  следуем  установившейся  в  международной  практике  традиции,  согласно  которой  под  ним  подразумевается  вполне  определенный  круг  явлений  и  процессов.  На  самом  деле  термин  “управление “  не  является  удовлетворительным   заместителем  термина  “менеджмент “  потому,  что  в  последнем  случае  речь  идет  лишь  об  одной  из  форм  управления,  а  именно  об  управлении  социально - экономическими  процессами  посредством и в рамках  предпринимательской  структуры,  акционерной  компании.  Причем  адекватной  экономической  основой  менеджмента  является  рыночный  тип  хозяйствования,  осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации  производства  или  коммерции.

      Таким  образом,  термин  “менеджмент“  употребляется  применительно  к  управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей используются  иные  термины.

     Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей  при минимуме затрат. С учетом изложенного  в работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

     Вышеизложенные  определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает практически все сферы ее  деятельности. Однако  при всем  многообразии  взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно  четко определить  границы деятельности,  которая составляет  содержание менеджмента,  а также выделить  его отдельные  виды:

      1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она включает  вопросы построения  производственных  и организационных структур,  выбора  организационно – правовой  формы управления  производством,  сбыта и фирменного  обслуживания  товара  в соответствии  с предыдущими стадиями  жизненного  цикла. 

      2. Финансовый менеджмент  - это комплексная система устойчивости,  надежности  и  эффективности  управления  финансами.  Она  включает  формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением  научных  подходов   и  принципов менеджмента,  баланса  доходов  и  расходов,  показателей  эффективности  использования  ресурсов,  рентабельности  работы  и   товаров.

      3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления  инвестициями,  вкладываемыми собственниками  в развитие  всех  видов инноваций.  Она включает  построение  организационных структур,  выбор  направлений  инноваций,  оптимизацию  инвестиций,  разные  аспекты  управления  персоналом.

      Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время  разрабатываются  другие  виды:

  • менеджмент  социальной  сферы;
  • банковский менеджмент;
  • налоговый менеджмент;
  • организационный менеджмент;
  • международный менеджмент;
  • кадровый и  др.
 

2. Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента.

      Сущность  любого явления – это то главное, существенное, что характеризует  это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

Цели  и задачи менеджмента.

     Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются  в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

     Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые  для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

     Цели  обладают рядом характеристик:

  • конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
  • ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
  • достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
  • взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

     Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений  и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует  их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

     Установление  целей анализ тенденций, наблюдаемых  в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации  целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

     Конечная  цель менеджмента состоит в обеспечении  прибыльности, или доходности, а  деятельности фирмы путем рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством  и развитие технико-технологической  базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Классификация целей может осуществляться :

- по  охватываемой сфере (общая, частная  цели);

- значению  (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству  переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету  цели (рассчитан на общий или  частный результат).

Типичные  результативно-хозяйственные  цели:

Информация о работе Сущность, задачи, функции, методы и принципы менеджмента