Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:13, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли работников управления социально-культурной деятельностью с высоким уровнем профессионального мышления, соответствующего требованиям социально-культурной среды. Общественные изменения, развитие рыночных отношений предъявляют новые требования к специалистам менеджмента социально-культурной деятельности, теории и методике профессионального образования в вузах культуры и искусств. В обществе возрастает потребность в квалифицированных и творчески мыслящих менеджерах социально-культурной деятельности, способных успешно работать в условиях преобразования социально-культурной сферы и общества в целом
Введение
Мышление
1.2 Управленческое мышление
2.1 Сущность управления
3.1 Виды, стили управления
3.2 Пути формирования управленческого мышления
Заключение
Список использованной литературы
Мышление
- процесс познавательной деятельности
индивида, характеризующийся обобщенным
и опосредованным отражением действительности.
Различают следующие виды мышления:
словесно-логическое, наглядно-образное,
наглядно-действенное. Выделяют также
мышление теоретическое и практическое,
теоретическое и эмпирическое, логическое
(аналитическое) и интуитивное, реалистическое
и аутистическое (связанное с уходом
от действительности во внутренние переживания),
продуктивное и репродуктивное, непроизвольное
и произвольное. Мышление человека характеризуется
единством осознанного и неосознанного.
Мышление является составной частью и
особым объектом самосознания личности,
в структуру которого входит понимание
себя как субъекта мышления, дифференциация
"своих" и "чужих" мыслей, осознание
еще не решенной проблемы как именно своей,
осознание своего отношения к проблеме.
2.1 Сущность управления
До возникновения теории управления правители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями, действуя в конкретных исторических ситуациях, они стремились интуитивно найти лучшие решения. Этот подход к управлению характерен, в частности, для такого реформатора, каким был в истории России Петр I. «Петр Великий и его реформа, – пишет В.О. Ключевский, – наше привычное стереотипное выражение... Между тем у самого Петра долго не было заметно такого взгляда на себя... Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя предварительными соображениями и отдаленными планами, и все, что он делал, он как будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой: он и сам не замечал, как этими текущими делами он все изменял вокруг себя – и людей, и порядки».
Подобный
подход в практике управления, который
господствовал до ХХ столетия, называется
ситуативным, или управлением по
обстоятельствам: адекватным в данной
ситуации полагается решение, наилучшее
с точки зрения изменения ситуации
после оказания на нее соответствующего
управленческого воздействия. Управленец
фактически перестает управлять
событиями, а «плывет по течению»;
работает в ре жиме пожарной команды,
без конца «латает дыры» вместо
того, чтобы их не допускать. Сказанное
не означает, что управление по обстоятельствам
неэффективно в принципе. Ситуативный
подход к принятию решений необходим
и оправдан, когда сама ситуация
экстраординарна и
Что же делать в конкретной ситуации управленцу? На этот и другие вопросы отвечает теория управления – логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и с помощью научной рефлексии. Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социальных и социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и эволюции, а также принципы эффективного управления. Оговоримся, что существу ют и иные взгляды на теорию управления, но общим для всех ее определений является признание в структуре общественных отношений особого рода отношений – управленческих, которые возникают в процессе управления в социальных системах.
Таким
образом, объектом теории управления являются
управленческие процессы, протекающие
в территориальных, профессиональных
и иных группах людей, которые
обеспечивают процесс производства
и воспроизводства человека, т. е.
управленческие отношения. В структуре
любой группы, ориентированной на
выполнение какой-либо задачи, возникает
специфический социальный феномен
- управление, что, в свою очередь, приводит
к появлению отдельных
Управление
как наука это система
Управление как искусство это способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление
как функция – это
Управление как процесс – совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе».
Управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения целей.
Теория управления как наука имеет свой предмет исследования. К элементам предмета теории управления могут быть отнесены:
-
сущность управленческих
-
механизм управления разными
системами социально-
-
механизм самоорганизации и
- приемы, техника и методика процесса управления;
- структурные элементы системы управления.
-
общие закономерности
Каждая наука для познания своего предмета вырабатывает собственную методологию. Методология (от греческих слов «метод» - путь к чему-либо и «логос» - наука, учение) представляет собой теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей человека действительности. Соответственно, методология теории управления – это система методов, используемых при познании управленческих процессов.
Для изучения закономерностей возникновения и функционирования управленческих отношений в социальных системах различного уровня применяются разнообразные методы, как общенаучные, так и специальные.
Что же
такое управление? В настоящее
время на этот вопрос вряд ли можно
получить однозначный ответ. Все
зависит от позиции исследователя,
его профессии и научных
1.
С позиции классического
2.
С позиции системного анализа,
управление – это наука и
искусство принятия решений.
З. С позиции кибернетики, управление это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.
4.
С позиции правоведения, управление
– это государственное
5.
С позиции политологии,
В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличие от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Итак, управление – это процесс непрерывного и целенаправленного воздействия на объект с целью достижения необходимых результатов. Управление включает три аспекта:
а)
институциональный – «кто» «
б) функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;
в) институциональный – «чем» осуществляется управление.
Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего определяют как целенаправленный процесс планирования и организации предприятия или учреждения в целях координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для достижения конкретных задач. Это понятие характеризует основы управления фирмой, производственным коллективом и т.п. с точки зрения искусства современного управления и, соответственно, менеджмент является одним из направлений науки управления, наряду с государственным, социальным, муниципальным, экономическим, политическим управлением. Следовательно, понятие управления по своему смыслу шире понятия «менеджмент» и они соотносятся как часть и целое.
Менеджмент
– молодая и интересная дисциплина,
со всем недавно пришедшая в нашу
страну с Запада, почти одновременно
с переходом к рыночной экономике.
В начале и середине 90-х годов
этот термин привился и стал настолько
популярен, что «менеджерами» и
«менеджментом» стали называть чуть
ли не все и всех, кто имеет
хотя бы косвенную связь с
Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т.п. Главная обязанность менеджера состоит в создании среды и условий, в которых его подчиненные смогут выполнять свою работу настолько эффективно, насколько позволяют их способности. А сам менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь, и мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.
Многие ученые рассматривают менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента. Действительно, принятие решений – важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит и воздействие принимающих решения на тех, кто их реализует.
В любом
случае менеджмент не может обходиться
без применения научных методов.
Они помогают при формировании и
развитии познавательной базы, имеют
большое значение в управлении производством,
эффективны при планировании и контроле,
играют важную роль в ходе принятия
решений, поддающихся алгоритмизации.
3.1 Виды, стили управления
Слово
«стиль» греческого происхождения,
первоначально оно означало стержень
для писем на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль управления обусловливается уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и ценностными ориентациями, темпераментом - всем тем, что определяет содержание личности руководителя.
По-видимому, самое раннее исследование стилей руководства было проведено К. Левиным и его коллегами в 1939 году. В результате стили были разделены на три вида: автократический, демократический и либеральный (попустительский).
Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение : «стиль - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».