Сущность принципы и алгоритмы планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Содержание

Введение - 2
1. Сущность планирования в менеджменте. - 6
1.1.Содержание и назначение планирования. - 6
1.2. Виды планирования - 9
1.3. Этапы планирования. - 15
2. Принципы и виды планирования. - 19
2.1. Принципы планирования. - 19
2.2. Система стратегического планирования. - 22
2.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития
предприятия. - 26
2.4. Бизнес – план: планирование бизнеса. - 29
Заключение. - 31
Список используемой литературы - 33

Работа содержит 1 файл

сущность,принципы и алгоритмы планирования.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     - определение оптимальной товарной структуры производства с учетом научно – технического прогресса и факторов спроса;

     - оперативный учет наличных ресурсов  и гибкое маневрирование ими;

     - установление контроля за выполнением планов и своевременную корректировку плановых заданий в случае необходимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Принципы и виды  планирования.

     2.1. Принципы планирования.

     Планирование  осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил.

     Основное  правило: участие  в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв, что пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй.

     Следующее правило – непрерывность, которая  обусловлена соответствующим характером хозяйственной деятельности. В соответствии с этим оно осуществляется не как единичное действие, а как постоянно повторяющийся процесс. В его рамках все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем, таким образом планы служат основой для дальнейшей работы. Этим обеспечивается их определенная преемственность.

     Непрерывность планирования требует соблюдения принципа гибкости, предполагающего необходимость корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются зоны, в которых показатели могут отклоняться от заданных величин, что обеспечивает свободу маневра.

     Единство  и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем координации и интеграции. Координация осуществляется между подразделениями одного уровня, а интеграция – между выше и нижестоящими.

     Важным  принципом планирования является экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность и затраты на планирование.

     Так же одним из принципов планирования является создание необходимых условия для выполнения плана и oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми.

     Перечисленные выше принципы являются универсальными, в тоже время на каждом из них  могут применяться также свои специфические принципы.

     Например, при планировании на уровне цеха важную роль играет принцип узкого места, в  соответствии с которым выпуск продукции  нужно определять исходя из возможностей единицы оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время, на уровне предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовать.

     Исходя  из этого, принципы планирования заключаются  в:

     - полнота (требуется учесть все;

     - детализация (глубина ее определяется  целью планирования);

     - точность;

     - простота и ясность;

     - непрерывность;

     - эластичность и гибкость (использование  плановых резервов, учет множественности  возможных альтернатив, отсрочка  деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);

     - выравнивание при планировании (учет  «узких мест»);

     - экономичность.

     Планирование  систематизируется по ряду признаков:

     - последовательное планирование (новый  план составляется по истечении  срока предыдущего;

     - скользящее планирование (по истечении  срока действия предыдущего плана  производится его ревизия на  оставшийся период и составляется  новый на период после окончания  всего срока предыдущего и  т.д.);

     - жесткое планирование (конкретно  указываются все цели и мероприятия);

     - гибкое планирование (учитывается  возможность возникновения неоднозначных  условий и пересмотра плана  с их учетом).

     Многие  крупные компании в современных  условиях стали уделять все большее  внимание развитию стратегического  планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. 
 
 

     2.2. Система стратегического  планирования.

     Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия  и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых  для достижения этих целей.

     Стратегия фирмы – это рассчитанная на перспективу  система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей.

       Сущность выработки и реализации  состоит в том, чтобы выбрать  нужное направление развития  из многочисленных альтернатив и направить производственно – хозяйственную деятельность по избранному пути.

     Система стратегического управления (стратегический менеджмент) предусматривает:

  • выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно – хозяйственной деятельностью;
  • создание центров руководства каждой стратегической целью;
  • оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.

     Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

  • разработки стратегических целей организации;
  • оценки ее возможностей и ресурсов;
  • анализа тенденций в области маркетинговой деятельности;
  • оценка альтернативных путей деятельности;
  • определения стратегии на перспективу;
  • подготовки детальных оперативных планов, программ и бюджетов;
  • оценки деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

     Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

     В основу разработки стратегического  плана кладется:

  • анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
  • анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках, и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
  • выбор стратегии на основе анализ перспектив фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
  • анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности, определение ожидаемых результатов.

     При выборе стратегии необходимо иметь ввиду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.

     Стратегическое  планирование включает в себя три  блока: стратегический анализ,  выработку  экономической стратегии и формирование стратегического плана.

     Первый  блок предполагает обобщенный анализ внешних и внутренних условий  и оценку потенциальных возможностей предприятия на рынке. При этом выявляются новые благоприятные возможности  развития.

     Второй  этап – это разработка экономической стратегии предприятия, которая является наиболее сложным и ответственным моментом при использовании концепции стратегического планирования. Экономическая стратегия предприятия – это определение приоритетных целей и задач его развития, а также факторов повышения доходности с учетом возможных изменений на рынке. В экономической стратегии находят свое отражение не только стратегически задачи, но и необходимые для их реализации ресурсы (технические, технологические, материальные, кадровые, пространственные, ресурсы организационной структуры системы управления, информационные, финансовые ресурсы), которые являются составляющими элементами производственно – хозяйственной системы. Таким образом, в процессе выработки стратегии необходим анализ и количественная оценка текущего состояния каждого элемента производственно – хозяйственной системы.

     Третий  этап стратегического планирования, должен придать количественную определенность выбранной стратегии развития и  соответствующим ей целям. Ядром  данного этапа является разработка стратегического плана, который наряду с главными целями предприятия и его стратегическими линиями, включает использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей. Стратегический план определяет развитие потенциала предприятия, который  позволил бы ему занять желаемое положение на рынке.

     Для получения количественных характеристик  стратегического плана необходимо прогнозирование деловой среды  предприятия, которое заключается  в предсказании внутренней и внешней среды на основе научных методов и интуиции.

     Таким образом, являясь обязательным предплановым этапом, прогнозирование, с одной  стороны, выступает как источник необходимой информации для выработки  базовой стратегии развития и  целей предприятия, с другой – на основе разработанной концепции происходит конкретизация стратегического плана до количественных характеристик. Прогнозирование деловой среды предприятия позволяет перевести качественные характеристики предполагаемой деятельности в определенный набор показателей. Вместе с тем, многовариантность расчетом прогнозов позволяет выбрать наиболее эффективные стратегические альтернативы, поэтому прогнозирование выступает еще как механизм корректировки возможных траекторий развития предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Подходы к процессу  разработки стратегии  развития предприятия.

     В теории стратегического управления можно выделить несколько подходов к процессу выработки стратегии.

     Корпоративное планирование – определение логических предписаний об организации самого процесса, который представляется как линейно – последовательная процедура принятия решений, включающая высшее руководство в поиск по использованию необходимой информации для генерирования, оценки и выбора путей будущего развития предприятия. Таким образом, стратегический анализ ведет к стратегическому выбору, а тот, в свою очередь, к исполнению стратегических действий.

     Главная концепция данного подхода заключается в достижении определенного уровня рациональности в выборе стратегического развития на основе ценной информации. Стратегическое планирование является в этом случае прерогативой высшей администрации, а работники на средних и нижних уровнях иерархии управления функционируют строго по определенным им свыше траекториям.

     Итеративное планирование определяется как процесс выработки стратегии, реализуемой на предприятии в действительности. Данный подход является более деструктивным, чем конструктивным. Роль высшей администрации определяется как «организатора» процесса, объединяющего в единое целое частичные стратегии, которые генерируются в различных структурных подразделениях. Высшее руководство определяет базовые ориентиры развития, а также создает условия, при которых протекает процесс стратегического планирования, - информационную базу и компетентность персонала. Именно поэтому выработка окончательной стратегии развития осуществляется в итеративном режиме.

     Описанные выше подходы к процессу стратегического  планирования являются базовыми.  Второй подход можно считать логическим продолжением первого, как более глубокое проникновение в сущность стратегического планирования как такового. Итеративное планирование требует достаточно высокой культуры стратегического мышления как у высшего руководства, так и у руководителей более низкого уровня.

     Интуитивное планирование. Этот подход сродни итеративному планированию за исключением того, что «окончательное принятие решения не обеспечивается с такой же степенью целесообразности». Высшее руководство устанавливает простые и глобальные цели, которые обеспечивают небольшое, но достаточно устойчивое продвижение. Другими словами, лица, принимающие решение, вынуждены в конце концов повторять мелкие шажки для достижения поставленной цели и сделать приспособляемость необходимым условием своей деятельности. Поэтому их роль по сравнению с первыми двумя подходами менее логична и профессиональна.

Информация о работе Сущность принципы и алгоритмы планирования