Сущность принципы и алгоритмы планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Содержание

Введение - 2
1. Сущность планирования в менеджменте. - 6
1.1.Содержание и назначение планирования. - 6
1.2. Виды планирования - 9
1.3. Этапы планирования. - 15
2. Принципы и виды планирования. - 19
2.1. Принципы планирования. - 19
2.2. Система стратегического планирования. - 22
2.3. Подходы к процессу разработки стратегии развития
предприятия. - 26
2.4. Бизнес – план: планирование бизнеса. - 29
Заключение. - 31
Список используемой литературы - 33

Работа содержит 1 файл

сущность,принципы и алгоритмы планирования.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     - выработку общих целей предприятия;

     - детализацию и конкретизацию  целей;

     - определение путей, экономических  и иных средств достижения  этих целей;

     - контроль за достижением целей.

Процесс планировании может быть представлен в виде схемы (рис.1).

     Данный  алгоритм можно использовать в качестве рабочего инструмента при составлении стратегического плана деятельности торгового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оцените имеющиеся возможности

с учетом

рынка; конкуренции; пожеланий клиентов; наших сильных сторон; наших слабых сторон

  Сравните  альтернативы с учетом поставленных целей

Какая альтернатива предоставляет наилучшие возможности для осуществления наших целей и минимальными затратами и максимальной прибылью

 
Главные задачи или цели

В чем смысл, каких результатов мы хотим достичь  и к какому сроку

  Выберите  одну альтернативу

Определите образ действий, которому мы будем следовать

 
Рассмотрите плановые

предложения

В какой среде  – внутренней или внешней - будут  осуществляться наши планы

  Сформулируйте вспомогательные  планы

как то: закупка  сырья; наем рабочих и их подготовка; разработка нового вида продукции

 
Определите  альтернативы

Какие альтернативы являются наиболее предпочтительными для достижения наших целей

  Представьте планы в цифровом выражении, составив бюджеты

Разработайте  такие бюджеты, как: объем и цена продаж; текущие расходы, необходимые для осуществления планов; расходы на капитальное оборудование

 

     Рис. 1 Процесс планирования.

     Планирование  – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

     Стратегическое (долгосрочное или перспективное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности компании и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, такие как расширение производственных мощностей за счет строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

     Стратегия – представляет собой всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

     Основными признаками стратегического планирования являются:

     - цель планирования – долгосрочное  обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;

     - носитель идеи планирования –  высший менеджмент;

     - проблемы планирования – отсутствие  надежности и структурирования;

     - горизонт планирования – долгосрочное;

     - охват – глобальный, широкий спектр альтернатив;

     - принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

     Обычно  важнейшие вопросы планирования – рынки сбыта. Это планирование включает:

     - выработку стратегии;

     - стратегическое планирование производственной  программы;

     - планирование развития потенциала;

     - планирование развития структуры  потенциала.

     Тактическое (среднесрочное планирование заключается  в определении промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач.

     Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

     Операционное (оперативное или текущее планирование предполагает разработку планов –  графиков и обеспечивает выполнение тактических планов.

     Отличительными  чертами оперативного планирования являются:

     - носитель идей планирования –  средние и низшие уровни менеджмента;

     - задача планирования – обеспечение  относительной надежности и относительного  структурирования;

     - горизонт;

     - глубина;

     - диапазон;

     - основа;

     - короткие и средние сроки;

     - детализация планов;

     - ограниченный спектр альтернатив;

     - созданный потенциал.

     Оперативным планированием охватываются отдельные  функциональные области предприятия.

     Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное, содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов,  тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное – реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.

     Планирование  дает ответы на следующие вопросы:

  1. В каком положении организация в настоящее время. Для этого нужно оценить положение в области финансов, производства и других сферах.
  2. Какими должны быть цели организации. Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, нужно определить цели организации. Для этого нужно четко определить: объект планирования (что именно планируется), субъект планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой срок), средства планирования (компьютерное обеспечение), методику планирования ( как планировать), согласование планов (каких, с кем и на каких условиях). Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
 
 
    1. Этапы планирования.

     Планирование  подразумевает принятие конкретных решений о развитии производственной системы, что позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в перспективе, уменьшить их неопределенность. Такие решения считаются плановыми, так как они могут быть связаны с постановкой определенных параметров.

     Плaниpoвaниe - этo oднa из ocнoвныx фyнкций мeнeджмeнтa. В шиpoкoм cмыcлe плaниpoвaниe - этo дeятeльнocть, нaпpaвлeннaя нa oпpeдeлeниe цeлeй и зaдaч opгaнизaции, a тaкжe pacпpeдeлeниe и пepepacпpeдeлeниe pecypcoв для peaлизaции пocтaвлeнныx зaдaч.

     В yзкoм cмыcлe - этo пpoцecc cocтaвлeния cпeциaльныx дoкyмeнтoв, цeль кoтopыx cocтoит в coчeтaнии и кoopдинaции paбoты, opгaнизaции и пoвышeнии ee эффeктивнocти.

     В планах в основном отражают: прогнозы развития организации; промежуточные  и конечные цели и задачи, которые стоят перед ней и ее отдельными подразделениями; структуру координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай непредвиденных ситуаций.

     Cуществуют следующие разновидности планов:

     Плaны - цeли: xapaктepиcтики жeлaeмoгo cocтoяния пpeдпpиятия (oтдeлoв). Иcпoльзyютcя пpи плaниpoвaнии нa длитeльныe cpoки и в ycлoвияx нeoпpeдeлeннocти.

     Плaны для пoвтopяющиxcя дeйcтвий peглaмeнтиpyют выпoлнeниe тpaдициoнныx paбoт в cтaндapтныx ycлoвияx (pacпиcaниe движeний пoeздoв, caмoлeтoв) cocтaвляeмыx c yчeтoм фopc-мaжopныx oбcтoятeльcтв.

     Плaны для нeпoвтopяющиxcя дeйcтвий cocтaвляютcя для peшeния cпeцифичecкиx пpoблeм в кoнкpeтныx cлoжившиxcя cитyaцияx.

     Цели  и планы являются неотъемлемой частью любого общества. Цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого, и пытается организация.

     Значение  целей определяется тем, что каждая организация существует ради определенного  результата, а поставленные организацией цели позволяют ей как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. Поставленный план – это путь движения организации к поставленным целям, которые включают в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. В результате, планирование – это процесс определения целей организации и средств их достижения.

     Постановка  целей начинается с высшего менеджмента  организации. Первый этап процесса планирования предполагает изложение миссии и  формулировку стратегических целей  компании. Цели выражают конкретные отдельные  направления деятельности организации. Определение целей очень важно, так как именно они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

     Основная  общая цель организации – это  четко выраженная причина ее существования  и обознается как ее миссия. Все  цели вырабатываются для осуществления  этой миссии.

     Миссия  – это основная цель, ради достижения которой создается компания. Четко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из нее целей и планов. Значение миссии для организации и ее сотрудников очень велико. Выработанные на ее основе цели служат критерием для принятия управленческих решений. Если у организации отсутствует основная цель, то у ее руководителей нет логически обоснованного выбора альтернативы.

     Миссия  детализирует статус организации и  обеспечивает направление и ориентиры  для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях. Миссия – это цель, ради которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Особое   значение миссии заключается в том, что именно она является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность в том, что организация преследует ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.

     Все цели и планы организации имеют  определенный временной горизонт. По срокам выполнения планы разделяют  на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

     Долгосрочные (свыше пяти лет относятся в  основном к категории стратегических планов.

     Среднесрочные (от года до пяти лет) выполняются в  виде различного рода программ и заключаются  в определении тактических целей.

     Краткосрочные (до года), включают оперативные цели отделов и работников, также имеют форму бюджетов, сетевых графиков.

     Планирование  охватывает все уровни управления и  помогает предпринять и упростить  действия, которые приведут к достижению целей организации. Так же снижает  риск неопределенности внешней и внутренней среды организации, помогает оптимально делегировать полномочия и распределить ресурсы внутри фирмы. Важные цели планирования включают в себя достижение определенного уровня прибыли, повышение производительности труда, возможность организации выйти на новый рынок сбыта и т.д.

     Эффективное выполнение функции планирования предполагает:

     - получение сведений об основных  общеэкономических и рыночных  условиях, влияющих на рынок самой  фирмы и ее конкурентов, сведений  о прошлых продажах и прибылях;

Информация о работе Сущность принципы и алгоритмы планирования