Сущность менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления поведением людей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.07 Кб (Скачать)
ustify">    Идеи  Тейлора были поддержаны Генри Фордом и объединение их работ стало основой для школы научного управления. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Первой фазой методологии данной школы были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Это направление основано на базе рационализации, типизации и конвейеризации.

    [4, c. 70].

    2.2 Идеи администрирования  Файоля

    Это направление классической школы менеджмента, разрабатывало проблемы, касающиеся работы всей организации как единого целого, а также, в частности, идеи, относительно лидерских качеств хорошо подготовленных администраторов. Представители этого направления пытались ответить на вопрос: «Как заставить людей работать наилучшим образом в интересах организации?». Наиболее весомый вклад в разработку идей администрирования внес Анри Файоль. Наиболее известный его труд «Общее и промышленное управление» появился в 1916 году.

    В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии есть два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности; под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

    Управлять, утверждал Файоль, – значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

    По  мнению Файоля, администрирование составляет часть управления – непрерывного универсального процесса, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

    1. техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

    2. коммерческую (закупка, сбыт, обмен);

    3. финансовую (привлечение капиталов, учет и рациональное расходование денежных средств);

    4. охранная (деятельность по защите собственности и жизни людей);

    5. эккаутинг (анализ статистических данных, инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства);

    6. административная (организация, планирование, распорядительство, координация и контроль).

    Файоль отмечал, что в предпринимательстве всегда присутствуют эти шесть групп деятельности, или их существенные функции. Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная «установка». Различаются «установки»: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т.д. Эти установки определяют качества или навыки менеджеров, которые тесно связаны с выполнением ими лидерских обязанностей.

    Каждая  из этих «установок» покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно  свести к следующим шести рубрикам:

    - Физические качества: здоровье, сила, ловкость;

    - Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;

    - Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;

    - Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции;

    - Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо донной функции - будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой и т.д.;

    - Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных их фактов.

    Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Он сформулировал правила и технику их осуществления.

    Предвидение (планирование). Оно выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу и на текущий период.

    Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления.

    Основное  место в предвидении отводится  разработке программы действий, под  которой он понимал «конечную  цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина  будущего не всегда может быть четко  представлена, зато ближайшие события  могут быть проработаны достаточно детально.

    Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием, социальная – обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса.

    Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы из подчиненных  руководителю работников в интересах  предприятия в целом. Руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

    • знать в совершенстве подчиненных ему работников;

    • увольнять неспособных работников;

    • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

    • подавать положительный пример;

    • производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

    • проводить совещания с ведущими работниками с целью согласования единства направлений и усилий;

    • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

    • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

    Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.

    Управление  предприятием через функцию координирования  призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

    Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

    Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом он отмечал, что эти принципы гибки и подвижны и их применение зависит от меняющихся обстоятельств.

    Файоль сформулировал 14 принципов управления:

    1. Разделение труда.

    2. Властные полномочия.

    3. Дисциплина.

    4. Единоначалие.

    5. Единство направления.

    6. Подчиненность личных интересов общим.

    7. Вознаграждение, т.е. цена оказываемых услуг.

    8. Централизация.

    9. Скалярная цепь (иерархия).

    10. Порядок.

    11. Беспристрастность.

    12. Стабильность персонала.

    13. Инициатива.

    14. Корпоративный дух.

    Предложенная  Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщениях.

    Главная заслуга Файоля состоит в том, что он определил, что же такое менеджмент и какое место в процессе управления занимает руководитель, обладающий лидерскими качествами. Он является первым известным исследователем, давшим теоретический анализ управленческой деятельности — анализ, который выдержал полувековую критическую дискуссию.

    2.3 «Анализ бюрократии»  Вебера

    Основы  направления, получившего название «анализ бюрократии» заложил  немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864-1920). Круг его научных интересов  широк, но главный его вклад в  теорию управления состоял в разработке концепции бюрократической организации  и типов организационного лидерства.

    Бюрократическая организация — это организация, которая не принимает во внимание индивидуальные, личностные характеристики персонала и не стимулирует инициативную, творческую работу.

    Теоретические работы Тейлора были обоснованы немецким социологом Максом Вебером, который  и выдвинул предпосылки, что жесткий  порядок, подкрепленный соответствующими (разработанными Тейлором) правилами, является наиболее эффективным методом  работы.

    Расчленение выполняемой работы на отдельные  составные элементы – движения должны быть, согласно теории Тейлора-Вебера, подвергнуты жесткой регламентации  и контролю.

    Вебер полагал, что функционирующую организацию  можно «разложить» на составные  части и «пронормировать» работу каждой из них. Такое разделение труда специализирует персонал и соответственно строит организацию по линейному признаку (то есть каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником). Кроме того, Вебером были предложены и обоснованы другие мысли по построению бюрократической системы. В частности он полагал, что можно регламентировать и функции, и количество управленцев.

    Вебер выдвинул концепцию трех типов власти - традиционной, рациональной и харизматической. Эти три типа власти он называет «идеальными типами».

    Традиционный  тип основан на традициях, социальных привычках, в его основе лежит  традиционное действие, «как его осуществляли патриарх и патримониальный князь  старого типа». По замечанию Р. Арона, в таком обществе «субъект поступает  по традиции, ему нет нужды ни ставить перед собой цель, ни определять ценности, ни испытывать эмоциональное  возбуждение - он просто подчиняется  укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам». Такие общества характерны для доиндустриальной эпохи.

    Рационально-легальный  тип власти Вебер характеризует  как «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального управления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком  его осуществляет современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». Таким образом, власть осуществляется в современных индустриальных государствах, где люди в организациях действуют в соответствии с установленными законами и правилами.

Информация о работе Сущность менеджмента