Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:36, реферат
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления поведением людей.
К классическим принципам относят следующие:
• разделение труда. Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
• дисциплина. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры – применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.
• единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
• вознаграждение. Получение работниками справедливого вознаграждения за качественный труд.
• инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
• корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий.
• стабильность персонала. Установка на лояльность и долгосрочную работу.
Эволюция менеджмента позволила сформировать следующие принципы:
•
принцип системности, предполагающий
использование методологии
• принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;
• принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;
• принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;
• принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
1.3 Классификация принципов управления
В
литературе нет единого подхода
к классификации принципов
Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы менеджмента служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики.
Частные
принципы управления имеют локальный
характер и регулируют лишь отдельные
управленческие процессы, отрасли, организации
и подразделения. Каждая отрасль
экономики или отдельная
Наиболее оптимальной является классификация принципов управления посредством их деления на три группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе – принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности.
Примечание
– Источник: [3, с. 30].
2. Классическая школа менеджмента и её принципы
Первой школой менеджмента была классическая научная школа сформировавшаяся в период с 90-х годов 19 в. По 20-е гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Генри Форд, Фрэнк Гильберт, Анри Файоль и Макс Вебер.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.
В основу всех концепций управления, составляющих классическую школу, лежит выдвинутое еще Адамом Смитом представление, согласно которому, только экономическое вознаграждение побуждает людей к работе: чтобы заставить людей работать, менеджеры должны добиться удовлетворения их потребности в деньгах.
2.1 «Научный менеджмент» Тейлора
Основателем такого направления как «научный менеджмент» был Фредерик Тейлор, американский инженер. Тейлор считал, что решение производственной задачи требует рационализации рабочих операций. Менеджеры должны думать, а рабочие – работать, считал Тейлор. Основные идеи своей системы он изложил в «Основах научного управления» (1911).
Главную
задачу научного управления он понимал
как «максимальное обеспечение
максимального процветания
Взаимная зависимость руководителей и рабочих и необходимость их совместной работы в направлении общей цели увеличения процветания всех достаточно очевидна для Тейлора. Неэффективность производства Тейлор объясняет следующими причинами:
• ошибочное убеждение рабочих, что любое увеличение производительности труда неизбежно приведет к безработице;
• несовершенные системы управления, которые заставляют рабочих ограничивать производительность с целью защиты своих интересов («систематическое увиливание от работы»);
• неэффективные, требующие больших затрат усилий кустарные методы работы, основанные на «здравом смысле».
Тейлор
заключает, что целью «научного
менеджмента» должно быть преодоление
этих препятствий. Это может быть
достигнуто путем систематического
изучения работы для поиска наиболее
эффективных методов ее выполнения,
и изучением путей
Для достижения этого Тейлор сформулировал «великие основополагающие принципы управления»:
Развитие правдивой науки о работе. Тейлор указывает, что мы в действительности не знаем, из чего состоит ежедневная работа; руководитель имеет неограниченные возможности жаловаться на несоответствие рабочих, а рабочие никогда, в действительности, не знают, что от них требуется. Это может быть исправлено путем установления «большой дневной задачи», то есть объема работы, которую должен выполнять средний, хорошо подготовленный рабочий при оптимальных условиях. За это рабочие должны получать плату существенно большую, по сравнению с оплатой за аналогичную работу на предприятиях, в которых не введены методы научного управления. Доход рабочих должен снижаться, если они не достигают научно установленного уровня производительности.
Научный отбор и прогрессивное развитие рабочего. Для получения такой высокой оплаты должен производиться систематический отбор рабочих, чтобы убедиться, что они обладают физическими и интеллектуальными качествами, позволяющими им достигать такой производительности. Затем их следует обучать до первоклассного уровня. Тейлор уверен, что любой рабочий может быть первоклассным на определенной работе. В обязанность управления входит развитие рабочих, представление их возможностей для продвижения, которые позволили бы им в конечном счете выполнять работу, соответствующую из возрастающей квалификации и обеспечивающую большие заработки.
Постоянная и тесная кооперация управления и рабочих. Существует почти равное распределение ответственности между управляющими и рабочими. Тейлор показал, что трудно найти какое-либо действие рабочего, которому не предшествовало бы какое-либо действие менеджера. При такой тесной кооперации возможности для конфликта почти полностью устраняются, так как приведение в действие власти осуществляется не произвольно. Менеджеры должны постоянно демонстрировать, что их решения подчиняются той же дисциплине, что и действия рабочих, а именно - научному изучению работы.
Новая система организации труда, предложенная Тейлором, потребовала определения новых требований к управленческому персоналу и разработки (впервые в истории менеджмента) списка «лидерских качеств», включающих «умственные и душевные качества, необходимые для исполнения всех обязанностей, возлагаемых на этих людей». Всего он выделяет девять таких принципов:
• Ум.
• Образование.
• Специальные или технические познания; физическая ловкость и сила.
• Такт.
• Энергия.
• Решительность.
• Честность.
• Рассудительность и здравый смысл.
• Крепкое здоровье.
Конечно, этот список Тейлора рисовал образ идеального лидера-менеджера, что понимал и сам автор, отмечая, что «людей с шестью или восемью качествами почти совсем невозможно добыть». Однако для решения этой, практически неразрешимой проблемы поиска руководителей, обладающих всеми вышеперечисленными качествами лидера, Тейлор предлагает отказаться от организации военного типа: «По всей линии администрации военный тип должен быть отменен и заменен тем, что мы называем «функциональным типом». Функциональная администрация состоит в таком распределении работ по управлению, чтобы каждый служащий, от помощника директора до низших должностей, должен был исполнять возможно меньшее количество функций».
Основные принципы научного управления Ф. Тейлора состоят в следующем:
• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
• абсолютное следование разработанным стандартам;
• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
• оплата по результатам труда (меньше результаты – меньше оплата, больше результаты – больше оплата);
• использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
• поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Типичным для классической школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.