Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики на предприятии ОАО «Фармстандарт – Лексредства».Для реализации поставленной цели мы считает необходимым поставить и решить целый комплекс задач. Среди них целесообразно выделить следующие:
- исследовать сущность управления на предприятии;
- проследить эволюцию развития предприятия;
- оценить применение накопленного отечественного и международного опыта в системном подходе к управлению предприятием;
- изучить основополагающие принципы сертификации систем управления предприятием;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Соотношение понятия "управление" и "менеджмент"……………………6
1.2 Исторические предпосылки менеджмента…………………………………8
1.3 Корпоративная природа менеджмента……………………………………14
1.4 Современные подходы к управлению…………………………………….18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фрамстандарт-Лексредства»………………………………………………….27
2.2 Анализ применения и роли современных подходов в управлении ОАО «Фрамстандарт-Лексредства»…………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
Список использованных источников и литературы………………………… 41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Алексенко татьяна.doc

— 802.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

Факультет социального управления и экономики Кафедра менеджмента

Специальность 080507 - «Менеджмент организации»

Курсовая работа

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему: «Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики»

 

Выполнил             

(подпись)

студент              

(группа)

              Алексенко Татьяна    Васильевна

Допустить к защите             

Работа защищена             

(дата)

Зав. Кафедрой                             Оценка             

(подпись)

Руководитель             

Кандидат педагогических наук, доцент              (подпись)

Дядин Олег Юрьевич                            к.э.н., доцент кафедры менеджмента

 

Некрасова Лилия Васильевна

 

 

Курск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Соотношение понятия "управление" и "менеджмент"……………………6

1.2 Исторические предпосылки менеджмента…………………………………8

1.3 Корпоративная природа менеджмента……………………………………14

1.4 Современные подходы к управлению…………………………………….18

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фрамстандарт-Лексредства»………………………………………………….27

2.2 Анализ применения и роли современных подходов в управлении ОАО «Фрамстандарт-Лексредства»…………………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

Список использованных источников и литературы………………………… 41

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

«Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента» [9, 12].

Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

                       ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

                       постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

                       хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

                       постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

                       конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

Качество и эффективность управления определяются уровнем знаний в данной области, возможностью и способностью применить эти знания на практике. В условиях радикальной экономической реформы, предусматривающей развитие экономических рычагов управления, расширение внешнеэкономических отношений, все более отчетливо вырисовывается необходимость изучать все то, положительное, что накоплено мировым опытом управления. Сегодня становятся привычными такие понятия, как менеджмент, менеджер, маркетинг. Но дело не в названиях.

Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: "кто производит - не управляет, кто управляет - не производит ".

Актуальность данной работы состоит в том, что в процессе развития требования предъявляются не только к конечному результату этого процесса, но и ко всему его ходу.

В мире уже накоплен значительный опыт стратегического менеджмента, вписанный в общую систему управления предприятием. Проблемам стратегического менеджмента прямо или косвенно посвящено большое число научных работ.

Разработкой проблем стратегического менеджмента занимались известные зарубежные ученые, среди них можно назвать Р.Акоффа, И.Ансоффа, П.Дойля, П.Друкера,

Данная курсовая работа направлена на изучение сущности менеджмента и его значение на предприятии в условиях современной рыночной экономики, особенности требований предъявляемых к менеджменту, сущности его работы и его функций. Работа призвана осветить ту громадную роль, которую играет менеджмент на предприятии.

Цель  работы – исследовать  Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики на  предприятии  ОАО «Фармстандарт – Лексредства».

В качестве объекта исследования было выбрано  предприятие «ОАО «Фармстандарт – Лексредства», с успешно функционирующей на нём в течение 20 лет комплексной системой управления.

Предмет исследования – ОАО «Фармстандарт – Лексредства»

Для реализации поставленной цели мы  считает необходимым поставить и решить целый комплекс задач. Среди них целесообразно выделить следующие:

- исследовать сущность управления на предприятии;

- проследить эволюцию развития предприятия;

- оценить применение накопленного отечественного и международного опыта в системном подходе к управлению предприятием;

- изучить основополагающие принципы сертификации систем управления предприятием;

- дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы управления качеством продукции  на  исследуемом  предприятии.

ОАО «Фармстандарт – Лексредства»  располагается  по  адресу: 1 Агрегатный пер., дом 1, корп. А, кв. 18, тел. 6-00-05, 6-00-17. Предприятие  занимается  производством  и  реализацией лекарственных  средств, закупает  лекарственное  сырьё  из  ближнего  зарубежья, из  Беларуси  и  Украины, а  так  же  из  США. 

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы  исследования: сравнительный, исторический, группировки, систематизация  результатов.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1   Соотношение понятия "управление" и "менеджмент"

«Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу» [12, с.21 ]

   Классическое определение Стаффорда Бира:

   Управление есть перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные.

   Изучение управления совпало с тремя важными событиями:

  1. Рост крупных корпораций. Огромным промышленным организациям, которые возникли  в конце ХIХ в требовались новые модели управления их производством.

   2. Разделение между владением и управлением. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которым принадлежат не большая часть бизнеса или они являются лишь наемными работниками, нуждаются в соответствующей квалификации.

  3. Развитие новых  теорий. По мере того, как бизнес и теория управления становятся предметом исследования, управляющие – практики и теоретики создали определенную массу знаний, которая может быть передана другим с помощью книг и аудиторного обучения.

   Термин «менеджмент» в научной литературе трактуется достаточно широко как:

   1) «процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения (т.е. непрерывный процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений)» [11, 244];

  2) функции управления (планирование, организация, регулирование, контроль, мотивация), осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;

   3) искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности;

   4) органы или аппарат управления – группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответствующие действия в интересах организации;

   5) наука, т.е. самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.

Эта наука имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. С информационной точки зрения, менеджмент – систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные, полученные специальными науками (социологией организаций, микроэкономикой и т.д.), а также такими дисциплинами, как информатика, исследование операций, кибернетика и т.д.

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»

    1) «Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.)» [17, с.15].

Понятие «менеджмент» относится в научной литературе к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам.

    2) «В теории управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими системами, рассматривается три уровня:

      - макроуровень – управление народным хозяйством государства;

      - мезоуровень  – управление отраслями, регионами;

      - микроуровень – уровень отдельных предприятий.

Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вице-президент), среднее звено (зав.отделом), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий)» [37, интернет ресурс].

    3) Управление производственно-хозяйственными, социально-экономическими системами как наука включает как результаты исследований зарубежных авторов, так и исследования в этой области отечественных, в том числе советских ученых в условиях общественной собственности на средства производства. Менеджмент как наука – это, прежде всего, исследования зарубежных теоретиков в условиях рыночной экономики.

   От обычного управления менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных  в условиях неопределенности ситуаций.

 

1.2   Исторические предпосылки менеджмента

 

Управление появилось вместе с людьми, с образованием человеческого общества. Так, археологические раскопки подтверждают существование человеческих организаций в древности: доисторические люди часто жили организованными группами.

Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, т.е. управляющим, а другой - его подчиненным, т.е. управляемым.

«Обосновывая необходимость осуществления управленческой деятельности, выделения "особой" функции общественного производства - управления, К. Маркс указывал, что "...всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [19, 187].

«Вероятно, впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления» [36, интернет ресурс].

Информация о работе Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики