Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Сущность кадрового планирования заключается в создании условий для предоставления людям рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями бизнеса. Рабочие места, с точки зрения производительности и мотивации, должны дать возможность работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. На рис. показано место кадрового планирования в системе управления кадровой работой организации.
Основные задачи кадрового планирования:
тию потребности в пер-
сонале (привлечение,
перераспределение,
высвобождение, разви-
тие персонала)
i
Прочие мероприятия
(углубление специали-
зации производства
и управления, улучше-
ние социального обслу-
живания)
Рис. 5.6. Схема планирования потребности в персонале
244
Планирование привлечения и адаптации персонала — плани-
рование мероприятий по найму и приему персонала с целью удов-
летворения
в перспективе потребности
счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники
привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имею-
щийся в организации персонал в результате появления допол-
нительной работы, перераспределения заданий или перемеще-
ния, продвижения по службе работников. Внешние источники при-
влечения персонала — это наем новых работников.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при
привлечении кадров является планирование трудовой адаптации.
В ходе взаимодействия работника и организации происходит их
взаимное приспособление, основу которого составляет постепен-
ное вхождение работника в новые профессиональные и социаль-
но-экономические условия труда.
Выделяют два вида адаптации:
• первичная, т.е. приспособление молодых кадров, не имею-
щих опыта профессиональной деятельности (как правило,
в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
• вторичная, т.е. приспособление работников, имеющих опыт
профессиональной деятельности (как правило, меняющих
объект деятельности или профессиональную роль, напри-
мер при переходе в ранг руководителя).
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль
вторичной адаптации. При этом необходимо уделять повышен-
ное внимание первичной адаптации молодых работников, которые
в рыночных условиях нуждаются в особой заботе со стороны ад-
министрации организаций.
В параграфе 6.4 настоящего учебника вопросы адаптации пер-
сонала
рассматриваются более
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет
существенное значение в процессе кадрового планирования.
Вследствие рационализации производства или управления образуется
избыток рабочей силы. Планирование высвобождения персона-
ла позволяет избежать передачи на внешний рынок труда ква-
лифицированных кадров и создания для этого персонала соци-
альных трудностей. Данное направление деятельности по управ-
лению персоналом до последнего времени практически не
получило развития в отечественных организациях.
Планирование работы с увольняющимися сотрудниками ос-
новывается на увольнении работника из организации: по собст-
венному желанию; по инициативе работодателя или админист-
рации; в связи с выходом на пенсию. Задачей служб управления
персоналом при работе-с увольняющимися работниками явля-__
ется всевозможное смягчение перемены сотрудником рода дея-
тельности. В особенности это относится к последним двум ви-
дам увольнений.
Отношение
организаций к пожилым
и соответствующая государственная политика) является мерилом
уровня культуры управления и цивилизованности экономической
системы.
В параграфе 6.6 настоящего учебника вопросы планирования
высвобождения или сокращения персонала рассматриваются более
подробно.
Планирование
использования персонала
мощью разработки плана замещения штатных должностей. На-
ряду с учетом квалификационных признаков при определении
места работы необходимо учитывать психические и физические
нагрузки на человека и возможности претендента в этой области.
При планировании
использования персонала
лять к нему такие требования, которые позволят избежать в даль-
нейшем профессиональных заболеваний, наступления ранней ин-
валидности, производственного травматизма. Необходимо обес-
печить условия труда, которые являются достойными человека.
Особое внимание при планировании использования кадров сле-
дует уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых
работников, лиц с ограниченными физическими и психически-
ми возможностями. Эти категории работников особенно важно
использовать в соответствии с их квалификацией и возможно-
стями. С этой целью необходимо резервировать в организации
соответствующие рабочие места.
В организациях существует потребность в обучении, включаю-
щем переподготовку и повышение квалификации работников. Пла-
нирование обучения персонала охватывает мероприятия по обу-
чению внутри и вне организаций и самоподготовке. Планиро-
вание
обучения персонала позволяет
производственные ресурсы работающих без поиска новых высо-
коквалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме
того, такое планирование создает условия для мобильности, мо-
тивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адап-
тации работника к изменяющимся условиям производства на том
же самом рабочем месте.
В практике сложились две формы обучения персонала орга-
низации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте
является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной
связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учеб-
ный процесс работников, не привыкших к обучению в аудито-
риях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте явля-__ются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ро-
тация), направленное приобретение опыта, производственный ин-
структаж, использование работников в качестве ассистентов, метод
делегирования
(передачи) части функции и
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано
с дополнительными
финансовыми затратами и
ботника от его служебных обязанностей. При этом сознательно
меняется среда и работник отрывается от повседневной работы.
Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются: чте-
ние лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных произ-
водственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, фор-
мирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.
Более подробно вопросы организации обучения, переподго-
товки и повышения квалификации персонала рассмотрены в па-
раграфе 7.2 настоящего учебника.
Планирование деловой карьеры, служебно-профессионального
продвижения состоит в том, что, начиная с момента принятия ра-
ботника в организацию и кончая предполагаемым увольнением
с работы, необходимо организовать планомерное горизонталь-
ное и вертикальное его продвижение по системе должностей или
рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспек-
тивы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, ка-
ких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на про-
движение по службе.
В параграфах 7.4 и 7.5 вопросы планирования деловой карь-
еры и
служебно-профессионального
ются специально.
Планирование безопасности персонала и заботы о нем осу-
ществляется с целью сохранения хорошего психофизического
состояния, а также профессиональных качеств персонала орга-
низации. Для этого необходимы соответствующие усилия орга-
низации в области планирования. Имидж организации и мик-
роклимат в коллективе во многом зависят от успеха этой сферы
кадрового планирования. Кроме того, к этому комплексу про-
блем
и задач относятся все
инфраструктуры, необходимые для длительного обеспечения
использования кадров в достойных человека условиях. Созда-
ние и расширение гуманных условий для производства и труда
требует, к примеру, соответствующей подготовки работника к вы-
полнению производственного задания, обустройства рабочего мес-
та, техники безопасности, производственной медицины, соблю-
дения требований физиологии и психологии труда, диетологии,
услуг
социально-гигиенических
и многого
другого.