Сущность и специфика управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:03, реферат

Описание работы

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

Содержание

Введение 2
1. Сущность государственного управления 3
2. Специфика государственного управления 6
3. Функции государственного управления 12
Заключение 14
Использованная литература 15

Работа содержит 1 файл

реферат по теории управления.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

    До сих  пор остаются неясными новые ориентиры  государственного строительства, не найдена  оптимальная государственно-правовая модель РФ и ее государственной службы.

    Для ускорения  модернизации государственной службы в 1992 — 1993 годах одна за другой появлялись концепции проведения реформы государственной  службы, определяющие этапы и формы, цели, задачи государственной службы, основные проблемы управления ею. Но они  не включали в себя конкретные цели реформы и модели будущей государственной  службы.

    Такое положение вещей было устранено 15 августа 2001 года, когда В.В. Путин  подписал распоряжение об утверждении  Концепции реформирования системы  государственной службы Российской Федерации[5]. Основное направление  ее касается реализации принципа экономической  и социальной защищенности государственных  служащих. Необходимость повышения  денежного содержания признается государством и будет реализована, но высокий размер заработной платы повлечет за собой усиление дифференциации оплаты его труда в зависимости от квалификации, компетентности, важности выполняемых функций и эффективности работы. Подобные решения, на наш взгляд, вызваны следующими причинами: 1) необходимостью создания условий для карьерного роста специалистов, особенно из числа молодежи; 2) недостаточностью бюджетных средств на должную оплату труда всех лиц, являющихся государственными служащими;

    3) недостаточностью  бюджетных ассигнований на выплату  профессиональных пенсий государственным  служащим; 4) необходимостью сокращения  численности госслужащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Функции государственного управления

    Цели  государственного управления реализуются  через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций  государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая  система в целом или ее отдельные  элементы для достижения поставленных целей.

    Функция (лат. functio – отправление, деятельность) – это реальное, целенаправленное воздействие на управляемый объект.

    Существуют  различные классификации функций: общие и специальные, внутренние и внешние, и т.д.

    Функции государства отражают основные направления  его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.

    Государство, как универсальная организация  общества и субъект управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его  деятельность теряет всякий смысл, поэтому  следует отражать и общественные функции государства.

    Можно выделить несколько внутренних и  внешних общественных функций государства, которые присущи ему в современный  период. К внутренним функциям относятся:

    Экономическая – выработка стратегии и тактики  экономического развития страны и реализация этой политики; Политическая – обеспечение  ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство; Социальная – определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения; Нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; Экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

    Внешние функции – это основные направления  деятельности государства на международной  арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в  решении глобальных проблем современности.

    Функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие выделялись в положении конкретного  министерства, уставе административной службы.

    Выполнение  политических функций означает, что  государственные органы имеют право  издания нормативно-правовых актов  в узаконенной сфере. Государственное  учреждение может издавать нормативные  акты, но они обязательны лишь для  тех граждан (физических и юридических  лиц) и в том случае, если они  являются пользователями услуг данного  учреждения, его клиентами. Политические функции не являются непрерывными.

    Административные  функции в отличие от политических, непрерывны в исполнении, и их сущность состоит в обеспечении исполнения законов, норм, правил, норм порядка  и предоставлении государственных  услуг юридическим и физическим лицам. Идеалом здесь может служить  автоматизм принятия административных мер, например, по пресечению правонарушений. Именно таким образом обеспечивается правовой характер государства.

    Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществление универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими, требующими профессиональной управленческой квалификации, являются квалификационно-управленческие функции. К ним относятся: планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль.

    Прогнозирование и планирование – главное звено  всей системы управления. Прогнозирование  – это предвидение перспектив развития объекта и последствий  его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование – это процесс определения  достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и  планирование определяют перспективу  развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта управления. То есть, это – постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

    Организация. Главная задача данной функции состоит  в том, чтобы сформировать управляющую  и управляемую системы, установить конкретные параметры, режим работы подразделений объекта и субъекта управления, взаимосвязей между ними, в том числе:

    степени централизации и децентрализации  управления; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; уровней организации  рабочих мест и условий труда; квалификации работающих; регламентации  и стимулирования работы подразделений  и каждого работающего.

    Эта функция  выступает как вид деятельности, который направлен на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.

    Координация обеспечивает согласованность работы всех звеньев системы управления. Благодаря координации устанавливается  единство отношений управляемой  и управляющей систем, структур объекта  и субъекта управления.

    Регулирование – это целенаправленная деятельность соответствующих государственных  органов, которые посредством системы  различных форм и методов обеспечивают достижение цели и решение важнейших  экономических и социальных задач  соответствующего этапа развития экономики, регламентирует хозяйственные отношения  в обществе. Регулирование в широком  смысле заключается в издании  законов, подзаконных и судебных актов, устанавливающих общие правила  для всех субъектов общественных отношений. В узком смысле регулирование  является функцией государственного управления в определенной сфере общественной жизни. В социально-экономической  сфере государство регулирует отношения  посредством государственного бюджета, государственного заказа на товары и  услуги, налогов, таможенных тарифов, пошлин, республиканских целевых программ, ценовой политики и т.д. Например, применяя процедуры банкротства, государство  оказывает регулирующее воздействие.

    Государственное регулирование создает отношения  упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы  и в случае отклонения от заданных параметров приводит в действие весь ее персонал.

    Контроль  – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и  корректировка управленческих воздействий. Он призван выполнить обратную связь  объектов управления с аппаратом  управления с тем, чтобы оценить  и дать информацию о реализации управленческих решений. Контроль должен удовлетворять  следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Контроль осуществляют различные государственные  органы: парламент, правительство, министерства, суды, в том числе и конституционный, органы государственного контроля.

    Мотивация, как управленческая функция, чаще рассматривается  применительно к локальным системам. Для управленца главное – уловить  и познать мотивы деятельности людей  с тем, чтобы учитывать их при  руководстве.

    Специфические функции находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать только от имени государства  – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

          Подводя  итоги  по  данному  реферату  можно  сделать   основные выводы.

          Государственное  управление  -  это  практическое,   организующее   и регулирующее  воздействие   государства  на  общественную   жизнедеятельность  людей в  целях ее упорядочения, сохранения  или преобразования,  опирающееся  на его властную силу.

          Термин   «государственное   управление»   широко   используется    в отечественной и зарубежной  научной литературе, а  также   в  законодательстве многих  стран. Более 70  лет  он  употреблялся  и  у  нас,  давая  тем  самым конституционные   основания  для  выделения   данного   вида   государственной  деятельности.

          Государственное управленческое  воздействие это сложная  специфическая,  особенно в России на современном  этапе, система  которая имеет свои  цели, принципы и функции, которые были рассмотрены в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    1. Атаманчук Г.В. Общая теория управления - М., 1994.

    2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М., 1997.

    3. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления - М., 1998.

    4. Государственное  и муниципальное управление. / Под  ред. А.Я Понамарева. - СПб., 1997.

    5. Игнатов В.  Становление системы государственного  и местного управления и самоуправления  в                                               современной России. - Ростов-на-Дону, 1997.

    6. Коржухина Т., Сенин А. История российской государственности. - М., 1995.

    7. Кочетков  А. Эффективность системы государственной  власти // Власть. - 1997. - № 5.

    8. Курашвили  Б.П. Очерк теории государственного  управления. - М., 1987.

            9. Осипов В.И. Власть - проблемы  государственного управления. - М., 1996.

Информация о работе Сущность и специфика управления