Сущность и специфика управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:03, реферат

Описание работы

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

Содержание

Введение 2
1. Сущность государственного управления 3
2. Специфика государственного управления 6
3. Функции государственного управления 12
Заключение 14
Использованная литература 15

Работа содержит 1 файл

реферат по теории управления.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

    Содержание:

     Введение                                                                                                                                                                            2

    1. Сущность государственного управления                                                                                                               3

    2. Специфика государственного управления                                                                                                            6

    3. Функции государственного управления                                                                                                                12

    Заключение                                                                                                                                                                        14

    Использованная  литература                                                                                                                                         15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

           Необходимость существования   государственной  службы  и   ее  правового регулирования обусловлена  самим существованием государства  с его задачами  и функциями.  Весь мировой опыт и  состояние   общественных  отношений,  даже  в странах  с  высокой   культурой  демократии,  показывают,   что   современное общество  не может нормально функционировать  и развиваться  вне  государства,  государственного аппарата и  определяемых  ими  рамок   поведения.  Для  того, чтобы   Российская  Федерация  стала   демократическим,  социальным,  правовым  государством,   вне   всякого   сомнения   необходим   достаточно    мощный, квалифицированный и нравственный  государственный аппарат,  аппарат иных качеств и   свойств,   чем   существовавший   до   проведения   радикальных политических, экономических и социальных реформ.

           Все более углубляющиеся преобразования  и  сопутствующие  им  кризисные  процессы в российском обществе  стремительно  меняют  его   социальный  облик, ставят  небывалые   по  сложности  и  остроте   политические,   экономические,  правовые и  духовно-нравственные  проблемы.  В  этих  условиях  особую  роль приобретает государственная  служба как социально организующий  институт,  как специальный вид  управленческой деятельности. И   только  адекватная  кадровая  политика государства, направленная  на  формирование  высокопрофессионального  и  стабильного  государственного  аппарата,  способна   обеспечить   решение сложнейших задач переходного  периода.

           Итак,  целью   данной   работы   является   анализ   государственного  управленческого воздействия, его   сущности,  специфики и  функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность государственного управления

    Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

    Свойства  государственного управления:

    В государственном  управлении его управляющие воздействия  опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

    Распространяется  на все общество, на каждую сферу  деятельности общества, даже за его  пределы, на другие общества людей в  рамках проводимой государством международной  политики.

    Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация  общества, совокупность всех граждан  и др. жителей страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать  и закреплять законодательно (или  посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать  практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения  любых видов человеческой деятельности.

    ГУ, как  сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).

    ГУ существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

    Определяющим  фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально_актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

    К функциям государственного управления относятся  конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие. Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

    По критерию содержания, характера и объема воздействия  функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

    Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь  человеческих ресурсов, технических  и других средств, выделяемых и затрачиваемых  обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.

    Государственное управление является повседневным и  оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными  на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В  процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют  по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и  внешние функции государства  не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

    Например, законодательные органы осуществляют такие функции государственного управления, как утверждение государственного бюджета, осуществляют контроль его  исполнения, с согласия палат Федерального Собрания назначаются федеральные  государственные служащие категории  «А».

    Органы  государственного управления обеспечивают организацию как внутреннюю, так  и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также  обеспечиваются мерами государственного принуждения. Так, судебные органы рассматривают  и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное управление своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих функций, закрепленных в конституционных нормах.

    Органы  исполнительной власти, государственного управления и значительная часть  органов местного самоуправления (реализующих  в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и  обществе.

    Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних  властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

    Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций  и предприятий государственной  формы собственности как нижнее звено организации управления в  административно_политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно_правового регулирования экономической и социально_культурной деятельностью.

    Государственное управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем исполнительная деятельность, так как государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его палаты - Совет Федераций  и Государственная Дума), Президент  Российской Федерации, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные и  общественные объединения в части  делегированных им для реализации государственных функций и задач.

    Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

    государственное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной  власти, имеющий функциональную и  компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

    государственное управление - деятельность исполнительно-распорядительного  характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь  законов и подзаконных нормативных  актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

    государственное управление - прерогатива специальных  субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или  же органы государственного управления;

    государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного  и непосредственного руководства  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства  обусловлена тем, что именно в  ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым  качество государства как собственника основных средств производства;

    государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению  к законодательной деятельности. Андреев С. С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление . 1995.- №1. С. 136.

    Такова  обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические  его признаки, в числе которых:

    вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно_распорядительных органов;

    реализация  принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

    предусмотренная действующим законодательством  возможность административного  правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

    включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого  аппарата (например, администрации  государственных предприятий).

    В таком  понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной  власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также  иных правовых актов органов государственной власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были «привязаны» прямо или опосредствованно к системе Советов народных депутатов.

Информация о работе Сущность и специфика управления