Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:03, реферат
Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.
Введение 2
1. Сущность государственного управления 3
2. Специфика государственного управления 6
3. Функции государственного управления 12
Заключение 14
Использованная литература 15
· государственное
управление – прерогатива специальных
субъектов, обобщенно обозначаемых
как исполнительно-
· государственное
управление - исполнительная деятельность,
осуществляемая в процессе повседневного
и непосредственного
· государственное
управление – подзаконная деятельность,
осуществляемая «на основе и во исполнение
закона»; она вторична по отношению
к законодательной
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:
¨ вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно‑распорядительных органов;
¨ реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;
¨ предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
¨ включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
В таком
понимании органы государственного
управления рассматривались в качестве
исполнительного аппарата государственной
власти или государственной
Исполнительно-
Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства.
Первое - государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Данное положение необходимо особо подчеркнуть в связи с тем, что до 80-х годов соответствующие Конституции и действующее законодательство только Советы всех уровней относили к числу органов государственной власти. И лишь в отношении Правительств было сделано исключение: они характеризовались в качестве «исполнительных и распорядительных органов государственной власти». Все иные органы государственного управления (как, впрочем и судебные органы) вроде бы не имели никакого отношения к механизму государственной власти, что, конечно, не соответствовало действительности. Наблюдалась, тем самым, явная переоценка роли Советов. Фактически же речь должна была идти, и для этого имелись все необходимые основания, о функционировании в системе «разделения труда» представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, поскольку именно они реализовали в различных правовых и организационных формах полномочия государственно-властного характера.
Второе
обстоятельство связано с тем, что,
как это уже отмечалось при
общей характеристике социального
управления, последнее во всех своих
проявлениях органически
Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, т.е. постоянном управляющим воздействием. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение – это, в рассмотренном аспекте, и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения – законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).
Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в виду прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию видного теоретика французского административного права Г. Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично‑правовой характер, то есть государственное содержание, государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению.
С государственным управлением довольно тесно пересекаются понятия «государственная служба» и государственный служащий».
Институт
государственной службы включает в
себя правовые нормы, которые устанавливают:
формирование государственно-служебного
правоотношения; государственные должности,
которые занимают служащие, осуществляющие
от имени государства (а также
от имени органов местного самоуправления)
его функции; правовой статус служащего;
прохождение службы; прекращение
государственно-служебного отношения.
Этому институту права
государственная
должность; классификация государственных
должностей; понятие государственного
служащего и основы его правового
положения; прохождение государственной
службы. Включаемые в институт государственной
службы пединституты могут быть поняты
только тогда, когда четко определено
их положение в структуре
Таким
образом, функционирование государственной
службы возможно при использовании
традиционных административно-правовых
методов правового
1) установлении
определенного порядка действий
- предписания к действию в
соответствующих условиях и
2) запрещении определенных действий. Если государственные служащие не
соблюдают это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к
ним мер государственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;
3) предоставлении субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;
4) предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в установленных ею условиях.
Правовое регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу "власть - подчинение", соблюдение дисциплины, ответственности нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц.
В административно-правовой научной и учебной литературе государственная служба (государственные служащие) рассматривается традиционно в связи с анализом вопроса о субъектах административного права. Государственные служащие выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов (органов местного самоуправления) для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.
Во всех
государствах, в которых законодательством
установлен особый публично-правовой
статус государственных служащих и
создан профессиональный, специально
подготовленный корпус государственных
служащих, чиновники имеют
В настоящее
время государственная служба рассматривается
как один из видов общественно-
Гражданам, претендующим на должность в государственной службе, необходимо иметь соответствующее профессиональное образование по специализации государственных должностей. Специализация государственных должностей устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
Начавшийся процесс реформ в России присоединил к вышеуказанным недостаткам еще ряд факторов, порожденных экономической реформой и отсутствием эффективного законодательства в сфере государственной службы. Поэтому Д.М. Овсянко выделяет семь проблем в сфере государственной службы, подлежащих решению.[4] Среди них: организационная нестабильность государственных структур, снижение престижа государственной службы, резкое снижение служебной дисциплины
К правовым
источникам, регламентирующим функционирование
государственной службы в России,
помимо Конституции Российской Федерации,
относится Федеральный закон
РФ «Об основах государственной
службы Российской Федерации» от 31.07.1995
г. До его принятия издавалось множество
законов субъектов Российской Федерации,
с помощью которых
Современное
состояние государственной