Сущность и причины возникновения экономического риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Основная цель состоит в раскрытии содержания проблемы управления экономическими рисками на АП «МКСИ» и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.
Поставленная цель достигается решением следующих конкретных задач:
1) изучение теоретических аспектов управления экономическим риском;
2) оценка производственно-коммерческой деятельности АП «Минский комбинат силикатных изделий»;
3) разработка рекомендаций по снижению экономических рисков «МКСИ».

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1.Теоретические аспекты управления экономическим риском………….…….5
1.1.Экономический риск и его виды……………………………….…………5
1.2. Факторы, влияющие на экономический риск………………………….10
2. Оценка производственно-коммерческой деятельности
АП «Минский комбинат силикатных изделий»………………………….…14
2.1. Краткая характеристика объекта исследования………………………..14
2.2. Анализ экономических рисков на
АП «Минский комбинат силикатных изделий»……………………….23
3. Рекомендации по снижению экономических рисков………….…………....34
Заключение……………….……………………………….………….…………..40
Список использованных источников….……………….……….………………42

Работа содержит 1 файл

Сущность и причины возникновения эконом.риска.Аладьин.doc

— 399.50 Кб (Скачать)

Анализ изменения величины затрат на производство продукции на предприятии проводится на основании расчета показателя затрат на один рубль произведенной продукции и влияния на этот показатель каждой статьи затрат в отдельности.

Исходя из характера производства, основную долю в затратах составляют материальные затраты. По итогам деятельности за 2011 год они сложились в размере 13424372 млн. руб. Их доля в структуре затрат занимает 66,1%. Формирование затрат АП «МКСИ» на сырье, материалы и полуфабрикаты находится под влиянием внешних, не зависящих от предприятия факторов. В связи с чем, показатель снижения уровня затрат на 1 рубль произведенной продукции не может регулироваться предприятием через данные статьи.

Проведение на 1 января 2011 года переоценки основных средств и незавершенных капитальных вложений, а также изменение учетной политики предприятия в плане начисления амортизационных отчислений, привело к росту величины и доли амортизационных отчислений в структуре затрат на производство. В 2011 году периоде начислено 913913 млн. руб. амортизационных отчислений. К прошлому году темп роста составил 119%. Доля амортизационных отчислений в структуре затрат на производство снизилась с 4,8% в 2009-2010 годах до 4,5% в 2011 году.

Также можно отметить, что наблюдается динамика снижения материальных затрат и увеличение фонда заработной платы. Это говорит о том, что на предприятии ведется политика по снижению себестоимости, которая направлена на повышение эффективности производства за счет увеличения заработной платы рабочих. Отразим это на диаграмме

Состояние платежеспособности АП «МКСИ», в связи наращиванием объемов переработки собственного сырья и исполнением намеченной на текущий год инвестиционной программы, в январе-декабре 2011 года оставалось сложным. Были приняты все меры для обеспечения эффективного управления оборотными средствами предприятия. 

Анализ выручки от реализации продукции, работ, услуг за 12 месяцев 2011 года позволяет отметить, что неденежная форма прекращения обязательств составила 11,05% в полученной выручке, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 11,36%. Расчеты по товарообменным операциям сократились с 18,62% в январе-декабре 2010 года до 8,14% в январе-декабре 2011 года.

Положительные тенденции можно отметить и в изменении величины дебиторской задолженности за отгруженную продукцию. По отношению к началу года величина дебиторской задолженности снизилась на 12 155,0 млн. руб.

Наличие устойчивого спроса, высокие цены и своевременное получение денежных средств способствовали укреплению платежеспособности предприятия, обеспечивали его достаточным объемом выручки.

На 1 января 2011 года коэффициент текущей ликвидности составил 1,52. Это свидетельствует о достаточной обеспеченности предприятия оборотными средствами для ведения экономической деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Что касается сбытовой деятельности предприятия, то определенные проблемы существуют при реализации продукции на внешнем рынке. Чтобы успешно конкурировать не только в ближнем зарубежье, но и далеко за пределами нашей республики необходимо выпускать высококачественную и конкурентоспособную продукция, которая отвечала бы мировым стандартам. Рассмотрим основные проблемы, которые существуют на комбинате: 

1)     большое влияние на конкурентоспособность экспортных цен транспортных расходов;

2)     интенсивная конкуренция на внешнем рынке;

3)     развитость местной промышленности строительных материалов на экспортных рынках;

4)     сокращение объемов гражданского и промышленного строительства в соседних регионах;

Каждый год АП «Минский комбинат силикатных изделий» планирует увеличивать объем производства выпускаемой продукции до 7 %. Для этого в ближайшие  годы  планируется замена существующих линий на более совершенные и высокопроизводительные (изделия из ячеистого бетона, кирпич силикатный). Запланировано полностью перевооружить массоподготовительное хозяйство, на долю которого приходится сейчас около 60% всех потребляемых предприятием тoпливнo-энеpгетичеcкиx ресурсов. Цель - уменьшить энергопотребление, улучшить качество полуфабриката и повысить эффективность использования сырья.

Также планируется обновить парк оборудования и ввести несколько новых станков, для производства высококачественной продукции. Существует определенный риск при внедрении нового оборудования и один из главных вопросов, который встает перед руководством предприятия как скоро и окупит ли себя новое оборудование.

В целом по предприятию наблюдается значительный стабильный темп роста производства, что говорит об относительной стабильности предприятия в наше неспокойное время. Предприятие не только не снизило загрузку своих производственных мощностей, а наоборот, находиться в состоянии ее постоянного наращивания.

Таким образом, АП «Минский комбинат силикатных изделий»  занимает сегодня довольно прочное положение на рынке отрасли, причем не за счет объема и стоимости продукции, а благодаря возрастающей экспортной составляющей и  ускорению обновления производства, демонстрирует очень хорошую динамику в объемах производства и сбыта продукции.

 


2.2. Анализ экономических рисков на АП «Минский комбинат силикатных изделий»

В предыдущем разделе нами рассмотрена производственно-коммерческая структура АП «Минского комбината силикатных изделий».

При анализе было выявлено, что на современном этапе у предприятия есть необходимый потенциал для внедрения нового оборудования. Одной из причин необходимости внедрения оборудования является повышение конкурентоспособности предприятия как на внутреннем так и на внешнем рынке. АП «Минский комбинат силикатных изделий» не оказывает определяющего влияние на рынок строительных материалов, и любые изменения в его работе не отражаются на всем рынке строительных материалов в РБ. Вместе с тем, все конкуренты АП «Минский комбинат силикатных изделий», как отечественные, так и российские, составляют ему ощутимую конкуренцию, как в отношении строительных, так и со стороны теплоизоляционных материалов  вследствие отсутствия у него современных производственных линий.

К тому же оборудование АП «Минского комбината силикатных изделий» морально и физически устарело.

Качество производимой продукции отечественных предприятий объективно оценить сложно. Цены практически одинаковы. Вследствие узости отечественного рынка и невозможности выхода на внешние рынки, конкуренция  довольно жесткая, что часто приводит к затариванию  складов.

С целью оценки экономического риска внедрения нового оборудования необходимо, прежде всего, проанализировать рынок. Строительные компании обычно закупают строительные материалы непосредственно у производителей (65%), 25% реализуется через торговую и розничную торговлю  -  магазины строительных материалов  (строительные материалы обычно продаются в государственных магазинах строительных материалов, или собственных магазинах заводов-производителей). Лишь 10% продукции поставляется на внешний рынок.

Многие компании, продающие строительные материалы в Беларуси, имеют как свою сеть розничной торговли, так и собственные оптовые торговые подразделения. Это дает им возможность проводить более гибкую ценовую политику, проявлять большую гибкость в отношениях с партнерами, и как следствие, быть конкурентоспособными и выживать в рыночных условиях.

Спрос на строительные материалы носит сезонный характер: зимой он почти на 40-50% ниже, чем в остальные времена года, когда строительство ведется наиболее активно. Этот фактор важно учитывать в сбытовой политике.

Большинство продавцов сегодня требуют предоплату (от конечных покупателей), даже оптовым покупателям обычно не предоставляются покупки в кредит. Впрочем, условия платежа часто определяются характером отношений с конкретным покупателем и могут быть более благоприятными.

Анализ позволяет отметить и другие  особенности белорусского рынка:

1)     белорусский рынок недостаточно хорошо развит, т.к. на нем слабо   представлена продукция иностранных производителей.  Мало предлагается продукции производителей  стран СНГ;

2)     недостаточное разнообразие строительных материалов на внутреннем рынке, которое отмечается как продавцами, так и строительными компаниями;

3)     рынок развивается медленно вследствие низкого уровня платежеспособности предприятий и населения;

4)     в результате покупательский спрос ориентирован на более дешевые товары из-за снижения покупательной способности населения.

Очевидно одно: белорусский рынок строительных материалов обладает большим потенциалом. Слабое рыночное влияние потребителей, невысокая угроза со стороны товаров-заменителей, отсутствие сильной конкуренции на рынке делают его очень привлекательным и перспективным для АП «Минский комбинат силикатных изделий» - одного из ведущих предприятий на этом рынке.

В последние годы проводимая руководством предприятия политика, позволила сформировать благоприятные условия для работы: была усовершенствована ценовая политика, оптимизирована отгрузка продукции, проведено немалое количество рекламных и выставочных мероприятий. Серьезные усилия были приложены к повышению качества продукции, ее дизайна и оптимизации ассортимента.

Оценка уровня экономического риска - это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определение роли каждого источника в общем профиле риска АП «МКСИ». На рассматриваемом предприятии оценка уровня экономического риска невозможна без оценки производственно-коммерческой деятельности комбината. Данный аспект был нами рассмотрен в предыдущем разделе. Также необходимо изучить экономический потенциал компании и его предстоящих изменений, а также возможных трансформаций внешней среды данной компании. Анализ всех внешних и внутренних факторов риска, определение показателей уровня риска, установление механизмов и моделей взаимосвязи индикаторов и факторов риска - обязательное условие разработки предпринимательской стратегии. Задача в том, чтобы обеспечить такой уровень риска, который приемлем для принятия компанией стратегического решения. Оценки уровня риска компании и фирмы могут использоваться для предварительного упорядочения вариантов стратегии и ее элементов. Если избран конкретный вариант стратегии, полученная оценка уровня экономического риска используется для управления риском в целях выработки мероприятий по снижению ущерба и получения добавочного предпринимательского дохода при принятии к сведению определенных уровней других видов риска.

Нами будет рассмотрен экономический риск в условиях установки нового оборудования в цехе по изготовлению кирпичей. Задачей данного анализа будет рассмотрение возможных рисков и принятие управленческого решения.

Обычно производят качественную, количественную и комбинированную оценку уровня экономического риска.

Качественная оценка риска - определение видов риска и их идентификация, учет факторов, влияющих на уровень риска при осуществлении определенной предпринимательской деятельности.

Количественная оценка риска - определение количественных характеристик его уровня посредством построения математических моделей, использования аналогов, матрицы и т. д. При этом используются стохастические и нестохастические игровые, лингвистические модели.

Комбинированная оценка риска - это качественная и количественная оценка уровня воздействия риска на результаты предпринимательской деятельности.

В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-экономической деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления.

В рамках данной главы будет предложен практический комплексный метод оценки риска на этапе принятия решения.

Оцениваться будет установка нового оборудования на предприятии по степень окупаемости затрат. Данный экономический риск будет оценен в рамках классифицируемых признаков, а также с помощью риско-информационной таблицы. Результатом станет принятие того или иного решения.

Предприятиям следует не избегать риска, а уметь управлять им. Одно из главных правил финансово-экономической деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”.

Предлагаемую классификацию рисков в первой главе данной работы, можно применять при качественном и количественном анализе обозначенного нами экономического риска.

Региональный - характеризует особенности региона, в котором планируется или уже осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия. При региональном анализе рынков сбыта мы выяснили, что доля АП «МКСИ» довольно скромная по сравнению с конкурентами. Но не стоит забывать, что комбинат является монополистом в области производства силикатных изделий на территории минской области, а это, как известно самый крупный промышленный район в Республике Беларусь. Следовательно, можно судить о том, что региональный риск минимален. Даже при появлении на этом рынке конкурентов, не сможет поколебать позиции, занимаемые на данный момент АП «МКСИ». Поэтому установка нового оборудования позволит расширить сферу влияния АП «МКСИ». Оценка риска при этом не превышает 0,2, а качество информации достаточно высокое – 0,8.

Информация о работе Сущность и причины возникновения экономического риска