Сущность и характерные черты современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Уже в первобытном обществе возникла необходимость организовывать, планировать и контролировать добычу дичи и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения и навыки, традиции и обычаи. Эти функции реализовывали определенные категории людей: вожди, старейшины, жрецы, военоначальники. Со временем процессы управления становились все более организованными и обособленными, в них включались большие группы людей, осуществляющие специальные функции управления государством, экономикой, армией.

Содержание

Основы менеджмента………………………………………………3
Сущность менеджмента…………………………………………6
Цели и задачи менеджмента…………………….......................8
Характерные черты и стадии менеджмента………………10
Предприятия в малом бизнесе…………………………………12
Миссия и стратегия организации фирмы………………….15
Организационная структура управления…………………20
Типы организационных структур предпринимательских фирм……………………...............................................................23
Стратегический менеджмент……………………………...27
Менеджер: его функции, требования………………………29
Участие персонала в управлении…………………………..31
Резюме…………………………………………………………….33
Список используемой литератур

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию и науке.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Линейная  структура управления

В основу данной структуры управления положен  принцип единоначалия, который предполагает предоставление руководителю широких  прав и полномочий по выполнению своих функций. Менеджер имеет право единолично принимать решение по управлению и несет персональную ответственность за деятельность коллектива.

Достоинства: четкая система взаимосвязей; ясная  ответственность; быстрая реакция  на указания вышестоящего руководства.

Недостатки: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовки решений.

 
 
 
 

Функциональная  структура управления

Особенностью  данного типа является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции.

Достоинства: освобождение руководителей производственных подразделений от необходимости  решения специальных вопросов, возможность  использовать опытных специалистов, уменьшение потребности в экономистах.

Недостатки: осложняются взаимосвязи, затрудняется координация действий по управлению.

 

 

 

Линейно-функциональная структура управления

Сущность данного  типа заключается в том, что руководство  производством обеспечивается как  линейными руководителями, так и  функциональными службами.

Достоинства: освобождение линейных руководителей  от несвойственных им функций, как обеспечение  производством, возможность координации  между линейными и функциональными  подразделениями.

Недостатки: необходимость  для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих моментов производства, экономики, как соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством; длинная цепь команд, где происходит искажение коммуникаций.

 

  

 

 
 

Матричная структура управления

Этот  вариант основан на целевом принципе управления работы, который предполагает разработку проектов, тем, заданий для  достижения конкретной цели. Руководитель наделяется необходимыми правами по привлечению соответствующих производств и функциональных подразделений на время выполнения того или иного этапа работы. При матричной структуре управления может одновременно несколько видов работ. Главное чтобы для их выполнения было достаточно материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов.

Достоинства: ориентация на выполнение конкретных целей; эффективное текущее планирование; повышение степени контроля за работой; качественное использование финансов.

Недостатки: нарушение коммуникаций между постоянными  и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для работников; высокие требования квалификации персонала. 
 

Стратегический  менеджмент

Стратегическое  планирование представляет собой предпринимаемые  руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений.

Современной задачей стратегического планирования является обеспечение гибкости и нововведений в деятельности предприятия, необходимых для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование – одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения. В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:

  • Распределение ресурсов предприятия, которые ограничены, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы;
  • Адаптация к внешней среде путем действий стратегического характера, которые используют благоприятные внешние возможности, противостоят опасностям путем выявления адекватных вариантов деятельности – альтернатив, обеспечивающих приспособление к окружающим условиям;
  • Внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия, обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии;
  • Формирование стратегической организационной культуры путем развития мышления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоения опыта прошлых стратегических решений.

Стратегическое  планирование реализуется последовательно  в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:

Формулировка  миссии предприятия → Постановка целей → Оценка и анализ внешней  среды → Управленческое обследование предприятия → Анализ стратегических альтернатив → Выбор стратегии → Реализация стратегии → Оценка стратегии.

Руководитель  высшего звена инициирует процесс  стратегического планирования, участвует  в осуществлении, объединении и  оценке этого процесса.

Стратегия – это основное направление деятельности, она должна отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план. 

 

Менеджер: его функции, требования

Чтобы качественно руководить людьми, менеджер должен обладать целым набором качеств.

  1. Менеджер должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Естественно, менеджер должен предъявлять к себе те требования, что и к другим людям.
  2. Менеджер должен быть лидером, способным увлечь людей и повести за их собой. А поэтому он должен иметь авторитет, обладать высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.
  3. Менеджеру приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личностные качества. Если менеджер не умеет воздействовать на людей и помогать им проявлять себя с лучшей стороны, у него никогда не получится создать крепкий коллектив, члены которого будут хорошо понимать, для чего он существует, и станут действовать в его интересах.
  4. Менеджер должен быть прекрасным дипломатом, способным наладить контакт как  с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.

Жесткое проведение своей линии необходимо, но далеко не во всех случаях. Иногда полезно уступить, пойти на компромисс. Особенно это важно, если жесткое проведение своей линии может привести к разрушению или ухудшению отношений с человеком, который важен для существования организации. Это касается как людей из внешней среды, так и сотрудников.

  1. Менеджеру приходится быть инноватором – человеком, который способен реализовывать в реальности планы, которые могут показаться необоснованными. Прежде всего это касается выбора новой сферы деятельности организации или внедрения нового продукта. Данная роль менеджера не может быть реализована, если он не будет достаточно компетентным и профессиональным.
  2. Работа менеджера не мыслима без контакта с другими людьми. В процессе работы менеджер вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому менеджер должен быть хорошим коммуникатором. Слово «коммуникатор» появилось не так давно; используют его для обозначения человека, который умеет эффективно общаться, обладает высокой культурой общения и умеет воздействовать на людей.

Эта роль менеджера требует от него самых  умений и навыков. Во-первых, это  языковая грамотность, умение правильно  и красиво говорить, грамотно писать и точно, емко и кратко выражать свои мысли. Ни один человек еще не сделал карьеры, не умея хорошо писать деловые письма.

Во-вторых, это высокий уровень общей  культуры, знакомство с основными  достижениями человечества в духовной и материальной сферах, умение говорить не только на специальные, но и на общие  темы. Человек, который умеет поддержать беседу  и ненавязчиво показывает свои глубокие знания, во все времена вызывал уважение, симпатию и интерес. Когда вы будите иметь дело с деловыми партнерами, вы поймете, что успех сделки часто зависит не только от ее выгодности для сторон, но и от того впечатления, которое человек оставляет о себе.

  1. Менеджер должен быть образцом для других людей. Деятельность менеджера протекает на виду у большого числа людей: сотрудников, подчиненных, клиентов, партнеров. Поэтому у хорошего менеджера не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения. Если менеджер будет воплощать положительные качества, ему будет просто расположить к себе людей и добиться того, что ему действительно необходимо.
  2. И, наконец, последнее, но далеко не второстепенное качество: менеджер должен быть настоящим профессионалом. Высокий профессионализм необходим менеджеру в силу того, что выполняемые им работы требуют разносторонних навыков и умений. Рабочий, стоящий за станком, выполняет небольшое количество в целом однотипных операций. Иначе обстоит дело у менеджера, поскольку, как показывают проведенные исследователями подсчеты, ему приходится выполнять до 200 самых разнообразных действий.
 
 

    Участие персонала в управлении

    Бывает  такое, что не позволяет подчиненным жить слишком спокойно. Не давать им всегда поступать противоположно тому, чего они ожидают, сделать так, чтобы они все время тревожились и оглядывались, однако, такой стиль создает тяжелую обстановку (нервную), но хотя в некоторых случаях и полезен. Искусство строить отношения других менеджеров состоит в том, чтобы каждому подчиненному подобрать «отмычку», но это дело не простое, не благодарное и малоэффективное. Человеческая гармония является обязательным условием успешной трудовой деятельности на производстве. Всегда демонстрирует четкость цели руководителя и ведет бизнес, как общее объединяющее всех сотрудников дело. Искренность – это фундамент солидарности и гармонии. Руководители в России имеют привычку с давних времен фактически не считаться со своими подчиненными, считая их ниже себя в интеллектуальном смысле, отсюда обращение на «ты» к подчиненному человеку, которое может позволить себе молодой руководитель: «Я начальник, ты дурак».

    Для того, чтобы наши организации стали  конкурентоспособными жизненно важно изменить пренебрежительное отношение к человеку. Умелый менеджер никогда не должен ставить перед собой вопрос: «Поладим ли мы с этим работником? И что он умеет делать?», а вопросы должны быть такие: «Какой вклад можно ожидать от работника? И в чем может отличаться этот работник?».

    Опытные менеджеры знают, что их подчиненным  платят не за то, чтобы угождать, а  чтобы они привели объект в  состояние конкурентоспособности.

    Рассмотрим  такой важный момент в общении  руководителя с подчиненными, как построение взаимоотношений с подчиненными, при формировании заданий и контролем над его выполнением:

    1 задание:  Руководитель формирует задание  в виде просьбы, пожелания,  не использует своего личного  влияния, а полагается на любовь  к делу и исполнительность, но это не исключает контроль над выполнением заданий. Также форма задания применяется опытными и дисциплинированными специалистами.

    2 задание:  Руководитель применяет мягкую  форму своего личного влияния на подчиненного, контроль предусматривается. Применяется по отношению к компетентным исполнителям.

    3 задание:  Задание формируется с достаточной долей влияния руководителя на работника. Контроль обязателен, применяется по отношению к неопытным подчиненным, не имеющих глубоких знаний по специальности.

Информация о работе Сущность и характерные черты современного менеджмента