Сущность и характерные черты современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Уже в первобытном обществе возникла необходимость организовывать, планировать и контролировать добычу дичи и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения и навыки, традиции и обычаи. Эти функции реализовывали определенные категории людей: вожди, старейшины, жрецы, военоначальники. Со временем процессы управления становились все более организованными и обособленными, в них включались большие группы людей, осуществляющие специальные функции управления государством, экономикой, армией.

Содержание

Основы менеджмента………………………………………………3
Сущность менеджмента…………………………………………6
Цели и задачи менеджмента…………………….......................8
Характерные черты и стадии менеджмента………………10
Предприятия в малом бизнесе…………………………………12
Миссия и стратегия организации фирмы………………….15
Организационная структура управления…………………20
Типы организационных структур предпринимательских фирм……………………...............................................................23
Стратегический менеджмент……………………………...27
Менеджер: его функции, требования………………………29
Участие персонала в управлении…………………………..31
Резюме…………………………………………………………….33
Список используемой литератур

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию и науке.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  и науке

Томский Торгово-экономический  техникум 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Сущность и характерные  черты современного менеджмента» 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы 8592

По  специальности: 080501

Ковалева  Е. С.

Проверила:

Преподаватель

Желнерович  Н. А. 

Содержание 

  1. Основы  менеджмента………………………………………………3
  2. Сущность менеджмента…………………………………………6
  3. Цели и задачи менеджмента…………………….......................8
  4. Характерные черты и стадии менеджмента………………10
  5. Предприятия в малом бизнесе…………………………………12
  6. Миссия и стратегия организации фирмы………………….15
  7. Организационная структура управления…………………20
  8. Типы организационных структур предпринимательских фирм……………………...............................................................23
  9. Стратегический менеджмент……………………………...27
  10. Менеджер: его функции, требования………………………29
  11. Участие персонала в управлении…………………………..31
  12. Резюме…………………………………………………………….33
  13. Список используемой литературы………………………..35
 

 

Основы  менеджмента

Общество  с момента его возникновения  нуждается в управлении всеми социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни общества.

Уже в  первобытном обществе возникла необходимость  организовывать, планировать и контролировать добычу дичи и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения и навыки, традиции и обычаи. Эти функции реализовывали определенные категории людей: вожди, старейшины, жрецы, военоначальники. Со временем процессы управления становились все более организованными и обособленными, в них включались большие группы людей, осуществляющие специальные функции управления государством, экономикой, армией.

Управление  многообразно и существует в самых  различных видах.

Это может  быть техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами -    подачей электроэнергии, обработкой деталей, продажей товаров.

Это может  быть государственное управление социально – экономической жизнью общества через различные институты – правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти.

Существует  идеологическое управление, состоящее во внедрении в создании членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками.

Это может  быть негосударственное или неполитическое управление социальными процессами, например, движение в защиту мира, в защиту окружающей среды и т.д.

Существует  еще и хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в условиях различных отношений.

Исходя  из сказанного выше, можно делать вывод, что управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления, т.е.  то, на что направлено властное воздействие.

Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления. Это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Властные  полномочия субъекта управления, его  экономические и морально – этические  рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.

Управление  как сознательная деятельность существует только в обществе. Процесс управления характеризуется рядом особенностей.

    1. Управление – это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве. Охватывая все необходимое пространство, оно имеет место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени.
    2. Управление – это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей.
    3. В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат практически всегда отличен от цели – чаще всего он ниже и лишь в отдельных случаях может превосходить цель. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

    Основой всякой целесообразной деятельности, в том числе и управленческой, являются объективные законы природы, общества и мышления. Законы мышления являются составной частью законов  общества. Общество, будучи составной  частью природы, принадлежит ей и подчиняется ее законам в своем развитии (и прогрессивном и регрессивном). Законы природы вскрывают наиболее глубинные, наиболее общие основы бытия и развития объективного мира.

    Из  общих законов развития природы, общества и мышления вытекают более  частные законы управления. Необходимо отметить, что человечество находится только в самой начальной стадии их познания,- законов управления, как и более общих законов природы, бесконечно много, их сущность, истоки возникновения и движущие силы практически мало изучены. Принятые в настоящее время в теории и практике управления формулировки законов, как правило, не отвечают строгим требованиям.

    Законы  управления имеют двоякую трактовку:

    • Как акты, применяемые законодательной властью:
    • Как возрождение объективной необходимости в природе и обществе.

    Из  законов вытекают принципы управления. Принципы управления – исходные, фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности. Из принципов вытекают цели – идеальный  конечный результат, которого хотят  достичь субъекты управления. Поставив цели, человек должен решить множество задач. Задача – это совокупность вопросов и условий, необходимых для их решения.

    Решение задач основывается на использовании  методов. Метод – способ воздействия  субъекта на объект управления для достижения целей. Методы реализуются с помощью функций. Функция управления – специализированный вид деятельности, выделившийся в процессе обособления управленческого труда. Объектом действия функций выступают социально – экономические системы и процессы.

    Законы, принципы, цели, методы, функции управления входят в механизм управления, который  характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений управления.

    Процесс управления любыми социально-экономическими системами, в конечном счете, сводится к управлению поведением людей, мотивацией и стимулированием их деятельности.  
     
     
     
     
     
     
     
     

Сущность  менеджмента

Русское слово «менеджмент» происходит из английского  языка: management можно перевести на русский как «управление», «руководство». Впрочем, как это обычно бывает, слово заимствуют для того, чтобы обозначать при помощи его помощи что-то новое. А потому слово «менеджмент» по своему значению отличается от слов «управление» и «руководство».

Слово «менеджмент» употребляется в настоящее  время в трех смыслах.

  1. Менеджментом нередко называют сам процесс управления. В этом значении оно ближе всего к русским словам «управление» и «руководство». Можно долго спорить о том, правомерно ли заимствование английского слова для обозначения понятия, которое может быть выражено и русскими словами. Однако факт остается фактом: в настоящее время слово «менеджмент» как обозначение управления стало частью русского языка.
  2. Менеджмент – это особая дисциплина, которая изучает процессы управления организациями. Не случайно менеджмент называют также «наукой управления». Такая дисциплина полезна как для начинающих менеджеров, так и для людей, которые уже достаточно давно работают в сфере управления, поскольку все, независимо от опыта, нуждаются в совершенствовании и получении эффективных знаний, помогающих выполнять свои обязанности.

С этой точки зрения менеджмент – это  обобщение опыта людей, которым  приходилось управлять организацией. Поэтому любой начинающий менеджер должен уделять внимание тому, что  эти люди стремятся до него донести. Зачем повторять чужие ошибки на собственном опыте? Зачем изобретать велосипед, то есть тратить время и придумывать то, что уже давно придумано?

Менеджмент  опирается на точные методы, которые  позволяют внести хотя бы некоторую  ясность в любую самую запутанную ситуацию и указать альтернативы развития событий и тем самым помогают действовать более целенаправленно, намеренно воздействуя на те компоненты внутренней или внешней среды, от которых в наибольшей степени зависит достижение стоящих перед организацией целей.

  1. Слово «менеджмент» употребляют для обозначения группы руководителей. Именно это имеют в виду, когда говорят о топ-менеджменте – работников организации, занимающих высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент  получает все более и более  широкое распространение в нашей жизни. Да и как без этого обойтись? Любая деятельность в настоящее время требует усилий множества людей, а ведь кто-то должен этих людей собрать, объяснить им, что они должны делать, обеспечить всем необходимым, а затем проконтролировать, как идут дела. Оказывается, что менеджмент обнаруживается и там, где его еще всего 15-20 лет назад не видели. Например, учебное заведение – это очень сложная организация, которая состоит из большого количества преподавателей и сотрудников. Директор должен ими управлять, а потому он и есть настоящий менеджер…  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цели  и задачи менеджмента

 Любая деятельность подчиняется множеству целей. Основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рационализации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала  при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего функционирования организации, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных  резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие достаточных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи  с этим в задачи менеджмента входят:

  • Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • Стимулирование работников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • Постоянный контроль над эффективностью деятельности организации, координация работы всех ее подразделений;
  • Постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемых в менеджменте, относятся  также:

    • Определение конкретных целей развития организации;
    • Выявление приоритетных целей, их очередности и последовательности решения;
    • Разработка стратегии развития организации – хозяйственных задач и путей их решения;
    • Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
    • Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
    • Установление контроля над выполнением поставленных задач.

Информация о работе Сущность и характерные черты современного менеджмента