Сущность и характерные черты современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Уже в первобытном обществе возникла необходимость организовывать, планировать и контролировать добычу дичи и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения и навыки, традиции и обычаи. Эти функции реализовывали определенные категории людей: вожди, старейшины, жрецы, военоначальники. Со временем процессы управления становились все более организованными и обособленными, в них включались большие группы людей, осуществляющие специальные функции управления государством, экономикой, армией.

Содержание

Основы менеджмента………………………………………………3
Сущность менеджмента…………………………………………6
Цели и задачи менеджмента…………………….......................8
Характерные черты и стадии менеджмента………………10
Предприятия в малом бизнесе…………………………………12
Миссия и стратегия организации фирмы………………….15
Организационная структура управления…………………20
Типы организационных структур предпринимательских фирм……………………...............................................................23
Стратегический менеджмент……………………………...27
Менеджер: его функции, требования………………………29
Участие персонала в управлении…………………………..31
Резюме…………………………………………………………….33
Список используемой литератур

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию и науке.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Выполнение  задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю над  производственным процессом  и достижение намеченных целей получают на рынке.

Основные  цели менеджмента:

    • Получение (увеличение) прибыли;
    • Повышение эффективности хозяйствования;
    • Удовлетворение потребностей рынка;
    • Решение социальных вопросов.

В свою очередь можно выделить основные задачи менеджмента:

    • Организация производства конкурентоспособных товаров;
    • Совершенствование производственного процесса;
    • Внедрение новейших наукоемких технологий;
    • Повышение качества продукции;.

    Характерные черты и стадии менеджмента

    Историю менеджмента нельзя рассматривать  без увязки с эволюцией социально-экономических  условий развития мирового общества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

    1 Промышленный переворот  (с 20-30-х по 80-90-е  гг. 19 века):

    • Техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
    • Инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
    • Формирование общенационального рынка;
    • Возникновение предприятий – действенной формы социальной организации работников;
    • Конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

    2 Эпоха массового  производства (первые  три десятилетия  20 века):

    • Внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
    • Малонасыщенный рынок;
    • Конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
    • Четкая дифференциация отраслей;
    • Хорошие перспективы экономического роста для компаний;
    • Слабое вмешательство государства в бизнес.

    3 Эпоха массового  сбыта (30-50-е гг. 20 века):

    • Насыщение спроса на товары и услуги;
    • Переход от стандартной продукции к дифференцированной;
    • Смена производственной ориентации на рыночную;
    • Усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
    • Государственное регулирование экономики.

    4 Постиндустриальное  общество (60-90-е гг. 20 века):

    • Новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
    • Новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
    • Растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
    • Смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

    5 Постэкономическая  эпоха (с начала 21 века):

    • Новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
    • Переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
    • Глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
    • Изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
    • Ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

    Предприятия в малом бизнесе

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Группа может считаться организацией, если она соответствует следующим требованиям: 1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие общей для всех членов группы цели-желаемого конечного состояния или результата; 3) наличие членов группы, которые сознательно работают вместе для достижения значимой для всех цели.

Формальные  и неформальные организации. Приведенное выше определение дано для формальной организации. Существуют и неформальные организации, группы, которые возникают случайно. Но люди в этих группах вступают во взаимодействие друг с другом регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях. Далее, если не оговорено иное, термин «организация» используется применительно к формальным организациям.

Сложные организации  имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей. Эти цели не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Например, универмаг может добиться своих целей – получить запланированную прибыль и установленный темп роста продаж, только если добьется закупки необходимых товаров по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, а продавцы сумеют эффективно работать с клиентами.

Общие черты организаций. Организацией необходимо управлять. Это обусловлено тем, что все организации, как правило, сложны, что объясняется их следующими общими чертами.

Преобразование  ресурсов. Цели всех организаций включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Организации используют два основных вида ресурсов:

1) человеческие  ресурсы – труд, прежде всего,  человеческий капитал, т.е. труд  квалифицированного персонала;

2) капитал,  в том числе собственно капитал  – финансовые ресурсы, а также капитал, вложенный в технологию, включая оборудование, материалы, энергию, информацию.

Процесс преобразования ресурсов наиболее нагляден в производственных организациях. В  организациях обслуживания, в некоммерческих организациях также используют перечисленные ресурсы.

Зависимость от внешней среды. Одной из важнейших черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Любая организация зависит от окружающего мира, как в части получения ресурсов, так и в части отношения потребителей, которые используют результаты ее деятельности.

Понятие «внешняя среда» включает экономические  условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие.

Эти взаимосвязанные  факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество. Но выгодно использовать новую технологию организация сможет, если будет стабильная экономическая конъюнктура. В противном случае капиталовложения могут не окупиться.

Горизонтальное  разделение труда  является важнейшей чертой организаций. Если два человека участвуют в одном и том же процессе, то они должны обеспечивать выполнение разных этапов процесса, т.е. специализироваться. Это и называют горизонтальным разделением труда. Разделяя работу на многочисленные специализированные задания, организация производит во много раз больше продукции, чем отдельные люди, работающие самостоятельно.

Наиболее  известным примером горизонтального разделения труда на предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Это основные виды деятельности предприятия.

Подразделения. В организациях горизонтальное разделение обычно достигается за счет образования подразделений, выполняющих специфические работы и добивающихся специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами, службами, цехами. Существуют и другие названия подразделений, например, в университете – это факультеты, институты, колледжи.

Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, сложные организации состоят из нескольких, взаимосвязанных организаций – подразделений, специально созданных для достижения конкретных целей, а также  многочисленных неформальных групп, возникающих случайно. Подразделения, в свою очередь могут состоять из более мелких подразделений.

Вертикальное  разделение труда. Так как работа в организации разделяется на составные части, то для достижения успеха необходимо ее координировать. Работу по координации должен выполнять управляющий – руководитель. Следовательно, в организации существуют две формы разделения труда. Первая представляет собой разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности,– это горизонтальное разделение труда. Вторая форма – вертикальное разделение труда – отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей представляет собой сущность управления.

Управление. Организация может добиться своих целей, если задачи, решаемые ее персоналом, будут координироваться путем вертикального разделения труда. Поэтому управление является значимой для организации деятельностью. В организации должны назначаться руководители и определяться круг их обязанностей и ответственности.

В небольших  организациях управленческие функции  часто могут совмещаться с  другими видами работ. Например, в  небольшом магазине директор может  управлять делом, совершать закупки товаров, а иногда и подменять продавца. По мере роста организации работа по управлению должна все более четко отделяться от неуправленческой работы.

Миссия  и стратегия организации  фирмы

Деятельность  любой организации определяется совокупностью ориентиров, которые в зависимости от их общности можно разделить на три группы:

  • Идеалы представляют собой ориентиры, которые организация вряд ли может иметь в обозримом периоде времени, к которым она может только приблизиться;
  • Цели – это наиболее общие ориентиры деятельности фирмы, которые могут быть достигнуты в обозримом периоде; цели могут быть достигнуты полностью или в значительной части;
  • Задачи представляют собой конкретные ориентиры, которые могут быть оценены количественно и допускают установление формы и времени выполнения задания.

Миссия – это основная цель, которую стремится достигнуть организация.

Хорошо  сформулированная миссия содержит целый  ряд компонентов:

  1. Указания на клиентов: миссия организации не может быть определена, если останется неясным, на кого рассчитаны производимые ее товары или представляемые ею услуги.
  2. Указания на продукты и / или услуги, с которыми связана деятельность организации.
  3. Указание на рынок, на который ориентируется организация.
  4. Указания на политику организации в области новых технологий.
  5. Указания на систему ценностей организации, этические принципы ее деятельности.
  6. Указания на преимущества организации по сравнению с ее конкурентами.
  7. Указания на обязательства перед обществом, которые организация берет на себя.
  8. Указания на обязательства перед работниками, которые берет на себя организация.

Миссия  определяет направление движения организации, а частные цели обязательно ей подчиняются. От того, насколько хорошо сформулирована миссия организации, зависит  то, насколько эффективней будет  ее деятельность. Наличие миссии помогает сориентироваться в ситуации и определить, что соответствует ее интересам, а что идет в разрез с ними.

Стратегические  цели более конкретны, чем миссия организации. Они в развернутом виде представляют то, к чему организация стремится. И действительно, миссия обычно слишком абстрактна, а потому требует конкретизации в виде ряда стратегических целей. Чем лучше и яснее будут сформулированы цели, тем проще их достигнуть, потому что в этом случае будет ясно, к чему надо стремиться. Стратегические цели можно рассматривать как способ конкретизации фирмы: когда они достигнуты, можно утверждать, что воплощена и миссия фирмы. Как правило, количество стратегических целей не превышает 10.

Информация о работе Сущность и характерные черты современного менеджмента