Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:14, курсовая работа
Уже в первобытном обществе возникла необходимость организовывать, планировать и контролировать добычу дичи и создание запасов пищи, строительство жилья, охрану племени, а также передавать знания, умения и навыки, традиции и обычаи. Эти функции реализовывали определенные категории людей: вожди, старейшины, жрецы, военоначальники. Со временем процессы управления становились все более организованными и обособленными, в них включались большие группы людей, осуществляющие специальные функции управления государством, экономикой, армией.
Основы менеджмента………………………………………………3
Сущность менеджмента…………………………………………6
Цели и задачи менеджмента…………………….......................8
Характерные черты и стадии менеджмента………………10
Предприятия в малом бизнесе…………………………………12
Миссия и стратегия организации фирмы………………….15
Организационная структура управления…………………20
Типы организационных структур предпринимательских фирм……………………...............................................................23
Стратегический менеджмент……………………………...27
Менеджер: его функции, требования………………………29
Участие персонала в управлении…………………………..31
Резюме…………………………………………………………….33
Список используемой литератур
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю над производственным процессом и достижение намеченных целей получают на рынке.
Основные цели менеджмента:
В свою очередь можно выделить основные задачи менеджмента:
Характерные черты и стадии менеджмента
Историю
менеджмента нельзя рассматривать
без увязки с эволюцией социально-
1 Промышленный переворот (с 20-30-х по 80-90-е гг. 19 века):
2 Эпоха массового производства (первые три десятилетия 20 века):
3 Эпоха массового сбыта (30-50-е гг. 20 века):
4 Постиндустриальное общество (60-90-е гг. 20 века):
5 Постэкономическая эпоха (с начала 21 века):
Предприятия в малом бизнесе
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Группа может считаться организацией, если она соответствует следующим требованиям: 1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие общей для всех членов группы цели-желаемого конечного состояния или результата; 3) наличие членов группы, которые сознательно работают вместе для достижения значимой для всех цели.
Формальные и неформальные организации. Приведенное выше определение дано для формальной организации. Существуют и неформальные организации, группы, которые возникают случайно. Но люди в этих группах вступают во взаимодействие друг с другом регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях. Далее, если не оговорено иное, термин «организация» используется применительно к формальным организациям.
Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей. Эти цели не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Например, универмаг может добиться своих целей – получить запланированную прибыль и установленный темп роста продаж, только если добьется закупки необходимых товаров по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, а продавцы сумеют эффективно работать с клиентами.
Общие черты организаций. Организацией необходимо управлять. Это обусловлено тем, что все организации, как правило, сложны, что объясняется их следующими общими чертами.
Преобразование ресурсов. Цели всех организаций включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Организации используют два основных вида ресурсов:
1) человеческие
ресурсы – труд, прежде всего,
человеческий капитал, т.е.
2) капитал,
в том числе собственно
Процесс преобразования ресурсов наиболее нагляден в производственных организациях. В организациях обслуживания, в некоммерческих организациях также используют перечисленные ресурсы.
Зависимость от внешней среды. Одной из важнейших черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Любая организация зависит от окружающего мира, как в части получения ресурсов, так и в части отношения потребителей, которые используют результаты ее деятельности.
Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие.
Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество. Но выгодно использовать новую технологию организация сможет, если будет стабильная экономическая конъюнктура. В противном случае капиталовложения могут не окупиться.
Горизонтальное разделение труда является важнейшей чертой организаций. Если два человека участвуют в одном и том же процессе, то они должны обеспечивать выполнение разных этапов процесса, т.е. специализироваться. Это и называют горизонтальным разделением труда. Разделяя работу на многочисленные специализированные задания, организация производит во много раз больше продукции, чем отдельные люди, работающие самостоятельно.
Наиболее известным примером горизонтального разделения труда на предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Это основные виды деятельности предприятия.
Подразделения. В организациях горизонтальное разделение обычно достигается за счет образования подразделений, выполняющих специфические работы и добивающихся специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами, службами, цехами. Существуют и другие названия подразделений, например, в университете – это факультеты, институты, колледжи.
Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, сложные организации состоят из нескольких, взаимосвязанных организаций – подразделений, специально созданных для достижения конкретных целей, а также многочисленных неформальных групп, возникающих случайно. Подразделения, в свою очередь могут состоять из более мелких подразделений.
Вертикальное разделение труда. Так как работа в организации разделяется на составные части, то для достижения успеха необходимо ее координировать. Работу по координации должен выполнять управляющий – руководитель. Следовательно, в организации существуют две формы разделения труда. Первая представляет собой разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности,– это горизонтальное разделение труда. Вторая форма – вертикальное разделение труда – отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей представляет собой сущность управления.
Управление. Организация может добиться своих целей, если задачи, решаемые ее персоналом, будут координироваться путем вертикального разделения труда. Поэтому управление является значимой для организации деятельностью. В организации должны назначаться руководители и определяться круг их обязанностей и ответственности.
В небольших организациях управленческие функции часто могут совмещаться с другими видами работ. Например, в небольшом магазине директор может управлять делом, совершать закупки товаров, а иногда и подменять продавца. По мере роста организации работа по управлению должна все более четко отделяться от неуправленческой работы.
Миссия и стратегия организации фирмы
Деятельность любой организации определяется совокупностью ориентиров, которые в зависимости от их общности можно разделить на три группы:
Миссия – это основная цель, которую стремится достигнуть организация.
Хорошо сформулированная миссия содержит целый ряд компонентов:
Миссия определяет направление движения организации, а частные цели обязательно ей подчиняются. От того, насколько хорошо сформулирована миссия организации, зависит то, насколько эффективней будет ее деятельность. Наличие миссии помогает сориентироваться в ситуации и определить, что соответствует ее интересам, а что идет в разрез с ними.
Стратегические цели более конкретны, чем миссия организации. Они в развернутом виде представляют то, к чему организация стремится. И действительно, миссия обычно слишком абстрактна, а потому требует конкретизации в виде ряда стратегических целей. Чем лучше и яснее будут сформулированы цели, тем проще их достигнуть, потому что в этом случае будет ясно, к чему надо стремиться. Стратегические цели можно рассматривать как способ конкретизации фирмы: когда они достигнуты, можно утверждать, что воплощена и миссия фирмы. Как правило, количество стратегических целей не превышает 10.
Информация о работе Сущность и характерные черты современного менеджмента