Структура и логика стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Выбрав для написания курсовой работы по предмету «Менеджмент» довольно объемную тему «Структура и логика стратегического управления», автор задается целью: провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Сущность и виды стратегического планирования
1.2 Необходимость стратегического планирования на предприятии
1.3 Система, принципы, методология и логика
1.4 Миссия, цели, задачи
1.5 Ограничение и издержки
1.6 Анализ стратегического потенциала
II. Практическая часть
2.1 Характеристика предприятия
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационно-правовая форма деятельности предприятия
2.1.3 Номенклатура выпускаемой продукции
2.1.4 Организационная структура управления
2.1.5 Финансовое состояние предприятия
2.2 Использование научного управления на предприятии
2.3 Социально-психологические методы управления
III.Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное.docx

— 83.82 Кб (Скачать)

    Стратегическая  позиция предприятия - всего лишь статическая "масса". Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз х Акт = Кпр.

    Здесь напрашивается аналогия: произведение массы на ускорение дает силу. У  Ансоффа эта величина называется "конкурентным статусом фирмы" и  вычисляется как произведение уровня стратегических капиталовложений, стратегического  норматива (по существу, качества стратегии), норматива возможностей (мобилизованного  активностью руководства потенциала фирмы).

    Инструментарий. Каждый этап стратегического анализа требует соответствующего методического обеспечения. В табл. приведен наиболее часто применяемый набор инструментов – методов, моделей, схем циклов, концепций, графиков.

    На  этапе постановки цели прежде всего  необходимо системное представление  фирмы. Мы уже рассмотрели модели производственно-хозяйственную и  стратегического управления. Теперь нужна детализация цели и положения  фирмы на уровне подцелей.

    При анализе среды в разрезе каждого  этапа (оценки потенциала, условий и  позиции фирмы) показан состав рекомендуемых  инструментов.

    Здесь следует обратить внимание на специфику  использования метода SWOT, обобщающего  большой объем работы по диагностике  позиции фирмы. Обычно предлагается такой порядок: выявляются сильные  стороны (S), слабые стороны (W), возможности  движения к цели (O), угрозы со стороны  окружения (T), согласуются силы и  возможности для формирования стратегий  развития.

    Логичнее  эти операции выполнять на основе использования концепции ключевых факторов успеха (КФУ). Выявленные на отраслевом рынке КФУ сравниваем с сильными и слабыми сторонами предприятия  и только после этого определяем, какие параметры потенциала реально  сильны или слабы. Далее уточняем эти выводы, сопоставляя с возможностями  и исходящими извне угрозами.

    Весь  технологический процесс стратегического  управления развитием фирмы представлен  на рис. 3.

    Таким образом, технология стратегического  анализа на первой стадии включает разработку миссии и цели, оценку потенциала, климата (условий), позиции и конкурентного преимущества фирмы.

    Вторая  стадия состоит в подготовке альтернативных и каталога базовых (эталонных) стратегий, а также выбора и принятия предпочтительной цели (как правило, представляющей собой комбинацию разного вида и уровня задач).

    Третья  стадия предусматривает организационные меры по реализации выбранной стратегии: разработку проекта и плана, реструктуризацию, контроль (мониторинг) аналитического процесса, реализацию решений.

    Конкурентное  преимущество зависит не только от позиции фирмы. Его можно считать  реальной и движущей силой лишь при  должной активности руководства, функциональных специалистов и всего персонала. Эту активность характеризуют воля и целеустремленность руководства  и персонала, качество выбираемых и  реализуемых путей развития, уровень  мобилизации потенциала; способность  привлекать капиталовложения, методы, культура проведения изменений, адекватная реакция на изменения ситуации; скорость (темп) адаптации к изменениям.

    Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Как продукт  деятельности последняя имеет потребительские  свойства, соответствующие цели развития, миссии и предназначению фирмы, ценностным ориентациям руководства и персонала, внешним и внутренним возможностям, глубине проникновения в сложившуюся  ситуацию.

    Качественная  стратегия создает стабильное конкурентное преимущество повышает интенсивность  деятельности фирмы. В конечном счете  именно этот фактор является решающим в условиях ниспадающего кризиса. 
 

    II. Практическая часть

    2.1 Характеристика предприятия

    Сберба́нк Россиии — один из крупнейших банков России и Восточной Европы. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Сбербанк России». Кроме того, в деловой практике, в том числе во внутренних документах и формах, зачастую используется сокращение — СБ РФ (ОСБ — отделение Сбербанка).

    Сбербанк  России — универсальный банк, предоставляющий широкий спектр банковских услуг. Доля Сбербанка России на рынке частных вкладов на 1 июня2009 года составляла 50,5 %, а его кредитный портфель соответствовал более 30 % всех выданных в стране займов.

Бренд Сбербанка на начало 2010 года по оценке журнала «The Banker» и компании Brand Finance занимает 15 место в рейтинге самых дорогих банковских брендов и стоит приблизительно 11,7 миллиарда долларов.

Центральный аппарат Сбербанка России находится  в Москве. 
 

    2.1.1 История создания и развития  предприятия 

    Годом основания Сберегательного банка  России считается 1841 год, когда император  Николай I одобрил Устав о сберегательных кассах и велел учредить их при Петербургской и Московской сохранных казнах. Эти кассы создавались для приема небольших денежных сумм на сохранение с приращением процентов. Уставом был установлен размер вкладов, принимаемых за один раз (от 50 копеек до 10 рублей), процентная ставка по вкладу 4% годовых. Воскресенье стало единственным днем, когда совершались операции по вкладам. На внесенные деньги вкладчику выдавалась сберегательная книжка - удостоверение из нескольких листов специально приготовленной бумаги, с внутренними знаками, печатным номером и штампом Сберегательной кассы.

    Первая  сберегательная касса в Петербурге открылась 1 марта 1842 года, а первым вкладчиком стал надворный советник Николай Антонович Кристофари. На свой счет он внес 10 рублей и получил  сберегательную книжку под № 1.

    Правительственные учреждения проводили масштабную разъяснительную  работу о пользе сберегательных касс, выпускали агитационные брошюры  о преимуществах хранения средств  на сберегательном счете. Постепенно количество российских вкладчиков начало увеличиваться: в 1842 году московская касса ежедневно  обслуживала в среднем 70 вкладчиков, а в 1860 году уже более 500 человек  в день. Среди вкладчиков Банка  были представители всех сословий России.

После отмены крепостного права и проведения ряда либеральных реформ, развитие сберегательного дела в России стало  активно развиваться, и за период с 1865 по 1895 годы число касс увеличилось  с 47 до 3875, а количество сберегательных книжек с 70 000 штук до 2 миллионов.

    1 июня 1895 года был принят новый  устав сберегательных касс, который  гарантировал тайну вкладов, т.е.  кассы сообщали о состоянии  счета только самому вкладчику,  его наследникам, а также чиновникам. Появились новые виды вкладов:  на детей до их совершеннолетия,  на погребение и др. Новый устав  упростил правила учреждения  сберегательных касс, это привело  к резкому увеличению их числа.  Появились фабрично-заводские кассы,  кассы при станциях казенных  и частных железных дорог, кассы  на судах военного флота, при  казенных и винных складах.

    Первая  мировая война, революция, Гражданская  война не замедлили развитие сберегательного  дела, но оно претерпело сильные  изменения. Несмотря на то, что вклады в сберегательных кассах и проценты по ним в декрете об аннулировании  ценных бумаг были объявлены неприкосновенными, в том же декрете предусматривалось  право Советов полностью аннулировать сбережения, приобретенные нетрудовым путем. Строго соблюдавшаяся раньше тайна вкладов стала формальностью: своим распоряжением в декабре 1918 года нарком финансов велел сберкассам предоставлять исполкомам совдепов по их требованию книги счетов и списки вкладчиков для проверки.

    С переходом к НЭПу началось реформирование сберегательного дела.

26 декабря  1922 года было принято постановление  об учреждении государственных  трудовых сберегательных касс. Сберкассы  начали развивать новые направления  деятельности: они выпускали собственные  заемные обязательства (сертификаты), проводили операции с процентными  бумагами, осуществляли денежные  переводы. Во время Великой Отечественной  войны сберегательные кассы занимались  размещением государственных займов  и организацией денежно-вещевых  лотерей. Это позволяло привлечь  денежные средства населения  и сформировать дополнительный  фонд для покрытия военных  расходов. В 50-80-е годы развитие  сберегательного дела продолжалось. За 35 послевоенных лет почти вдвое  (с 40,4 до 78,8 тысяч) выросла сеть  сберегательных учреждений, количество  счетов увеличилось в 12 раз,  а сумма вкладов в 100 раз.

В 1987 году в рамках перестроечных реформ система  Государственных трудовых сберегательных касс СССР была реорганизована, а вместо нее образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР - Сберегательный банк СССР, государственный  специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц. Так начался новейший этап истории  Сбербанка России. Уже в 1989 году в  Дзержинском отделении Банка  на Олимпийском проспекте в Москве был открыт первый банкомат. В том  же году Сбербанк стал членом Всемирного института сберегательных банков. А  после распада СССР только Сбербанк России продолжил свою деятельность; сберегательные банки в бывших союзных  республиках либо полностью прекратили свое существование, либо заняли второстепенное положение в банковской системе  своих стран.

    В 1991 году общим собранием акционеров было принято решение об учреждении Акционерного коммерческого Сберегательного  банка Российской Федерации, который продолжил полуторавековую историю российских сберегательных касс. 
 

    2.1.2 Организационно-правовая форма деятельности предприятия 

Сбербанк  России по форме организации является акционерным банком открытого типа. Его учредителем выступает Центральный  банк РФ, которому принадлежит контрольный  пакет акций Сбербанка (свыше 60%). Это обуславливаем монопольное  положение Сбербанка на рынке  финансовых ресурсов и придает ему  статус квазигосударственного банка. Только Сбербанк предлагает гарантии государства по вкладам. Также акционерами  банка являются более 240 тысяч юридических  и физических лиц.

Организационная структура банка определяется: структурой его управления и структурой функциональных подразделений и служб.

Структура управления банком предусматривает органы управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковской деятельности. Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка на основе реализации операций. Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Высшим органом управления Сбербанком является собрание акционеров, которое решает следующие задачи: принимает решение об образовании банка, утверждает акты, документы о его деятельности; принимает устав; рассматривает и утверждает отчет о результатах деятельности банка за прошедший период и направления распределения прибыли; выбирает членов исполнительных и контрольных органов. Собрание акционеров избирает наблюдательный совет и правление банка. Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссии избирается Совет банка. Он состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора. Совет банка выполняет следующие задачи: определяет направления долевой политики банка, контролирует работу правления и ревизионной комиссии, утверждает годовой отчет, осуществляет контроль за кредитной и инвестиционной работой, избирает председателя. При Совете создаются два комитета: кредитный и ревизионный. Кредитный комитет разрабатывает кредитную политику банка, структуру привлекаемых средств и возможности размещения, пути создания инвестиционных фондов, а также трастовые операции. Ревизионный комитет занимается проверкой соблюдения законодательных актов, проведением сплошных и выборочных проверок кредитных, валютных и расчетных операций и др. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.

Информация о работе Структура и логика стратегического управления