Структура и логика стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Выбрав для написания курсовой работы по предмету «Менеджмент» довольно объемную тему «Структура и логика стратегического управления», автор задается целью: провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1.1 Сущность и виды стратегического планирования
1.2 Необходимость стратегического планирования на предприятии
1.3 Система, принципы, методология и логика
1.4 Миссия, цели, задачи
1.5 Ограничение и издержки
1.6 Анализ стратегического потенциала
II. Практическая часть
2.1 Характеристика предприятия
2.1.1 История создания и развития предприятия
2.1.2 Организационно-правовая форма деятельности предприятия
2.1.3 Номенклатура выпускаемой продукции
2.1.4 Организационная структура управления
2.1.5 Финансовое состояние предприятия
2.2 Использование научного управления на предприятии
2.3 Социально-психологические методы управления
III.Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное.docx

— 83.82 Кб (Скачать)

    Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным  предприятиям необходимо заново осваивать  опыт внутрифирменного планирования.

    Современный рынок предъявляет особые требования к фирмам. Сложность и высокая  подвижность внутрифирменных и  рыночных процессов создают новые  предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим  основные факторы возрастающей роли планирования в условиях современного рыночного хозяйства. 
 

    1.3 Система, принципы, методология и логика 

    Система стратегического планирования имеет  основной целью создание крепкой  фирмы, в которой есть по крайней  мере несколько растущих производств, компенсирующих те, что, возможно, идут по нисходящей.

    Многие  фирмы не имеют официально пронятых планов. 
Стратегическое планирование — это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

    Динамичный  процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым  укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического  планирования, организации в целом  и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или  направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

    Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

    Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

    Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

    Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

    Внутренняя  координация. Она включает координацию  стратегической деятельности для отображения  сильных и слабых сторон фирмы  с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

    Принципы  стратегического планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов стратегического  планирования создает предпосылки  для эффективной работы фирмы  и уменьшает возможность отрицательных  результатов планирования.

    Еще А. Файоль определил 4 основных принципа стратегического планирования, назвав их общими чертами хорошей программы  действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо  позже обосновал еще один ключевой принцип стратегического планирования - принцип участия.

    Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации  должно иметь системный характер. Понятие система означает:

  1. существование совокупности элементов,
  2. взаимосвязь между ними;
  3. наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

    Основные  составляющие понятия «система»  можно описать, используя категории  «координация» и «интеграция».

    Элементами  планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования Взаимосвязь между  подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного  отдела, финансового отдела).

    Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической  организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация  в целом ==> продуктовое подразделение => цех ==> бригада), их интеграции.

    Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что деятельность ни одной части  организации нельзя планировать  эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью  отдельных единиц данного уровня, всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений. Таким  образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии.

    Интеграция  плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных  планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует, исходя из общей  стратегии фирмы, а каждый отдельный  план является частью плана более  высокого подразделения и организации  в целом. Все планы, созданные  в организации, - это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная  система.

    Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс стратегического планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Стратегическое планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

    Методология планирования заложена в сущности планирования целей и показателей их достижения. Без наличия четких целей, показателей  для оценки их достижения, а также  промежуточных задач, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленных целей, не может осуществляться ни один контролируемый и управляемый процесс. Главным инициатором планирования является директор предприятия, так  именно ему необходимо оценивать  эффективность работы его предприятия.

    Правовым  обеспечением методологии планирования являются: Гражданский кодекс РФ и  другие нормативные акты о планировании. Информационным обеспечением методологии  планирования являются данные по развитию рынков, анализу конкурентов, исследованиям  потребительских предпочтений, отчетным показателям деятельности предприятия  за прошлые периоды. К методологии  планирования также можно отнести личный профессиональный опыт лиц, ответственных за составление плана.

    Методология планирования также включает различные ограничения планирования, которые связаны с внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести невозможность охватить все существующие данные по отдельным аспектам, касающимся плана, а также наличие данных только за предыдущие периоды. Внешние факторы связаны с изменениями в политической сфере, экономических условиях хозяйствования, технологических изменениях и т.д. Все эти изменения предприятие не может предугадать заранее и не может учитывать в процессе планирования, так же как не может и повлиять на них после того, как эти изменения наступят.

    Методология планирования, как деятельность, связанная  с планированием, может быть разделена  на несколько этапов:

  • процесс непосредственного составления планов (анализ среды, составление прогнозов, формулирование видения, миссии, целей, формулирование стратегии, выбор стратегии, разработка долгосрочных планов, среднесрочных и текущих);
  • деятельность по осуществлению плановых решений (расчет реальных технико-экономических показателей деятельности организации);
  • контроль результатов (сравнение показателей, корректировка, оценка эффективности планирования).

    Суть  методологии планирования на предприятии  сводятся к следующему:

  1. Разработка хозяйственной стратегии в условиях конкурентного рынка.
  2. Осуществление стратегического и текущего планирования.

       Методология стратегического планирования основана на следующем:

  • анализ внешней и внутренней среды организации,
  • определение основных ориентиров предприятия,
  • определение возможных вариантов стратегий,
  • выбор варианта стратегии,
  • разработка стратегического плана.

    Методология планирования включает в себя научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. методы.

    Методология планирования разделяет внутрифирменное  планирование по времени действия на краткосрочное или текущее (год, квартал, месяц, декада, неделя), среднесрочное  или годовое (1-3 года) и долгосрочное (3-10 лет).

    Согласно  методологии, планирование в зависимости  от целей может быть оперативным, тактическим и стратегическим.

       Методология стратегического планирования, являясь  научной основой разработки системы  прогнозов, проектов программ и планов, позволяет получить ответ на следующие  вопросы.

  • Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
  • Какой должна быть последовательность процесса разработки управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов?
  • Какими должны быть сами стратегические прогнозы, программы и планы, и каким требованиям они должны удовлетворять?
  • Какие методологические подходы к решению каких проблем стратегического планирования следует использовать?
  • С помощью какой системы показателей и методов можно обеспечить оптимизацию стратегических прогнозов, программ и планов?

    Решение любых проблем управления, а, следовательно, и стратегического планирования, имеет определенную логику. Под логикой  стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой  проблемы стратегического планирования, а также определение исходного  пункта, отталкиваясь от которого они  должны решаться и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы. 

    Содержание  логики стратегического планирования раскрывают следующие ее структурные  элементы:

  • определение и формулирование цели или системы целей, которые преследует в планируемом периоде субъект стратегического планирования (это отправной пункт логики стратегического планирования, ее главная идея);
  • анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;
  • определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;
  • выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде;
  • согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними, на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.

Информация о работе Структура и логика стратегического управления