Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:51, реферат
Цель данного исследования заключается в исследовании влияния стресса на эффективность профессиональной деятельности в современных организациях.
В данной работе автор поставил перед собой задачи разобраться в сущности стресса; ответить на вопрос о характере воздействия стресса на работника; узнать что является, а что не является стрессом; выявить дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала и описать методы борьбы со стрессом, которые нам предлагают современные авторы.
I. Введение……………………………………………………………..3
II. Основная часть
Глава I. Теоретические основы стресса
1.1 Понятие стресса и его особенности ………………………………………5
1.2 Стресс и дистресс…………………………………………………………..8
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки…..9
Глава II. Анализ дисфункциональных последствий стресса
2.1 Влияние стресса на психофизиологию работника………………………16
2.2 Стресс руководителей……………………………………………………...19
Глава III. Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала
3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность……….22
3.2 Профессиональное выгорание…………………………………………….23
3.3 Методы борьбы со стрессом………………………………………………29
III. Заключение………………………………………………….....37
IV. СПИСОК ИСПОльзуемой литературы……………….39
Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.
Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
В свое время известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги написал ряд книг, которые очень тесно затрагивают тему стресса в профессиональной деятельности.
В этой книге Дейл Карнеги:
Дает проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Показывает, как можно уменьшить на 50% заботы, связанные с
работой.
Показывает, как можно уменьшить финансовые заботы.
Рассказывает, как обратить критику в свою пользу.
Дает советы, как сохранить состояние душевного равновесия.
Рекомендует 4 привычки, которые помогут избежать утомления и озабоченности.
Приводит рассказы об обычных и знаменитых людях, как они изжили в себе чувство тревоги и начали жить полноценной жизнью.
В своей книге Дейл Карнеги дает подробную инструкцию к ее прочтению, чтобы извлечь максимальную пользу из процесса чтения. Она основана на документальном материале, как утверждает автор, и является абсолютным практическим пособием.
Многим следует обратить на этот труд внимание, при изучении проблемы стресса в современном трудовом обществе.
Обобщая материал данной главы, хотелось бы сказать, что улучшение микроклимата в коллективе - один из самых важных и серьезных методов в анти стрессовой стратегии фирмы. Главное место в этом занимает руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников.
После того, как мы рассмотрели сущность стресса, причины и признаки возникновения стрессовых ситуаций, выявления дисфункциональных последствий и их влияния на трудовую деятельность персонала, можно сказать о невероятной актуальности данной темы для современного общества.
Заключение
Не всегда являясь отрицательным явлением, как для конкретного лица, так и для организации в целом, стресс все же представляет собой одну из наиболее важных и серьезных проблем в сфере организационного поведения. Среди причин стресса можно выделить несколько групп факторов: внеорганизационные, организационные, групповые и индивидуальные. Взятые в комбинации или по отдельности, они в потенциале могут стать причинами сильнейших стрессовых воздействий, которым подвергается современный работник на любом уровне в каждой организации. Результаты подобные стрессов могут вызвать проблемы, как физического характера, так и психологические проблемы и проблемы поведенческого характера. Для борьбы с проблемами, вызванными стрессом, разработан ряд индивидуальных и организационных методов. Как для отдельного лица, так и на уровне всей организации необходимо принять конкретные меры для предотвращения или снижения стресса.
Рекомендации автора данной работы:
Всегда следует помнить о последствиях, к которым приводит стресс.
Работнику следует уделить особое внимание климату в своей будущей организации. Маловероятно что, например, спокойному флегматику удастся избежать стрессового состояния на должностях, требующих быстрых реакций и мгновенного реагирования
Руководство любой организации должно быть заинтересовано в снижении влияния стресса на персонал, так как это напрямую зависит от эффективности трудовых ресурсов компании а, следовательно, и на финансовую стабильность.
В завершение хотелось бы сказать, что работа работой, а здоровье намного важнее и дороже для человека. Можно ли считать достигшим успеха человека, который расплачивается за продвижение по службе язвами желудка или сердечными заболеваниями? Стоит ли стремительно рваться к карьерным высотам любой ценой и потерять здоровье? Каждый из нас должен ответить для себя на этот вопрос. И ответив на него найти тот баланс, тот предел волнения, который допустим в работе, но дальше которого заходить не стоит.
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 126 с.
2. Карнеги Дейл. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М, 1989. – С. 270 – 278.
3. Карасовский, Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ЮНТИ-ДАНА, 2003. – 211 с.
4. Карташова, Л. В., Никонова, Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 124-135.
5. Коган, Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2003. – 64с.
6. Коноваленко М. Ю. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. Управление персоналом. – 2004. - № 1 – 2. – С. 103 - 105.
7. Лютенс, Ф. Организационное поведение. Учебник. Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1999 – С. 338-359.
8. Мескон, М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2004. – С. 523-530.
9. Овчинникова, Т., Штефан В., Скородумова, В. Перегрузки руководителя – снижение производительности на предприятии. Управление персоналом. – 2006. - № 16. – С. 26 - 27.
10. Полозов, А. Как можно выгодно вкладывать средства в здоровье персонала. Управление персоналом. – 2006. - № 15. – С. 15 - 17.
11. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2000. – 112 с.
12. Хохлова, Т. П. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. -167с.