Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Цель данного исследования заключается в исследовании влияния стресса на эффективность профессиональной деятельности в современных организациях.
В данной работе автор поставил перед собой задачи разобраться в сущности стресса; ответить на вопрос о характере воздействия стресса на работника; узнать что является, а что не является стрессом; выявить дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала и описать методы борьбы со стрессом, которые нам предлагают современные авторы.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………..3
II. Основная часть
Глава I. Теоретические основы стресса
1.1 Понятие стресса и его особенности ………………………………………5
1.2 Стресс и дистресс…………………………………………………………..8
1.3 Причины возникновения стресса на рабочем месте и его признаки…..9
Глава II. Анализ дисфункциональных последствий стресса
2.1 Влияние стресса на психофизиологию работника………………………16
2.2 Стресс руководителей……………………………………………………...19
Глава III. Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала
3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность……….22
3.2 Профессиональное выгорание…………………………………………….23
3.3 Методы борьбы со стрессом………………………………………………29
III. Заключение………………………………………………….....37
IV. СПИСОК ИСПОльзуемой литературы……………….39

Работа содержит 1 файл

реферат по дисциплине теория менеджмента. гр.д511-у. Костюнина В.В..doc

— 180.00 Кб (Скачать)

                    постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

                    одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

                    заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

                    возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

Так, среди всех умерших мужчин в России в последние 5 лет мужчины работоспособного возраста от 15 до 59 лет составляют более 80%. Правда, в 1965 г. смертность мужчин работоспособного возраста в СССР была еще более высокой - 98%. И если раньше врачи называли такие причины высокой смертности среди мужчин, как несчастные случаи, отравления и насильственные смерти, то в последние годы они говорят именно о стрессе и выгорании как ведущих факторах.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

                    безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

                    повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

                    частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");

                    постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

                    чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

                    чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";

                    общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

                    ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

                    сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

                    вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

                    руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

                    чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

                    невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

                    дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

                    злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании. Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние, как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы, вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.

3.3 Методы борьбы со стрессом.

Определенный уровень стресса – это нормальная часть рабочей жизни. И спад, к которому он приводит, в большей степени зависит от того, как люди справляются со стрессом. Когда стресс возрастает, работники страдают от таких симптомов как беспокойство, депрессия, паника и боль в груди.

Если это продолжается в течение длительного времени, то пострадавшие стремятся использовать способы расслабления, которые варьируют, скажем, от навязчивых занятий в тренажерном зале или скандалов дома, до употребления наркотиков и алкоголя.

Один бывший банкир, впавший в зависимость от наркотиков и алкоголя, вспоминает: «Я работал в очень напряженной, очень «мужской» среде. Выпивка после работы была способом расслабиться, а кокаин, который было легко достать, предоставлял возможность войти в такое состояние, когда можно работать в условиях повышенного стресса».

Следует обратиться к каждому из факторов стресса, чтобы уменьшить его или устранить на рабочем месте:

       Создание в компании атмосферы взаимной поддержки.

Организационную структуру компании следует сделать более децентрализованной и органичной, привлечь работников к принятию решений, а также наладить информационные потоки снизу вверх.

       Обогащение содержания обязанностей работников

Обогащение труда может повысить заинтересованность сотрудников в своей работе, осознание ее значимости, ответственности и результатов. Предполагается, что в данном случае будет уменьшено воздействие факторов стресса, характерных для более рутинных, структурированных видов работы.

       Смягчение конфликтов и прояснение организационных ролей.

Каждый сотрудник на своем рабочем месте должен иметь правильное представление об обязанностях, получать необходимую информацию и поддержку, чтобы не оказаться во власти противоречивых требований и неясного понимания того, что конкретно он должен делать.

       Планирование карьеры и расширение возможностей для продвижения сотрудников по служебной лестнице, оказание им консультационной помощи.

Члены большой организации испытывают сильный стресс, когда не знают, что им делать дальше или как реализовать карьерные планы.

До недавнего времени подавляющее большинство руководителей крупных компаний игнорировали проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, и компании стали заказывать проведение тренингов по стресс-менеджменту, в рамках которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя фирмы. Иногда она действует разрушительно на весь коллектив.

Правильная анти стрессовая стратегия компании начинается с уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а затем и свою ближайшую команду - понимают ли они, куда идут? Если это понимание нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они - единая команда, вдохнув веру в успех безнадежного дела. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство компании должно знать реальную ситуацию в фирме - степень нагрузки и отношение к ней со стороны работников. Для этого нужно регулярно проводить опросы и тесты, чтобы знать ситуацию. Кстати, данная процедура сама по себе имеет психотерапевтическое значение. Постоянный мониторинг позволяет держать руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения.

Наиболее распространенный метод борьбы со стрессом, к которому прибегают в различных компаниях - корпоративные вечеринки. С точки зрения сплочения коллектива - вещь незаменимая, но только для тех, кто умеет во время остановиться. Потому к этому старинному рецепту для снятия стресса (пусть и корпоративного), нужно прибегать с большой осторожностью.

Куда лучше снимают стресс физкультура и спорт, бассейн и тренажерные залы, утренняя пробежка и партия в теннис. Что мешает сделать это для своих сотрудников? По данным медицины, регулярные физкультпаузы на работе улучшают производительность труда на 15%. Так что производственная гимнастика под музыку радио была бы не столь уж глупа.

В каждой стране проблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решается по-разному. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары по резиновой кукле, изображающей хозяина фирмы. В Китае перед работой или во время обеденного перерыва сотни тысяч людей делают комплексы оздоровительного ушу и тадзицюань. В Индии весьма популярна так называемая офисная йога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можно делать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу, любят создавать на предприятиях кабинеты психической разгрузки. В СССР в позднее советский период мода на такие кабинеты тоже начинала складываться.

Весьма полезно для предупреждения производственного стресса создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает такими вещами, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая, спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии. В то же время хороши, бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением.

Написано множество литературы на тему управления стрессом. По нашему мнению предпочтение следует отдавать тем трудам, которые написаны простым, понятным языком с долей юмора и основанные на практическом опыте. Ниже рассмотрим некоторые из них.

Из книги Мирзакарима Норбекова « Философия трансформации или как прогнуть мир под себя».

Первая помощь при остром стрессе.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

       Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

       Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

       Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

       Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)” по косточкам”, как описано в пункте 3.

Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации