Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью данной работы является выбор стратегии развития предприятия. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления;
- изучить методологию стратегического анализа рыночной ситуации;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия…5
1.1. Сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления……………………………………………………………………......5
Глава 2. Сущность и классификация стратегий организации и бизнеса……..8
2.1 Выбор и оценка стратегии развития предприятия……………………….16
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………………………………28
а) темпы роста объема продаж выше, чем темп роста массы прибыли;
б) темпы роста прибыли и объема продаж совпадают или близки;
в) темпы роста продаж ниже, чем темп роста массы прибыли. Указанные различия зависят от размеров текущих затрат на такие составляющие маркетинга, как стимулирование продаж, реклама, выбор каналов сбыта, организации процесса доставки, послепродажного сервисного обслуживания.
3. На какой стадии жизненного цикла нового товара прибыль от его реализации достигает своего максимального значения?
При построении
маркетинговых стратегий с
4. Как снижается прибыль исходя из анализа сложившейся рыночной ситуации и выбранной тактики маркетинга (поддерживающий маркетинг в части возобновления рынка с использованием ценового механизма или снятие товара с производства, т.е. уход с рынка)?
- Падение массы прибыли осуществляется более высокими темпами, чем падение объемов продаж.
- Снижение
темпов прибыли и объемов
- Падение прибыли менее стремительно, чем падение объемов продаж нового товара.
Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов:
1) оценка существующей стратегии;
2) собственно фаза формулирования;
3) планирование риска;
4) выбор стратегических альтернатив.
Рассмотрим подробнее эти пункты.
1). Оценка существующей (действующей) стратегии.
Первичная
оценка действующей стратегии
Однако,
оценивая имеющиеся резервы на предприятии,
позволяющие повысить эффективность
его функционирования, мы ранее не
оценивали жизненность
2). Собственно фаза формулирования.
Стратегия,
будучи объединённой основой для
организационных усилий, требует
разработки серии стратегических планов
как на уровне предприятия в целом,
так и на уровне подразделений. Естественно,
что каждый стратегический план является
частью общего, и стратегия предприятия
объединяет их все вместе. Стержнем
любого стратегического плана
3). Планирование риска.
Планирование
риска является одной из важных составляющих
стратегического плана. Основной целью
является поддержание высокого уровня
противодействия возмущениям
В последнее время в западных фирмах становится всё более популярной не разработка резервных стратегий, а создание систем кризисных ситуаций, характеризующихся очень высокой степенью централизма принимаемых решений и быстрой реакцией на изменения в среде. Это вытекает из того, что сам набор возможных возмущений становится таким многообразным, что фирма не в состоянии предусмотреть все возможные ситуации.
4). Выбор стратегических альтернатив.
В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами. Разработка стратегии должна затрагивать все уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.
Существует множество различных стратегий предприятия. Но в основе любой стратегии должны лежать конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами.
Конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая создает наилучшие возможности преодолевать влияние конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы. Конкурентные преимущества обеспечивают предложение потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги.
Конкурентные преимущества определяются прежде всего ресурсами предприятия. Другим важным источником конкурентных преимуществ любого предприятия, его сильными или, наоборот, слабыми сторонами могут быть отдельные функциональные направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д.
Определение и оценку стратегических ресурсов предприятия можно проводить на основе количественных и качественных показателей, приведенных в приложении 1. На основе указанных данных можно оценить существующий и требуемый в перспективе стратегический потенциал предприятия.
Под стратегическим
потенциалом организации
Стратегический потенциал формируют только ге ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Кроме того, потенциал организации существенно зависит от условий, в которых протекает ее деятельность, и подвержен постоянным изменениям. Если речь идет о деятельности в условиях неплатежей и взаимозачетов, то основным стратегическим ресурсом становятся деньги и другие высоколиквидные средства. В условиях нормальной экономики к стратегическому потенциалу могут быть отнесены все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ компании.
Анализ
потенциала организации охватывает
практически все сферы ее деятельности:
управление, НИОКР, производство, маркетинг,
финансы, кадры. Во избежание субъективных
оценок полезно привлекать к проведению
управленческого анализа
Как уже
отмечалось, конкурентные преимущества
создаются уникальными
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что компания считает себя известной на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют о ней информации. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.
Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно классифицировать в соответствии с определенными критериями. Наиболее важный критерий классификации —источник конкурентного преимущества, основанный на экономических факторах. К данной группе относятся шесть основных видов конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, определяются12:
1) лучшим
общеэкономическим состоянием
2) объективными
факторами, стимулирующими
3) эффектом
масштаба производства, который
проявляется в том, что
Превосходство
в уровне себестоимости может
возникать и вследствие неравенства
стартовых условий
4) эффектом
масштаба деятельности, который
проявляется в возможности
5) эффектом
опыта обучения, который выражается
в большей эффективности труда
вследствие специализации по
видам и методам работы, технологических
инноваций в производственных
процессах, оптимальной
6) экономическим
потенциалом предприятия.
- привлеченный
капитал (возможность
- прочие
источники финансирования, например
текущие (краткосрочные)
Оценка
целесообразности применения выбранной
стратегии является завершающим
этапом в процессе разработки стратегий.
Эта оценка, как правило, основывается
на достаточно полной информации, содержащейся
в стратегическом плане развития
фирмы, и состоит в определении
последствий выбранной
Главным
критерием оценки является достижение
фирмой поставленных целей. Наряду с
этой оценкой, поскольку реализация
выбранных стратегий
Z-фактор
= 1,2 х X, + 1,44 х Х2 + 3,3 х Х3
+ 0,6 х Х4 + Х5; где X, - отношение
стоимости оборотных фондов к сумме активов
предприятия; X, - отношение нераспределенной
прибыли к сумме активов предприятия;
Xj - отношение прибыли до уплаты налогов
и процентов к сумме активов предприятия;
Х4 - отношение рыночной стоимости
уставного капитала (число акций, умноженное
на текущую котировку) к бухгалтерской
стоимости всех пассивов (заемному капиталу);
X, - отношение объема продаж к сумме активов.
Если Z-фактор > = 2,99 - риск провала минимален.
Если Z-фактор < = 1,81 - риск провала высок.