Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью данной работы является выбор стратегии развития предприятия. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления;
- изучить методологию стратегического анализа рыночной ситуации;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия…5
1.1. Сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления……………………………………………………………………......5
Глава 2. Сущность и классификация стратегий организации и бизнеса……..8
2.1 Выбор и оценка стратегии развития предприятия……………………….16
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………………………………28
Многие
руководители, менеджеры и даже теоретики
менеджмента рассматривают
Пожалуй, справедливо считать, что в ее основе лежит работа И. Ансоффа «Корпоративная стратегия». До настоящего времени почти все практики-плановики страдают от недостатка времени, так как нуждаются и в большом количестве сценариев, перекрывающих собой максимум вариантов возможного и даже иногда невероятного развития событий, и в достаточном количестве «якорей» -ориентиров, с которыми можно было бы сопоставить планируемое, и в хорошей теории8.
Стадия
постановки задач в планировании
неизбежно сопряжена с
Концентрация внимания менеджеров при планировании на составлении программ, расписаний и бюджетов предопределена акцентом этой школы на декомпозиции и формализации.
Наиболее распространенные и широко освещенные в литературе стратегии развития организации называют базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или группы элементов: продукт, рынок, отрасль, конкурентное положение фирмы, технология. Каждый изданных элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Это те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают другие элементы. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующих рынках или перехода на новые рынки. Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие9.
1. Стратегия
усиления позиции на рынке,
при которой фирма делает все,
чтобы изданном рынке с данным
продуктом завоевать лучшие
2. Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта.
3. Стратегия
развития продукта, предполагающая
решение задачи роста
Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Фирма может прибегать к таким стратегиям, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста.
Выделяются два основных типа стратегии интегрированного роста.
1. Стратегия
обратной вертикальной
2. Стратегия
вперед идущей вертикальной
Третьей группой эталонных стратегий развития организации и бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются, когда фирмы уже не могут развиваться на дан ном рынке с данным продуктом в рамках одной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие.
1. Стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на по иске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополни тельных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии или других сильных сторонах организации.
2. Стратегия
горизонтальной диверсификации, предполагающая
по иск возможностей роста
на существующем рынке за счет
новой продукции, требующей
3. Стратегия
конгломератной диверсификации, состоящая
в том, что фирма расширяется
за счет производства
Четвертым
типом эталонных стратегий
1. Стратегия
ликвидации, представляющая собой
предельный случай стратегии
сокращения, осуществляется тогда,
когда фирма не может
2. «Стратегия
сбора урожая», предполагающая
отказ от долгосрочной
3. Стратегия
сокращения, заключающаяся в том,
что фирма закрывает или
4. Стратегия
сокращения расходов, заключающаяся
в уменьшении издержек и
На практике
организация одновременно может
осуществлять несколько стратегий.
Это характерно для деятельности
диверсифицированных
2.1
Выбор и оценка стратегии
развития предприятия
М. Портер считает, что существуют три основные области выработки стратегии развития фирмы10.
Первая
область связана с лидерством
в минимизации издержек производства.
Данный тип стратегии связан с
тем, что компания добивается самых
низких издержек производства и реализации
продукции и в результате может
определять более низкие цены на аналогичную
продукцию. Это позволяет добиться
завоевания большей доли рынка. Фирмы,
реализующие такой тип
Темпы фамильяризации обычно соответствуют процентному сокращению себестоимости или времени на производство, достигнутому в момент удвоения аккумулированного объема производства. Это сокращение происходит в результате действия двух факторов, связанных с накоплением опыта и увеличением объема производства. Этими факторами являются: 1) эффект обучения, который проявляется не только на уровне производства, но и на уровне организации; 2) эффект экономии средств, связанный с увеличением объема производства: постоянные издержки распределяются между большим количеством товара, в то время как переменные издержки часто уменьшаются в результате лучшей организации труда11.
Очевидно, что как только общий объем производства однажды удваивается, то вторичное его удвоение становится довольно затруднительным, и соответственно темпы фамильяризации замедляются.
Графически определение темпов фамильяризации достигается путем построения кривой опыта.
В результате анализа кривой опыта можно сделать ряд выводов. Первый - предприятие, аккумулировавшее наибольший объем производства, будет иметь наименьшие издержки. Второй - предприятие всегда, а особенно при запуске новых товаров, будет стремиться завоевывать наибольшую часть рынка, чтобы аккумулировать опыт и таким образом снизить издержки и получить ценовое преимущество. Третий - для достижения этой цели предприятие часто бывает вынуждено на начальном этапе устанавливать цену продажи ниже себестоимости и определенное время нести связанные с этим потери.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма осуществляет высоко-специализированное производство и маркетинг для того, чтобы стать лидером в области узкоспециализированной продукции, рассчитанной на определенную, конкретную группу потребителей. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если ее цена достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, имеют высокий потенциал для проведения НИОКР, выдающихся дизайнеров, отлаженную систему обеспечения качества и развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенных сегментов рынка и концентрации усилий фирмы на выбранную стратегию.
Выбор
стратегии рекомендуется
1. Где
впервые, применительно к
2. Каковы закономерности роста прибыли фирмы от реализации товара: