Стратегия выбора формы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выбор стратегии развития предприятия. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления;
- изучить методологию стратегического анализа рыночной ситуации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия…5
1.1. Сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления……………………………………………………………………......5
Глава 2. Сущность и классификация стратегий организации и бизнеса……..8
2.1 Выбор и оценка стратегии развития предприятия……………………….16
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

стратегия.docx

— 54.11 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  аспекты выбора стратегии развития предприятия…5

1.1. Сущность  стратегии предприятия и основные  этапы стратегического управления……………………………………………………………………......5

Глава 2.  Сущность и классификация стратегий организации  и бизнеса……..8

2.1 Выбор и оценка стратегии развития предприятия……………………….16

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Долгосрочная  эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим  образом использовать потенциальный  человеческий капитал и другие ресурсы.

Актуальность  выбора темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать  за изменениями, происходящими в  их окружении.

В прошлом  многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас  же, хотя и не снимается задача рационального  использования потенциала в текущей  деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление  новых запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных  возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого  универсального стратегического управления.

Каждая  фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния  экономики, культурной среды и еще  многих факторов.

В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах  выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического  управления.

Объектом  исследования является предприятие, а предметом направления стратегического развития данного предприятия.

Целью данной  работы является выбор стратегии развития предприятия. В соответствие с поставленной целью в курсовой  работе решаются следующие задачи:

- исследовать  сущность стратегии предприятия  и основные этапы стратегического  управления;

- изучить  методологию стратегического анализа  рыночной ситуации;

- исследовать  этапы разработки, реализации и  контроля стратегии предприятия;

Работа  состоит  из введения, двух глав  разделенных на параграфы, заключения и списка использованной  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты выбора стратегии  развития предприятия

    1. Сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления
 

Стратегия фирмы - это общее направление, способ управления, набор правил и принципов, руководствуясь которыми обеспечивают достижение устойчивых конкурентных позиций  и других главных целей фирмы, исходя из ее реальных возможностей, определяемых с помощью глубокого анализа  прошлых результатов деятельности, внешней среды и сложившихся  отношений с конкурентами и поставщиками, а также на основе прогноза их изменения  в будущем.

Стратегическое  планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности  предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования): распределение ресурсов, адаптация  к внешней среде, координация  и регулирование хозяйственных  процессов, организационные изменения.

Для стратегического  планирования характерны следующие  особенности:

- оно  должно дополняться текущим;

- стратегические  планы разрабатываются на совещаниях  высшего руководства фирмы, которые  проводятся ежегодно;

- годовая  детализация стратегического плана  осуществляется одновременно и  в тесной связи с разработкой  тактического плана;

- большинство  западных компаний считает, что  механизм стратегического планирования  должен быть усовершенствован.

Основное  преимущество стратегического планирования состоит в большей степени  обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

Наряду  с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его  применения:

1. Стратегическое  планирование не дает и не  может дать в силу своей  сущности детального описания  будущего.

2. Стратегическое  планирование не имеет четкого  алгоритма составления и реализации  плана. Цели стратегического планирования  обеспечиваются за счет следующих  факторов: высокого профессионализма  и творчества плановиков; тесной  связи фирмы с внешней средой; активной инновационной политики; включения всех работников предприятия  в реализацию целей и задач  стратегического плана.

3. Процесс стратегического планирования требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием.

4. Негативные  последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее,  чем традиционного перспективного.

5. Само  по себе стратегическое планирование  результата принести не может.  Оно должно быть дополнено  механизмами реализации стратегического  плана.

Основу  стратегического планирования составляет выбор стратегии. При всем разнообразии различных вариантов стратегий  можно выделить четыре стратегические альтернативы, рассмотрение которых  позволит выяснить причины, почему фирма  применяет одну стратегию, а не другую, и ситуации, в которых конкретная стратегия может оказаться успешной.

К этим стратегиям относятся: стратегия концентрированного роста; стратегия интегрированного роста; стратегия диверсифицированного роста; стратегия сокращения.

К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста  относятся те стратегии, которые  связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Конкретными типами таких  стратегий являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции  на рынке, стратегия развития рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Сущность и классификация  стратегий организации  и бизнеса 

Стратегия - это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, а сама стратегия должна быть проактивтой т.е. упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям1.

Ключевым  моментом построения алгоритма оценки стратегии развития предприятия является ответ на вопрос: «Что такое стратегия?», так как невозможно построить алгоритм разработки того, чего мы не представляем или представляем не достаточно хорошо. Исходя из того, что суть стратегии, как правило, отражается в ее определении, в данной работе представлю обзор наиболее удачных, на мой взгляд, определений, встречающихся в экономической литературе.

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и  ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким  образом, что предприятие получает единое направление движения2.

В качестве сжатого упрощенного определения  часто цитируется определение А. Чандлера: «Стратегия - есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей»3.

По определению  Г.Б. Клейнера, стратегия предприятия - это согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия.

Представитель японской школы менеджмента Майкл  Коленсо трактует стратегию как «искусство сориентировать организацию так, чтобы она продолжала существовать и добилась превосходства над конкурентами».

А.А. Томпсоп, А.Дж. Стрикленд утверждают, что «стратегия - это совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства»4.

По мнению М. Портера, «стратегию можно рассматривать  как воздействие преград для  конкурентных сил или как определение  позиции в отрасли, где компания будет наименее уязвима для этих сил»5.

«Стратегия - это создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности. Если бы была только одна идеальная позиция, не было бы никакой нужды в стратегии. Задача всех компаний в этом случае была бы вполне очевидна - каждая из них  стремилась бы первой найти эту позицию  и занять ее. Суть же стратегического  позиционирования заключается в  выборе видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов»6.

Поэтому вместо одного определения ряд авторов  считают правильным рассматривать  несколько определений стратегии, каждое из которых имеет право  на существование и отражает определенный функциональный смысл.

Стратегия определяет назначение организации, ее цели, планы действий и распределение  ресурсов. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши. В  стратегии для создания конкурентного  преимущества учитываются сильные  и слабые стороны организации, а  также возможности и угрозы, возникшие  во внешней среде. Стратегия логически  обосновывает распределение задач на высшем среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационную структуру.

В основе разработки стратегии сейчас и в  обозримом будущем лежит стратегический анализ, который должен опираться  на большое количество крайне разнообразных  и подвижных факторов, находящихся  в процессе постоянных быстрых изменений  и установления сложных взаимозависимостей. Для разных объектов управления, часто  действующих в различных социально-экономических  условиях и географическом окружении, удельный вес каждого из них чрезвычайно  отличается, а иногда делает эти  факторы несопоставимыми. В этом связи предлагаем отказаться от прямого  копирования несвойственных для  организации моделей и подходов, а на их основе разработать принципиально  новые, свои адаптированные модели7.

Внешнеэкономическая политика каждого предприятия так или иначе взаимодействует или находится под ощутимым давлением внешнеэкономической политики страны, учитывающей, в свою очередь, по мере возможности мировые тенденции и политическое влияние других стран и международных организаций.

Информация о работе Стратегия выбора формы предприятия