Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью данной работы является выбор стратегии развития предприятия. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления;
- изучить методологию стратегического анализа рыночной ситуации;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия…5
1.1. Сущность стратегии предприятия и основные этапы стратегического управления……………………………………………………………………......5
Глава 2. Сущность и классификация стратегий организации и бизнеса……..8
2.1 Выбор и оценка стратегии развития предприятия……………………….16
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия…5
1.1. Сущность
стратегии предприятия и
Глава 2. Сущность
и классификация стратегий
2.1 Выбор и оценка стратегии развития предприятия……………………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом использовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Актуальность выбора темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом
многие фирмы могли успешно
Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая
фирма уникальна в своем роде,
поэтому и процесс выработки
стратегии для каждой фирмы уникален,
так как он зависит от позиции
фирмы на рынке, динамики ее развития,
ее потенциала, поведения конкурентов,
характеристик производимого
В то же
время есть некоторые основополагающие
моменты, которые позволяют говорить
о некоторых обобщенных принципах
выбора и реализации стратегии развития
и осуществления
Объектом исследования является предприятие, а предметом направления стратегического развития данного предприятия.
Целью данной работы является выбор стратегии развития предприятия. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- исследовать
сущность стратегии
- изучить
методологию стратегического
- исследовать
этапы разработки, реализации и
контроля стратегии
Работа
состоит из введения, двух глав
разделенных на параграфы, заключения
и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия
Стратегия
фирмы - это общее направление, способ
управления, набор правил и принципов,
руководствуясь которыми обеспечивают
достижение устойчивых конкурентных позиций
и других главных целей фирмы,
исходя из ее реальных возможностей, определяемых
с помощью глубокого анализа
прошлых результатов
Стратегическое
планирование является инструментом,
с помощью которого формируется
система целей функционирования
предприятия и объединяются усилия
всего коллектива по ее достижению.
Его важнейшая задача - обеспечить
нововведения, необходимые для
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
- оно должно дополняться текущим;
- стратегические
планы разрабатываются на
- годовая
детализация стратегического
- большинство
западных компаний считает,
Основное
преимущество стратегического планирования
состоит в большей степени
обоснованности плановых показателей,
в большей вероятности
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения:
1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего.
2. Стратегическое
планирование не имеет четкого
алгоритма составления и
3. Процесс стратегического планирования требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием.
4. Негативные
последствия стратегического
5. Само
по себе стратегическое
Основу
стратегического планирования составляет
выбор стратегии. При всем разнообразии
различных вариантов стратегий
можно выделить четыре стратегические
альтернативы, рассмотрение которых
позволит выяснить причины, почему фирма
применяет одну стратегию, а не другую,
и ситуации, в которых конкретная
стратегия может оказаться
К этим стратегиям относятся: стратегия концентрированного роста; стратегия интегрированного роста; стратегия диверсифицированного роста; стратегия сокращения.
К стратегиям
концентрированного (ограниченного) роста
относятся те стратегии, которые
связаны с изменением продукта и
(или) рынка и не затрагивают отрасль,
технологию, положение фирмы внутри
отрасли. Конкретными типами таких
стратегий являются стратегия развития
продукта, стратегия усиления позиции
на рынке, стратегия развития рынка.
Глава
2. Сущность и классификация
стратегий организации
и бизнеса
Стратегия - это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, а сама стратегия должна быть проактивтой т.е. упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям1.
Ключевым моментом построения алгоритма оценки стратегии развития предприятия является ответ на вопрос: «Что такое стратегия?», так как невозможно построить алгоритм разработки того, чего мы не представляем или представляем не достаточно хорошо. Исходя из того, что суть стратегии, как правило, отражается в ее определении, в данной работе представлю обзор наиболее удачных, на мой взгляд, определений, встречающихся в экономической литературе.
Стратегия
- это генеральная программа
В качестве
сжатого упрощенного
По определению Г.Б. Клейнера, стратегия предприятия - это согласованная совокупность решений, оказывающих определяющее воздействие на деятельность предприятия, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия.
Представитель японской школы менеджмента Майкл Коленсо трактует стратегию как «искусство сориентировать организацию так, чтобы она продолжала существовать и добилась превосходства над конкурентами».
А.А. Томпсоп, А.Дж. Стрикленд утверждают, что «стратегия - это совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства»4.
По мнению М. Портера, «стратегию можно рассматривать как воздействие преград для конкурентных сил или как определение позиции в отрасли, где компания будет наименее уязвима для этих сил»5.
«Стратегия - это создание уникальной и выгодной позиции, предусматривающей определенный набор видов деятельности. Если бы была только одна идеальная позиция, не было бы никакой нужды в стратегии. Задача всех компаний в этом случае была бы вполне очевидна - каждая из них стремилась бы первой найти эту позицию и занять ее. Суть же стратегического позиционирования заключается в выборе видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов»6.
Поэтому
вместо одного определения ряд авторов
считают правильным рассматривать
несколько определений
Стратегия определяет назначение организации, ее цели, планы действий и распределение ресурсов. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши. В стратегии для создания конкурентного преимущества учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникшие во внешней среде. Стратегия логически обосновывает распределение задач на высшем среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационную структуру.
В основе
разработки стратегии сейчас и в
обозримом будущем лежит
Внешнеэкономическая политика каждого предприятия так или иначе взаимодействует или находится под ощутимым давлением внешнеэкономической политики страны, учитывающей, в свою очередь, по мере возможности мировые тенденции и политическое влияние других стран и международных организаций.