Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:53, контрольная работа
Рассмотрение и обобщение опыта зарубежных организаций
Введение…………………………………………………………………….………..3
1. Стратегия управления персоналом………………………………………….…..4
1.1.Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии организации……………………………………………………….…………….5
2. Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте…………...6
2.1. Система отбора персонала в США………………………………….……7
2.2. Человеческие ресурсы и управление персоналом…………………….…8
2.3. Система оплаты и стимулирования в США……………………………...9
3. Управление персоналом в японском менеджменте…………………………..12
3.1. Контроль над персоналом……………………………………………..…13
3.2. Методы оплаты и мотивации……………………………………………15
4. Сравнительный анализ систем управления в США и Японии………...……..17
4.1. Сравнение основных принципов управления персоналом в США и Японии…………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………..….26
Поэтому новички, прежде всего, пропускаются через механизм производственной подготовки с ротацией по различным видам их профессионального профиля для выявления склонности, наилучшей совместимости с тем или иным из этих видов, и лишь по прохождении курса обучения следует направление на определенную работу.
Итак, по крайней мере внешне, вступление в сферу «пожизненного найма» не увязывается непосредственно с необходимостью заполнения открывающихся вакансий, выглядит как акт оказания чести принимаемым. Подобное «ухаживание», несомненно, усиливает общий мотивационный эффект.
Еще более наглядная ориентация на конкретного работника свойственна системе оплаты по старшинству. С одной стороны, лица, которых принимают на основе «пожизненного найма», немедленно ставятся на эскалатор ежегодных надбавок к заработной плате, причем ее начальный уровень как бы не учитывает факта профессиональной неподготовленности новичков. Иными словами, в течение какого-то времени (его протяженность зависит от скорости усвоения производственных требований) они получают вознаграждение, еще не будучи в состоянии даже приблизительно оправдать его своим вкладом в работу, то есть авансируются в надежде на предстоящие в перспективе достижения.
С другой стороны, ежегодными надбавками фиксируется не только, а скорее всего не столько накопление непрерывного стажа, опыта и улучшение качества трудоотдачи работника (ведь между этими показателями, конечно, нет жесткой зависимости), сколько признание администрацией его возрастающих нужд со вступлением в брак, появлением детей, обзаведением «обязательным» набором потребительских товаров и услуг и т.д.
Тщательно
разработанные и гибко, своевременно
пущенные в оборот методы трудовой
мотивации способствовали расширению
масштабов производства на японских предприятиях,
повышению производительности труда и
в конечном итоге созданию товарного и
сервисного изобилия на рынке. Подчеркивание
статуса работников в роли потребителей
превратилось в мощный метод трудовой
мотивации. А сфера личного потребления
предъявила сфере производства небывало
дифференцированные и буквально драконовские
требования к ассортименту, сортаменту
и качеству ее материально-вещной и нематериальной
продукции.
4. Сравнительный анализ систем управления в США и Японии
Не
подлежит сомнению тот факт, что
любая национально-
Таблица 1
Характеристики систем управления персоналом | Японские компании |
Американские
компании |
Приём на работу | На условиях пожизненного найма | На контрактных условиях |
Требования, предъявляемые к поступающим на работу | Соответствие профессиональной подготовки требованиям вакантной должности | То же самое с учётом результатов индивидуального тестирования |
Тип мышления | У всех работников сходный тип мышления вследствие одной национальной основы | Тип мышления различен вследствие многообразных этнических особенностей работников |
Доверие к руководству компанией | Поступление на работу в компанию автоматически означает доверие к её руководству | Автоматическое доверие руководству компании отсутствует |
Социальная модель подчинения | Подчинение начальнику основано на взаимном согласии между ним и подчинённым | Вынужденное подчинение начальнику, т.к. сопротивление подчинённого может привести к его увольнению |
Отношение
администрации компании к предложениям
и идеям работ
ников |
Идеи и предложения работников принимаются администрацией во внимание | Администрация следит только за строгим соблюдением работником служебных инструкций |
Отношение одних работников к функциям других | Уважительное отношение к функциям других работников | Безразличное отношение к функциям других работников |
Жизненная философия | Личные интересы работников не противоречат интересам компании | Придаётся большое значение сохранению собственной независимости и соблюдению собственных интересов |
Классовое сознание работников | Классовое сознание работников не имеет чёткого выражения | Классовое сознание работников чётко выражено |
Статус работников | Статус работника формируется по принципу «все сидят в одной лодке» | Статус работников неустойчив: их часто увольняют, аналогично тому, как списывают устаревшее оборудование |
Повышение производственной квалификации работников | Вопросы повышения производственной квалификации решаются руководством компании. Уровень зарплаты зависит в большей степени от стажа работы | Работники повышают производственную квалификацию, используя собственные возможности. Чем выше квалификация, тем выше уровень заработной платы |
Текучесть кадров | Низкая | Высокая |
Возможность поддержания технического уровня предприятия | Технический уровень предприятия поддерживается относительно легко вследствие стабильности персонала | Поддержания технического уровня предприятия затруднено вследствие большой текучести кадров |
Результаты политики повышения квалификации работников по инициативе администрации | Результаты положительные. Работники стремятся повышать квалификацию за счёт компании | Повышение квалификации за счёт компании рассматривается как премия. Поэтому трудно обосновать необходимость планомерного повышения квалификации |
Личная ответственность работников | Личная ответственность работника не определена жёсткими должностными инструкциями. Во многих случаях обязанности разных работников частично совпадают | Личная ответственность работника определена жёсткими должностными инструкциями. В этих случаях эффективна система жёсткого управления |
Человеческие взаимоотношения | Отношение с другими работниками имеют большое значение | Хотя отношению с коллегами придаётся большое значение, факторы индивидуализма в поведении преобладают |
Доверие между руководством и персоналом компании | Доверие между руководством и персоналом компании основано на принципе коллективной ответственности | Доверие между руководством и персоналом компании часто отсутствует. И управляющие, и рабочие думают, прежде всего, о своих интересах |
Вера в вечное существование компании | Вера в вечное существование компании существует | Вера в вечное существование компании отсутствует, т.к. даже рентабельные компании могут быть проданы ради при были |
Страх потери работы | Страха потери работы почти нет | Существует постоянный страх потери работы и беспокойство за судьбу компании |
Наличие логики в управлении | Логика в управлении часто носит неопределённый характер | Все процессы управления логичны, например, установленный порядок работы |
Характер решения вопросов | Небольшое отклонение от логики управления и импровизация в действиях допустимы | Импровизация в действии вне рамок логики управления недопустима, поэтому необоснованные действия не применяются |
На современных американских фирмах («IBM», «Форд», «Крайслер», «Дженерал моторс») используют аналитические системы оплаты труда, особенностью которых является дифференциальная оценка в баллах сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителя, физических усилий, условий труда и др. При этом переменная часть зарплаты (премии, поощрения, бонусы), которая используется в качестве поощрения за повышение качества продукции, экономии сырья, роста производительности, достигает 1/3 заработной платы.
Большое внимание на американских компаниях уделяется обучению и повышению квалификации персонала. Особенно впечатляет практика транснациональной корпорации «Моторола», которая понимает, что повышение квалификации сотрудников становится обязательным условием выживания фирмы в условиях стремительного роста НТП. С 1991г. фирма взяла на себя обязательство предоставлять каждому сотруднику не менее 5 учебных дней в году. А к 2001 году сотрудники будут заняты на рабочих местах только 10 месяцев в году. Один месяц будет посвящён получению новых знаний и навыков, а другой – отдыху.
В
Европейских странах также
В Японии большое внимание уделяется обучению персонала хорошим манерам, т.к. японский менеджмент базируется на уважении к коллегам и на осознании единства и целостности всего персонала в организации
Особую роль в использовании трудового потенциала стали играть полномочные кадровые службы. По своим функциям, уровню профессиональной компетентности работников, техническому оснащению, методам работы они давно переросли из офисов по хранения кадровой документации в солидные кадровые подразделения.
Изложенные направления изменений, происходивших в систему управления персоналом американских компаний, справедливы во многом и для компаний Японии. Однако, несмотря на наличие сходных процессов, управление персоналом является наиболее характерной областью деятельности, в рамках которой японские компании наглядно демонстрируют качественное отличие своего практического опыта от американского.
В японских компаниях большую роль играет отел кадров, т.к. на него возложена функция подбора и расстановки персонала. Тогда как на американских компаниях собеседование проводит менеджер, к которому нанимается кандидат.
Большое
значение японские управляющие придают
справедливому отношению к
Одной
из ключевых проблем управления на
американских компаниях является преодоление
обособленности подразделений, в которых
наблюдается тенденция к
Японская система управления нацелена не на получение в ближайшее время прибыли, а на обеспечение стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперёд.
Одно из направлений совершенствования управления человеческим фактором является концепция «реинжиринга» (основатели этой концепции Майкл Хаммер и Джеймс Чампл). Авторы считают, что в современную эпоху организации необходимо создавать путём объединения отдельных операций и производственных функций в целостные процессы, которые уже не будут разделяться между различными структурными отделами. Соответственно, обеспечение каждого такого процесса (от входа его в организацию до его выхода) будет осуществляться одним работником или группой. При этом все члены команды должны быть способны не только к выполнению всего цикла операций, но и полностью взаимозаменяемы. В силу этого фирма должна готовить работников, ориентированных на целостный производственный процесс. Тогда, как традиционная система управления базировалась на развитой системе разделения труда, т.е. производственный процесс разделяется на отдельные операции, выполняемые различными членами организации.
Реинжиринг
нацелен на быстрые и принципиальные
изменения, решительное отбрасывание
всего неэффективного. Тогда как прежние
системы ориентированы на постепенные
и небольшие изменения, на отдельные улучшения
и поправки.
4.1. Сравнение основных принципов управления персоналом в США и Японии
Необходимо отметить, что оптимальная система кадрового управления предполагает отличия в зависимости от следующих факторов: исторического развития и национальных особенностей, стадии экономического развития, размеров предприятия, отрасль, обстановка вокруг предприятия, результаты экономической деятельности.
Если
сопоставить практики Японского
и Американского
В отношении к человеку, американское управление характеризуется подходом к человеку как к рабочей силе, упором на индивидуализм (работают отдельные личности), индивидуальным принятием решений на основе служебных полномочий, концентрацией на понятиях самоответственности и самоутверждения, осуществлением краткосрочного найма. Американской организации свойственны быстрая оценка и продвижение персонала по службе, специализация деятельности, формальные, количественные методы оценки персонала. Человек рассматривается в качестве одного из средств достижения целей организации. Игнорируются его цели. Американскому управлению свойственен капиталлоцентризм.
В Японии управленческая практика отличается ориентацией на человека (человек – центр хозяйственной деятельности – антропоцентризм), выражаемой в подходе к человеку, как к личности, коллективизме (сотрудничестве), коллективном принятии решений (постоянная дирекция и система кругового визирования), осуществлении долгосрочного найма. Японская организация отличается также постепенной, медленной оценкой и продвижением, неформальными тонкими механизмами контроля деятельности работников, отсутствием жесткости специализации персонала. Основными, стратегическими средствами реализации целей функционирования организации в США являются материальная заинтересованность, а также конкуренция, приводящая к победе сильного. В Японии – это верность и единство работников организации, их сотрудничество и сосуществование.
Информация о работе Стратегия управления персоналом в зарубежных фирмах