Стратегия управления как элемент антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА………………………………………………………...5
1.1 Причины возникновения кризисной ситуаци …………………………..................5
1.2 Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия…..………...6
1.3 Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия …………………………………………………………………………………..11
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЭКО-МАЛ»……… ….18
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ» …………………………...18
2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ» …………………………...20
2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ» ………………………31
3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………………………………………………………..….33
3.1 Создание кадровой службы………………………………………………………....…..33
3.2 Система оценки персонала в организации…………………………………………….35
3.3 Аттестация персонала…………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………......43

Работа содержит 1 файл

управление персоналом.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

    Ситуация 1. Работники организации не хотят работать в новых условиях, но оснащены инструментально.

    Ситуация  характерна для многих достаточно наукоемких производств и осложняется тем, что именно в узко специализированных, но выполняющих очень сложную деятельность организациях, обычно складываются высоко сплоченные коллективы, не ориентированные на изменения. Понимая свою высокую подготовленность, сотрудники организации, как правило, закрывают глаза на изменения внешней ситуации, при которой их продукция оказывается ненужной.

    Задача  управляющего, оказавшегося в подобной ситуации, состоит в том, чтобы  повысить уровень мотивации работников на изменения, поиск новых сфер деятельности. Для этого он может прибегать к провоцированию смены ценностных ориентаций с помощью конфликтов. Стратегия работы с персоналом в этих условиях лежит в плоскости “принуждение — конфликтподкрепление”. Либо управляющему удается убедить работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации предприятия и наладить нормальный рабочий контакт с подчиненными, либо не удается и тогда остается лишь избавляться от “идейно противостоящих” работников.

    Ситуация 2. Работники организации не хотят работать в новых условиях и недостаточно оснащены инструментально.

    Нередко эта ситуация совершенно справедливо  рассматривается как кризисная в узком смысле. Персонал организации уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые практически (по крайней мере у них) нет возможности влиять. Оценка собственных ресурсов (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего неадекватно завышена. Как правило, в такой организации преобладает “технократическая ориентация”, отношение к ситуации как неблагоприятной, требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация внутренне отторгает любую ориентированность “на клиента”, любое изменение собственного поведения воспринимается как отступничество.

    По  отношению к руководителю сотрудники такой организации пытаются осуществить  манипуляцию, т. е. включить его в  собственную игру, заручиться его  поддержкой в борьбе с “агрессивным”  окружением (сначала внешним, а потом и внутренним).

    Самый простой выход из кризиса для  такой организации состоял бы в полном обеспечении ее ресурсами для реализации привычной деятельности. Понятно, что в условиях рынка такое невозможно или трудно выполнимо. Задача руководителя в данной ситуации — противостояние манипуляциям со стороны персонала и постепенное введение конкурентных отношений между исполнителями в качестве организационной нормы. Это позволит “перехватит” инициативу в управлении и сформировать новую управленческую команду.

    Ситуация 3. Работники организации хотят работать в новых условиях, но недостаточно оснащены инструментально.

    Такая ситуация может возникнуть в организации, в которой либо работают высокорефлексивные люди, либо есть сильный лидер, словам которого сотрудники верят и готовы пойти за ним. Часто такие предприятия сами выступают инициаторами процесса о банкротстве.

    Для сотрудников подобного предприятия, как правило, наиболее существен вопрос уровня профессиональной (специальной) компетентности руководителя — ему будут готовы подчиняться только в том случае, если он сам будет способен работать по-новому. Для руководителя подобная ситуация может стать очень благоприятной, если он сумеет организовать процесс профессионального обучения непосредственно на рабочем месте. Для этого необходимо, чтобы и он сам, и сформированная им управленческая команда смогли работать в режиме “инструктирования” и постоянного (непрерывного) обучения.

    Ситуация 4. Работники организации хотят работать в новых условиях и оснащены соответствующим инструментарием.

    Может возникнуть вопрос, почему организация  оказалась в кризисной ситуации? Только потому, что кризис может быть вызван не только внутренними, но и внешними (как макро-, так и микроэкономическими) причинами. Организацию, имеющую такую кадровую ситуацию, отличают высокая степень готовности к изменениям, самоорганизованность. Для такой организации характерны внимание к ценностям и обостренное отношение к профессионализму руководителя. Причем, не столько к наличию у него специальных узких знаний, сколько к его умению сформулировать образ будущего и приемлемые для персонала цели и ценности. Работники хотят видеть своего руководителя транспрофессионалом, к тому же наделенным и лидерскими качествами.

1.3 Принципы, задачи  и методы управления  человеческим потенциалом кризисного предприятия

    Для сохранения конкурентоспособности  предприятия в условиях трансформирующейся экономики необходимо, наряду с управлением технологией производства, эффективно управлять имеющимися кадрами, а также в случае необходимости получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Одной из основных предпосылок к конкурентоспособности предприятия в условиях трансформирующейся экономики являются прогрессивные методы управления человеческим потенциалом. Исходя из этого следует пересмотреть существующие и разработать новые модели развития и использования человеческих ресурсов, которые были бы адекватны состоянию регрессивного развития современной экономики и гармонично вписывались в систему моделей механизма стратегического управления. Под кризисным предприятием понимается производственная система, находящаяся в предбанкротном состоянии и требующая внедрения комплекса мер и инструментариев, направленных на решение совокупности проблем по выводу данной производственной системы из кризиса. В процессе управления персоналом предприятия решаются задачи анализа, диагностики, прогноза, выработки управляющих воздействий, которые по ряду характеристик следует отнести к классу слабоформализованных задач. Это и обуславливает применение методов экономико-математического моделирования в процессе управления персоналом предприятия.

    Менеджер, работающий с производственными  подразделениями над установлением целей и ожидаемых результатов, должен предоставлять исходную информацию и поддерживать обратную связь, осуществлять инструктирование и обучение, анализировать результаты и производить стимулирование. Процесс управления трудовой деятельностью является элементом общей стратегии предприятия и необходим для того, чтобы упорядочить процедуру выполнения производственных функций каждым работником, объединить в единое целое вопросы стратегического управления и оперативной работы на уровне конкретного исполнителя. Эти цели вытекают из стратегического плана предприятия. Иными словами система управления персоналом направлена на установление связи между стратегиями, индивидуальными целями и критериями эффективности труда на всех уровнях иерархии производства.[11]

    Стратегию управления производством и место  в ней персонала можно представить следующим образом:   

    S=<Tm,Rn,Pk>,

    где Tm - стратегия управления технологией производства; 
Rn - стратегия использования ресурсов; 
Pk - стратегия управления квалифицированным трудом персонала.

    Принципы  управления персоналом в рамках антикризисного менеджмента отражаются в следующих положениях:

  1. Приведение в соответствие профессионально-качественного уровня персонала инновационным процессам предприятия.
  2. Управление производительностью труда персонала.
  3. Инновационная деятельность.

Rиннов=<Rm,Rn>,

 Rm - содержательный продуктово-технологический аспект инновации

Rn - управленческое решение, направленное на согласование характеристик персонала с требованиями производственно-технологического развития Rm.

        Управление производительностью  труда R персонала эффективно через воздействие на множество факторов rij, влияющих на производительность труда работников предприятия. Рассмотрим данное положение в рамках предметной области менеджмента персонала предприятия в условиях антикризисного управления (рис.1.).

Рис.1. Факторы, влияющие на производительность труда, в рамках предметной области менеджмента персонала предприятия.

        Представленная структура предметной  области имеет следующие обозначения: ГОРМ - группа однородных рабочих мест; q1 - формальные требования; q2 - квалификация; q3 - сложность работы; q4 - признаки рабочего места; q5 - стимулы и льготы; q6 - ролевая позиция в инновационном процессе; ПКГ - профессионально-квалификационная группа; p1 - формальные показатели персонала; p2 - квалификационный потенциал; p3 - интеллектуальный потенциал; p4 - физические и психологические характеристики; p5 - интересы, цели.

         В соответствии с принятой  моделью (рис.1) управление производительностью труда R представляется множеством воздействия по отдельным факторам rij (т.е. R={rij}):

r1j - структурные (величина группы, членство, коммуникации); 
r2j - промежуточные (стиль руководства, процесс принятия решений); 
r3j - мотивационные (мотивация членов группы и группы в целом, состояние окружающей среды); 
r4j - переменные (характер задачи, стоящей перед группой, степень сложности и условия решения задачи); 
r5j - независимые (физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами); 
r6j - личностные (качественные профессиональные характеристики работников).

      Динамика положительного роста  качественного уровня факторов rij влечет за собой максимизацию производительности труда R.

    Модель  менеджмента персонала предприятия (рис.1) предназначена для выявления  соответствия характеристик профессионально-квалификационных групп (pj) требованиям групп однородных рабочих мест (qi) на внутреннем рынке труда предприятия. Сопоставление векторов требований (q1,...,q6) и характеристик структурных единиц персонала (p1,...,p5) позволяет выявить степень их согласованности.

    Управление  соответствием характеристик pj требованиям qi осуществляется с помощью контура управления производительностью труда R, путем воздействия на соответствующие факторы rij. При этом происходит процесс формирования управленческих решений, направленных на оптимизацию внутреннего рынка предприятия через повышение качественно-профессиональных характеристик персонала. Приведение внутреннего рынка труда предприятия в балансовое состояние (соответствие pj — qi) влечет за собой качественный прорыв в производственной деятельности предприятия без изменения производственных технологий, а лишь за счет улучшения использования ресурсов. Данный подход можно рассматривать как одну из действенных оборонительных стратегий антикризисного управления предприятием, суть, которой заключается не в привлечении ликвидных средств для внедрения новых технологий, вследствие глобального кризиса отечественной экономики, а в повышении качества использования существующих технологий и ресурсов.

      При невозможности приведения  в соответствие характеристик персонала pj предъявляемым требованиям qi целесообразно обновление состава ПКГ. Реализация функции по отбору и найму персонала должна исходить из требований мероприятий стратегического плана предприятия. Процесс набора нового персонала на предприятие влечет за собой решение комплекса следующих задач :

Z1n — задачи анализа потребности в кадрах; 
Z2m — задачи определение требований к персоналу; 
Z3k — задачи определение основных источников поступления кандидатов; 
Z4h — задачи разработки и выбора методик набора кадров; 
Z5g — задачи введения в должность (врабатываемости).

        На рисунке 2 представлена схема  взаимодействия задач по обновлению  состава профессионально-квалификационных групп персонала в соответствии с требованиями внутреннего рынка труда предприятия.

Рис.2. Модель изменения состава и качества ПКГ

        В процессе функционирования  задачи порождают информационные  объекты Uj, которые непосредственно участвуют во взаимодействии задач. Рассмотрим состав и содержание основных внутриинформационных потоков Uj модели изменения состава и качества ПКГ (рис.2):

U1 - потребности внутреннего рынка труда предприятия; 
U2 - результаты анализа и согласование потребностей внутреннего рынка труда; 
U3 - потребности в персонале; 
U4 - требования внутреннего рынка труда; 
U5 - информация о согласовании характеристик требуемого персонала и источников его поступления; 
U6 - характеристики источников поступления персонала; 
U7 - характеристики требуемых кадров; 
U8 - информация о персонале, принимаемом на соответствующие вакансии; 
U9 - результаты врабатываемости кадров; 
U10 - степень соответствия персонала требованиям внутреннего рынка труда.

        В соответствии с приведенной  моделью задачи обладают следующими  характеристиками:

    - Задачи  анализа потребности в кадрах включают общий анализ и согласование настоящих и будущих требований внутреннего рынка труда предприятия, определение проблем найма и отбора кадров. Их решение заключается в: выявлении областей нехватки персонала, создании базы для планирования набора кадров; разработке штатных расписаний, трудовых планов; анализе запросов о замещении или дополнительном наборе кадров; анализе внутреннего кадрового потенциала; анализе причин текучести кадров.

Информация о работе Стратегия управления как элемент антикризисного управления