Стратегия повышения качества товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Система показателей качества товара…………………………………………
2. Прогнозирование стратегии повышения качества товара…………………….
3. Основы управления качеством товара…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………………...
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

ксю.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Фирмы, ставящие цель выйти в лидеры на данном рынке с новым товаром, должны применять опережающую базу сравнения, т.е. должны спрогнозировать тенденции НТП в данной области на период внедрения нового товара у потребителя (точка "Е", 1999 г.). При таком подходе фирма не будет отставать от лидеров (чтобы их опережать, можно "планку" взять и выше точки "Е"). В год составления стратегии (стратегического плана) повышения качества товара (1997 г.) за ориентир следует принимать точку "Д". Такая стратегия присуща известным, богатым во всех отношениях и смелым фирмам.

В целом применение опережающей базы сравнения при  планировании обновления объектов требует  высокой квалификации всех работников, мощной научно-экспериментальной базы, большого объема качественной информации. Поэтому этот подход (как элемент воспроизводственного подхода к менеджменту) может применяться к воспроизводству только приоритетных объектов.

На рис.в приложении №10 продолжительность изготовления выпускаемого образца определяется периодом начала выпуска нового образца, т.е. динамикой сменяемости моделей в соответствии с воспроизводственным циклом товара.Судьбу лучшего образца конкурентов определит закон конкуренции как закон "вымывания" некачественных товаров.

Как и при  решении любых стратегических проблем, завтрашнее благосостояние определяется качеством принимаемого сегодня стратегического управленческого решения, а сегодняшнее состояние определяется тем, как профессионально и настойчиво мы работали вчера.

3. Основы управления  качеством товара

Компонент "Стратегия  повышения качества товара" целевой подсистемы системы стратегического менеджмента является важнейшим. В соответствии с деревом показателей эффективности товара на втором уровне иерархии показатели качества подразделяются на 8 элементов: показатели назначения, надежности, экологичности товара и др. Для увязки всех этих элементов, организации их формирования и регулирования по горизонтали и вертикали нужна система управления.

В 1987 г. Международная  организация по стандартизации приняла  международные стандарты ИСО  серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Данная серия  стандартов включает:

ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";

ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";

ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания."

Во многих промышленно  развитых странах эти стандарты  приняты как национальные.

Развиваются такие  направления как оценка систем качества предприятия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация систем.

Учитывая прогрессивный  характер международных стандартов ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде:

ГОСТ 40.9001-88 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

ГОСТ 40.9002-88 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже ";

ГОСТ 40. 9003-88 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

На основе международных  стандартов ИСО 9000 и ИСО 9004 и накопленного отечественного опыта по разработке и применению комплексных систем управления качеством продукции  и других систем разработаны рекомендации по применению ГОСТ 40.9001, ГОСТ 40.9002 и ГОСТ 40.9003-88.

Международные стандарты применяются в следующих  ситуациях:

  • 1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции были сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения;
  • 2) когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.

Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям.

Это включает:

  • 1) подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта;
  • 2) эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.

Особенности международных стандартов ИСО серии 9000:

  • 1) применение к управлению качеством продукции системного подхода;
  • 2) регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции;
  • 3) управление качеством продукции осуществляется по всем основным функциям (кроме мотивации и регулирования);
  • 4) документальное, желательно и количественное, оформление конкретных требований.

Из обоснованных в настоящей работе 13 подходов к  системе менеджмента в международных  стандартах ИСО по системам качества применено всего 5 (системный, интеграционный, процессный, количественный, динамический). Отсюда можно сделать вывод, что внедрение международной системы качества незначительно повысило эффективность менеджмента фирм. Система качества должна быть подсистемой системы менеджмента фирмы, иначе не будет управления.

Важнейшей подсистемой  и целью управления качеством  продукции является ее сертификация.

Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции  используются различные организационно-технические  процедуры, формы и методы, в т. ч. контроль, диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий. Все эти процедуры выполняются, как правило, изготовителем, или по его заказу - сторонней организацией. Поэтому у потребителя может возникнуть сомнение в объективности представленных ему результатов .

Другим видом  контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, является госнадзор, осуществляемый Госстандартом  России, Госсанэпидемнадзором России и др.

Но в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве стал распространяться третий вид контроля - сертификация. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Почти во всех странах  Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение  и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды.

Сертификация  основывается на следующих основных прин-ципах:

  • 1) обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;
  • 2) добровольности либо обязательности;
  • 3) объективности, т.е. независимости от изготовителя и потребителя;
  • 4) достоверности, т.е. использования профессиональной испытательной базы;
  • 5) исключения дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;
  • 6) предоставления изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;
  • 7) установления ответственности участников сертификации;
  • 8) правового и технического обеспечения, а также многофункциональности использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;
  • 9) открытости информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;
  • 10) разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

  • обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;
  • организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации

    .

Сертификация  включает экономические и организационно-технические  аспекты.

Наряду с сертификацией  производств (или СУКП) и продукции  Международной организацией по стандартизации (ИСО) проводится сертификация или аккредитация испытательных центров, которые могут проводить сертификацию продукции.Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России регламентируются Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", принятым 10 июня 1993 г., он отвечает международным нормам в этой области. Организация и контроль работ по сертификации в РФ осуществляется Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации.

Согласно этому  закону сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Заключение

1. Качество - одна сторона товара, другой стороной являются совокупные затраты за его жизненный цикл (в политической экономии вместо совокупных затрат была принята категория стоимости товара, не включающая эксплуатационные затраты). Неправомерно в состав показателей качества товара включать его экономические показатели. Также методологически некорректно, на наш взгляд, интегральный показатель качества определять делением суммарного полезного эффекта товара на совокупные затраты за его жизненный цикл (этот показатель правильнее называть эффективностью товара).

2. Для реализации права потребителей на информацию считаем необходимым в нормативно-методические документы на товар включать расширенную номенклатуру показателей, характеризующих полезность товара, его безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, экологичность, безопасность применения, затраты на обслуживание и ремонты.

3. При разработке стратегии повышения качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике.

4. Фирмам, стремящимся выйти в лидеры, рекомендуется при формировании стратегии развития применять опережающую базу сравнения, ориентированную на конкурентоспособность объекта в момент выхода с ним на рынок.

5. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

6. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров. 
 
 
 

Приложение №1.

 

        Соотношение потребительной  стоимости, качества  и полезного эффекта  товара с точки  зрения степени  использования потребительских  свойств в конкретных  условиях 

Информация о работе Стратегия повышения качества товара