Стратегия повышения качества товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Система показателей качества товара…………………………………………
2. Прогнозирование стратегии повышения качества товара…………………….
3. Основы управления качеством товара…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………………...
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

ксю.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

В табл. В приложении №5 приведены взаимосвязи показателей технологичности объекта и затрат по стадиям его жизненного цикла. На следующем этапе исследований можно конкретизировать вид ресурса (материалы, энергия, труд, амортизация).

Указанные в  табл. В Приложении №5 результаты анализа влияния показателей технологичности на затраты по стадиям жизненного цикла объекта носят обобщенный характер. В реальных условиях результаты могут быть и другими. Главная идея заключается в том, что для всеобщей экономии ресурсов необходимо в каждом конкретном случае исследовать взаимосвязи (лучше, если они будут изображены в форме кривых) показателей технологичности объекта и затрат по стадиям его жизненного цикла.

6. Эстетичность товара

Эстетичность - комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. Менее эстетичное изделие утомляет человека, отвлекает его внимание от процесса труда, угнетает его психику. В результате ухудшается использование изделия во времени, повышается брак в работе, снижается его продуктивность. Эстетичность обусловливается рядом простых свойств, как например, форма, гармония, композиция, стиль и т.д.

Конструирование современных изделий должно вестись  с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются  к ним в связи с растущими запросами потребителей, желающих привнести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых и чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид.

Придание объекту  модного, красивого внешнего вида, строгих лаконичных очертаний, подчеркнутого выделения вертикальной или горизонтальной компоновки, соблюдение эстетических пропорций и пр. обычно не только не противоречит предъявляемым к объекту техническим и эксплуатационным требованиям, а наоборот, подчеркивает стремление создать наиболее рациональную и экономичную конструкцию.

В основе эстетических требований лежат условия рациональной композиции изделия, важнейшими из которых  являются: соответствие форм проектируемой  конструкции ее служебному назначению и условиям ее будущей эксплуатации; гармоничное сочетание формы изделия и технологического содержания выполняемой им работы; выражение характерного для изделия его основного свойства (тяжеловесность, мощность, легкость, динамичность, быстроходность и пр.); соблюдение гармоничности размерных пропорций.

Последнее условие  рациональной компоновки сводится к  соблюдению так называемого "золотого сечения", при котором соотношение  длин линейных отрезков подчиняется  правилу:

Немаловажное  значение при конструировании рабочих  машин имеет и рациональное использование  цвета для создания зрительного  фона, яркость которого по сравнению  с обрабатываемым предметом не должна отличаться больше чем на 20%.

В настоящее  время используются рекомендации по цветовой отделке разных частей машины и оборудования, например, неподвижные  части металлорежущих станков должны окрашиваться в светло-зеленый цвет, движущиеся - в кремовый, транспортеры - в зеленый, термическое оборудование - в алюминиевый, гидравлическое - в зелено-голубой цвет и т.д.

Работы, связанные  с эстетикой конструирования, ведут  художники-конструкторы (дизайнеры) и  скульпторы, которые совместно с  конструкторами строят специальные модели (в натуральную величину или уменьшенные), используя различные материалы. Моделирование позволяет отработать компоновку, пропорции, цветовую гамму, удобство расположения органов управления.

Рациональная  архитектурная форма объекта, его композиционная стройность и выразительность цветового оформления, разумно сочетаясь с его техническими параметрами, обеспечивает ему те качества, которые требуют потребители.

7. Показатели стандартизации  и унификации объекта

Стандартизация и унификация предусматривают рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.

К показателям  стандартизации и унификации относятся  следующие:

а) коэффициент  стандартизации объекта

, (3.7)

где

  • Нст - количество типоразмеров (наименований) составных частей объекта, выпускаемых по государственным, республиканским стандартам, стандартам фирмы (предприятия), кроме стандартных крепежных изделий;
  • Н - общее количество типоразмеров составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий);

б) коэффициент  межпроектной унификации комплектов конструкции  объекта (см. формулу 3.3);

в) коэффициент  повторяемости составных частей объекта

, (3.8)

где

  • n - общее количество составных частей объекта (без стандартных крепежных изделий), шт.

Кроме перечисленных  показателей, также рассчитываются и анализируются коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и др. элементы. Оптимальный уровень унификации определяется на основе экономических расчетов, учитывающих затраты по стадиям жизненного цикла объекта (табл. в приложении №6).

Таким образом, оптимальный уровень унификации определяется на основе расчета производственных и эксплуатационных затрат (рис. В приложении №7).

Анализ рис. В приложении №7. показывает, что с повышением уровня унификации затраты в сфере производства снижаются, а в сфере эксплуатации, наоборот,- увеличиваются, т.к. приходится применять один и тот же унифицированный объект в разных условиях, иногда с его недогрузкой. Поэтому оптимальный уровень унификации (Kм.у.опт) определяется на основе суммарных затрат (Зс). Этот подход приемлем для изделий крупносерийного и массового производства, для которого доля затрат в сфере производства незначительна, уровень унификации определяется по единому крите- рию - величине суммарного полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл.

Почему и как  изменяются затраты при повышении  уровня унификации? Рассмотрим пример (табл.приложение №8).

После унификации вместо болтовых соединений диаметром 3 мм в количестве 500 шт. стали применять  болтовые соединения диаметром 4 мм, вместо 5-6, вместо 8 мм стали применять 10 мм. После унификации программы выпуска  изделий увеличились в 2-4 раза. Какой  эффект от такой унификации? В 2 раза сократилось количество типоразмеров режущего и мерительного инструмента, сократился объем оборотных средств и площадь складских помещений, снизилась трудоемкость изготовления за счет фактора масштаба. Какие потери от унификации? Масса унифицированных изделий примерно в 2 раза больше неунифицированных, т. к. вместо, например, 500 штук болтовых соединений диаметром 3 мм применили соединения 4 мм и т.д. Поэтому нужно все считать по конкретным данным.

Представляет  интерес анализ влияния унификации на производственные экономические показатели (рис. в приложении 9 ).

Для изделий  одного из объединений

,
.

По результатам  исследования влияния уровня унификации объекта на отдельные технико-экономические  показатели можно делать только частные  выводы и находить резервы улучшения  этих показателей при условии, что другие показатели (качество, затраты у потребителя) не ухудшатся.

8. Патентно-правовые  показатели объекта

Патентно-правовой уровень промышленного изделия  оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной  защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Официальным документом, свидетельствующим о патентной  защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый  в соответствии с ГОСТ 2.110-68.

Показатель патентной  защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.

Показатель патентной  чистоты характеризует возможность  беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках.

Товар обладает патентной чистотой в отношении  данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

При определении  показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации (СССР), а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.

Для вновь разрабатываемых  товаров это требование можно  выполнить, обеспечив им патентную  чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в  данной области.

   2. Прогнозирование стратегии повышения качества товара

Стратегия повышения  качества товара является важнейшей  составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, отстающие (уступающие) аналогичным показателям товаров конкурентов.

Научные подходы, принципы и методы прогнозирования  были рассмотрены в п.п. 1.4 и 1.5.

Этапы прогнозирования  стратегии повышения качества товара следующие:

  • 1) маркетинговые исследования рынка данного товара (см. п. 2.4), изучение механизма действия закона конкуренции (см. п. 2.1);
  • 2) системный анализ и выявление проблемы повышения качества товара по его важнейшим показателям (см. п. 1.5 и 3.1);
  • 3) поиск и обработка информации (см. п. 6.2);
  • 4) выбор базы сравнения для прогнозирования стратегии повышения качества товара;
  • 5) выявление возможностей ресурсного обеспечения решения проблемы (см. п. 6.2);
  • 6) разработка и экономическое обоснование прогнозов повышения качества товара (см. п. 1.5);
  • 7) оформление документов по прогнозированию стратегии повышения качества товара.

Первые три  этапа прогнозирования стратегии  повышения качества товара более  подробно рассмотрены в других разделах пособия.

Рассмотрим 4-й  этап: выбор базы сравнения для  прогнозирования стратегии повышения  качества товара. Этот выбор базируется на следующих альтернативных подходах:

  • а) база сравнения - показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент;
  • б) база сравнения - показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара фирмы;
  • в) опережающая база сравнения.

Процесс прогнозирования  стратегии повышения качества товара требует проведения маркетинговых  исследований с целью определения  отставания товара фирмы от товаров  конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости (рис.в приложении №10).

Выпускаемый образец  в 1997 г. в точке "А" (см. рис.в приложении №10.) имеет параметр качества, равный П1, лучший образец конкурентов в точке "Б"- П2. Значит, в 1997 г. отставание выпускаемого образца от лучшего составляет П2-П1. Однако лучший образец проектировался примерно в 1995 г., поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений в данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках (точка "В" на рис.в приложении №10). Еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской, технологической документации, для его изготовления и внедрения у потребителя.

При ориентации стратегии повышения качества товара на лучший образец конкурентов к моменту внедрения нового образца у потребителя (1999 г.) отставание от лучших достижений (тенденций научно-технического прогресса) составит П4-П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. Эта стратегия приемлема при достаточно высоком имидже фирмы или товара, существовании крайней необходимости улучшения каких-либо показателей качества товара и, конечно, при ограниченности ресурсов на повышение качества товара.

Некоторые фирмы  стратегию повышения качества товара ориентируют на тенденции научно-технического прогресса в данной области на начало освоения нового образца в  серийном производстве (точка "Г", 1998 г.). Эта стратегия приемлема при отсутствии качественной информации (и, соответственно, высокой неопределенности решения), экспериментальной базы и средств для коренного улучшения товара.

Информация о работе Стратегия повышения качества товара