Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конкурентном рынке. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, положением фирмы в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1 Понятие конкуренции и её место в рыночной экономике
1.2 Типология конкурентных стратегий и анализ конкурентной среды предприятия.
Глава 2. Анализ поведения туроператорской компании «Pegas Touristik» в условиях конкуренции
2.1. Характеристика туроператорской компании «Pegas Touristik»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды туроператорской компании «Pegas Touristik»по критерию конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Преимущества туроператора «Pegas Touristik»:
рейсы выполняются на комфортабельных авиалайнерах;
квалифицированные гиды;
современный автопарк на всех предлагаемых курортах;
тщательная организация и подготовка персонала;
прочные партнерские отношения с отелями;
гарантированно качественные турпродукты.
Компания «Pegas Touristik» постоянно разрабатывает туристические маршруты в новых странах и направлениях. Особенный упор туроператором «Pegas Touristik»делается на экскурсионное обслуживание.
Конечно, как и для большинства турфирм, основными направлениями являются для компании «Pegas Touristik» Египет и Турция. Средний прирост клиентов в компании «Pegas Touristik» по Турции составляет 40 процентов в год. Это связано с доступностью услуг турецких отелей, а также, несомненно, раскрученностью данного направления среди российских потребителей, но стоит отметить и заслуги туроператора, не теряющего оборотов.
Туроператором «Pegas Touristik» осуществляется визовая поддержка, соответственно законодательным нормам. Осуществляется выдача документов для выписки авиабилетов [13].
По подсчетам маркетологов фирмы, число заказчиков, пользующихся услугами туроператора «Pegas Touristik», возрастает каждый год. Например, в самых популярных направлениях отмечено увеличение количества отдыхающих в среднем на 30–50 процентов.
Благодаря скидкам «Pegas Touristik»услуги доступны практически всем социальным слоям. Кроме того, туроператор охватывает все ценовые категории — здесь можно забронировать как гостиницу уровня среднего хостела, так и люкс-апартаменты [13].
Матрица SPACE — ценный метод анализа конкурентного положения компании. Он определяет стратегическое положение организации в отрасли. Анализ проводится по группе критериев:
финансовая сила предприятия (ФП);
конкурентоспособность предприятия (КП);
привлекательность отрасли (ПО);
стабильность отрасли (СО) [11];
Каждый критерий необходимо оценивать по шестибальной шкале, в которой оценка 0 – худшая оценка показателя, а 6,соответственно, лучшая, а на основе этого выводить среднестатистическую оценку показателя.
Суть метода в том, что при анализе вышеизложенных критериев можно оценить преимущества фирмы и выбрать соответствующую стратегию дальнейшего развития [14].
Критериями финансовой силы предприятия являются:
рентабельность. Рентабельность предприятия имеет тенденцию к росту, но не достигает установленных нормативных значений. Оценка – 2 балла;
динамика прибыли. Нет четких тенденций к увеличению либо к уменьшения. Прибыль имеет скачкообразный вид. Оценка – 1 балла;
уровень финансового состояния. Многие показатели, используемые при классическом анализе финансового состояния имеют существенные отклонения от нормативных значений. Однако следует учитывать специфику предоставляемых услуг и время их предоставления. И если в краткосрочном периоде эти показатели указывают на кризис неплатежеспособности, то в долгосрочном периоде могут быть вполне приемлемыми. Оценка – 3 балла.
Критериями конкурентоспособности предприятия являются:
доля предприятия на рынке. Долю рынка в данном виде деятельно можно подсчитать лишь примерно, взяв за основу количество рейсов и среднее количество перевозимых пассажиров. Предприятие производит 11,66% от общего объема туристических услуг на рынке России по данному направлению, занимая четвертое место. Максимальное значение этого показателя на рынке России в данном направлении – 20,32% у фирмы TEZ TOUR. Оценка – 4 балла;
конкурентоспособность продукции ООО «Пегас Туристик». Оценка - 5 баллов;
рентабельность реализованных услуг. Значение рентабельности низкое. Оценка – 2 балла.
Критериями привлекательности отрасли являются:
уровень прибыльности отрасли. В связи с ростом доходов населения наблюдается повышение спроса на услуги более высокого качества, в т.ч. и туристические. Покупатель стремиться максимизировать комфорт своего отдыха, что обеспечивает высокую прибыльность отрасли в целом. Следует, однако, учитывать, что данная отрасль обладает повышенным риском. Оценка – 4 балла;
стадия жизненного цикла отрасли. Отрасль находится на стадии роста и расширения. Оценка – 5 баллов;
зависимость развития отрасли от конкуренции. Развитие отрасли базируется на жесткой конкурентной борьбе за потребителя и долю рынка в целом. Оценка – 6 баллов.
Критериями стабильности отрасли являются:
стабильность прибыли. В целом спрос на продукцию в отрасли туризма постоянен. Спрос же в областях специализации колеблется в зависимости от сезона. Оценка – 3 балла;
уровень развития инновационной деятельности. В связи с высокой степенью зависимости отрасли от конкуренции поддерживается постоянно высокий уровень развития инновационной деятельности. Оценка – 5 баллов;
маркетинг и рекламные возможности. Возможности маркетинга и рекламы предоставляют компаниям широкий выбор инструментов продвижения товаров и являются первоисточником привлечения клиентов. Оценка – 6 баллов.
Этот анализ был проведён, для определения конкурентоспособности предприятия (табл.4)
Таблица 4
Оценка потенциала ООО «Pegas Touristik» методом Space-анализа
Критерий | Оценка баллов | Весомость | Взвешенная оценка баллов |
ФИНАНСОВАЯ СИЛА ПРЕДПРИЯТИЯ (ФС) | |||
Рентабельность | 2 | 0,33 | 0,66 |
Динамика прибыли | 1 | 0,17 | 0,17 |
Уровень фин.состояния | 3 | 0,5 | 1,5 |
Общая оценка критериев | 2,33 | ||
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (КП) | |||
Доля предприятия на рынке | 4 | 0,36 | 1,44 |
Конкурентоспособность продукции | 5 | 0,45 | 2,25 |
Рентабельность реализованной продукции | 2 | 0,18 | 0,36 |
Общая оценка критериев | 4,05 | ||
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ (ПО) | |||
Уровень прибыльности отрасли | 4 | 0,27 | 1,08 |
Стадия ЖЦ отрасли | 5 | 0,33 | 1,65 |
Зависимость развития отрасли от конкурен. | 6 | 0,4 | 2,4 |
Общая оценка критериев | 5,13 | ||
СТАБИЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ (СО) | |||
Стабильность прибыли | 3 | 0,21 | 0,63 |
Уровень развития инновационной деятельности | 5 | 0,36 | 1,8 |
Маркетинг и рекламные возможности | 6 | 0,43 | 2,58 |
Общая оценка критериев | 5,01 |
На основе этих данных строим график (рис.4).
Х= ПО – КП = 5,13– 4,05 = 1,08
У= ФС – СО= 2,33 – 5,01 = -2,68
Рис.4. Вектор рекомендованной стратегии
Стратегическое положение компании, в общем, классифицируется как:
агрессивное (рынок растет, экономика стабильна);
конкурентное;
консервативное (рынок стагнирует или сокращается, но экономические условия стабильны);
оборонительное [15].
Исходя из графика вектор рекомендованной стратегии для ООО «Pegas Touristik» находится в правом нижнем квадрате, что означает – конкурентная стратегия. Конкурентная позиция характерна для привлекательных отраслей в сравнительно нестабильном окружении.
Рекомендации по поведению фирмы «Pegas Toutistik», избравшей данную стратегию:
аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для усиления рыночного потенциала;
укрепление службы реализации (продаж);
расширение и/или корректировка ассортимента выпускаемой продукции;
инвестирование в повышение производительности;
сокращение издержек;
мероприятия по защите и сохранению конкурентного преимущества на растущем рынке;
слияние с компанией, обладающей значительными ресурсами денежных средств [12].
Кроме SPACE-анализа для оценки конкурентоспособности целесообразно проводить еще и SWOT-анализ (Strengths –сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности и Threats – угрозы), который позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы [15].
Сильные стороны:
международная компания;
высокая доля рынка;
квалифицированный персонал;
широкий спектр предложения в обслуживаемом направлении;
предприятие занимает сильную и устойчивую позицию на рынке;
предприятие обслуживает надёжная на российском рынке страховая компания;
предприятие предоставляет юридическую поддержку;
заблаговременная выписка документов;
доставка документов;
предоставление профессиональных консультация для агенств;
собственная стойка в аэропорту;
наличие собственной кассы банка в помещении филиала;
проведение семинаров для сотрудников агенств.
Слабые стороны:
зависимость от работы агентств;
нет непосредственного контакта с покупателями;
персонал стороны приема в лице новичков;
нет возможности снизить затраты, так как себестоимость пакета услуг основывается на уже готовых ценах компаний-поставщиков;
сезонность предлагаемых услуг;
поздние вылеты;
централизованность управления, отсутствие гибкости;
отсутствие планирования на предприятии;
отсутствие мотивации персонала, отличной от материальной.
Возможности:
расширение географии компании;
проведение более глубоких исследований рынка и укрепление позиций своего бренда, как самостоятельной единицы.
Угрозы:
зависимость от работы агентств;
зависимость от работы авиакомпаний;
зависимость от погодных и климатических условий;
форс-мажоры;
централизованность управления, отсутствие гибкости;
отсутствие планирования на предприятии;
отсутствие мотивации персонала, отличной от материальной.
Знание таких факторов является необходимым для разработки правильной стратегии маркетинга и понимания на какие сегменты следует обратить более пристальное внимание и какие позиции удерживать.
После проведения SWOT-анализа можно сделать ряд рекомендаций для фирмы:
увеличить ассортимент предлагаемых услуг (расширить географию компании);
ещё более развивать собственное транспортное и экскурсионное обслуживания;
постоянно повышать профессионализм и опыт сотрудников (лекции, семинары, курсы);
поддерживать имидж компании, укреплять уже существующие позиции своего бренда;
мотивировать персонал на достижение более высоких результатов (не только материально);
расширять ассортимент туров, интересных в период межсезонья и в не сезон;
расширять круг потребителей (развивать другие виды туризма);
Информация о работе Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции