Стратегия инновационного менеджмента: теоретические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

В мировой экономической литературе «инновация» обычно понимается как превращение потенциального научно - технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Часто можно встретить толкования понятия «инновация» по определенным признакам, таким как:
содержание;
внутренняя структура;
масштаб инноваций;
параметры жизненного цикла;
прочее.

Работа содержит 1 файл

глава1.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Инновационная деятельность присуща всем сферам хозяйствования: как промышленности, так и сфере услуг, как сельскому хозяйству, так и сфере высоких технологий. Причем инновационной деятельностью занимаются как специализированные организации (инновационные предприятия, научные организации), так и отдельные подразделения фирм.

      Инновационная деятельность – это часть менеджмента  фирмы, причем одна из наиболее значимых. Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые  требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем. Так возник инновационный менеджмент, представляющий собой совокупность принципов, методов, форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом /37/.

      Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивает важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. На рис.2 представлены основные организационные формы инновационной деятельности.

        
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Организационные  формы инновационной деятельности /7/ 

      Современная инновационная фирма характеризуется  многообразием организационных  структур, возникающих вследствие как  многовариантности и малой детерминированности  инновационных процессов, так и  несовершенства форм коммерциализации и финансирования инновационной деятельности.

      Инновационная деятельность, основанная на рациональности и полезности, не мыслится автором  без вознаграждения индивидуальных усилий, умственной энергии и изобретательности. С этих позиций инновационная  деятельность есть эффективное сочетание технологии и организации с предпринимательской этикой. Рынок становится универсальным посредником между этапами производства и потребления, что лишает смысла внеэкономическое принуждение, придает динамизм всем ресурсам общества: финансовым, сырьевым и трудовым.

      Подводя итог вышесказанному следует отметить, что инновационная деятельность существовала всегда, оказывая огромное влияние на экономические, социально-политические процессы. Благодаря своей значимости ИД получила широкое распространение, что подтверждается статистическими данными, и способствовала возникновению нового направления в науке и искусстве управления – инновационному менеджменту.

      В условиях усиления роли новых технологий как фактора экономического роста  и развития инновационная деятельность должна стать общей стратегической целью, а не частной функциональной задачей. 
 

1.3.Взаимосвязь  стратегического  и инновационного  менеджмента в  деятельности организации  

     На  рынке каждый хозяйствующий субъект  самостоятельно определяет условия сохранения конкурентоспособности. В общем виде эти условия состоят в развитии технологии и продукции, расширении рыночных сфер и совершенствовании сбыта, накоплении резервов и целенаправленном совершенствовании бизнеса. Такая стратегия хозяйствующего субъекта опирается на инновационный характер деятельности и по существу является инновационной стратегией.

     Стратегия в общем виде – это поиск  наиболее результативных вариантов  ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с  главными целями предприятий и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и ожидаемой в будущем. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые возможности /25/.

     В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития фирмы. Целенаправленная инновационная деятельность превратилась в важнейший фактор эффективности предприятий.

     Единой  для всех инновационных предприятий  модели инновационной стратегии  не существует. Каждое ИП, действующее  в рыночной экономике, уникально  по своим характеристикам. Следовательно, и стратегии инновационной деятельности отличаются многообразием. Выбор стратегии зависит от многих факторов, в том числе от рыночной позиции ИП, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала ИП, производимого продукта или услуги, состояния экономики, культурной среды и др.

     Рассмотрим  основные виды стратегий инновационной  деятельности.

  1. Традиционная. Фирма не стремится ни к чему другому, кроме повышения качества выпускаемых продуктов. При такой стратегии есть полная гарантия, что в долгосрочной перспективе эта фирма отстанет сначала в технико-техническом, а затем и в экономическом отношении.
  2. «Оппортунистическая». Фирма занята поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым она в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование таких «целей» предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. Но и в этом случае высока степень риска быстрой утраты монопольного положения.
  3. Имитационная. Новая технология приобретается у других, например, путем закупки лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем собственные разработки, новые изобретения. Эта успешная стратегия, но для адаптации изобретения, для создания на его основе ориентированного продукта необходимы высокая специальная квалификация и целый комплекс мер по поддержанию достигнутого уровня. Имитационной стратегией часто пользуются японские фирмы, выпускающие товары высочайшего качества и дизайна, но по чужим технологиям, на основе творческой модернизации, усовершенствования и великолепного знания рынка. Так поступила компания «Хиттори» с часами «Сейко», в основе которых лежала швейцарская идея. Так захватила мировой рынок радиоприемников фирма «Сони», воспользовавшись идеей американской фирмы «Белл лабораториз».
  4. Оборонительная. В фирме исследования и разработки ведутся без претензии на то, чтобы занять ведущие позиции. Их цель состоит в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и при случае повысить технический уровень производства. Это весьма затратоемкая стратегия, не устраняющая риска утраты фирмой позиций.

     Организации, придерживающиеся этой стратегии, не стремятся или не имеют возможности проводить инновационные разработки. Они в большей мере ориентированы на то, чтобы перенять опыт и достижения других.

  1. Зависимая. Это стратегия мелких фирм, которым крупные корпорации передают для производства новый продукт или производственный метод.
  2. Наступательная. Различают активно-наступательную и умеренно-наступательную стратегии. При выборе активно-наступательной стратегии цель фирмы – быть первой на рынке. Эта стратегия требует высокой квалификации и большой организаторской работы, но у нее много преимуществ. Для нее необходимы:
  • хорошо организованный, эффективный инновационный процесс;
  • наличие новаторов-творцов;
  • руководство, склонное к новым идеям, нетрадиционно мыслящее;
  • возможность распределения риска;
  • хорошее знание рынка, маркетинговая организация.

      Умеренно-наступательная стратегия – это позиция второго самого лучшего производителя. Основная цель этой стратегии – обезопасить себя от риска, которому подвергаются первые, ставшие на путь нововведений, но в то же время не опаздывать и стремиться не отставать от тех, кто ввел уже новшества /30/.

      Как известно, идентификация или определение  стратегии - лишь начальный этап стратегического  менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен схемой на рис. 3. 
 
 

 
 

Рис. 3. Стратегическое управление инновациями 

      Практически фирма может применять различные  типы стратегии, но для этого требуются  определенные предпосылки.

      Для выработки стратегических установок  необходимо моделировать жизненный  цикл продукта, оценить его место  на рынке и динамику производственных издержек в перспективе.

     На  начальном этапе развития предприятие  обычно не может избрать наступательную стратегию. Наиболее подходящей является стратегия традиционного типа. В  последствии, от развития фирмы, от ее руководящего состава зависит, как быстро она сумеет перейти от положения имитатора, использующего чужие результаты научно-технического развития, к наступательной стратегии, основанной на собственных креативных возможностях.

     Наступательная  инновационная стратегия основывается не на разовой инновации, а на целой серии инноваций. Она ориентируется на реализацию не краткосрочных или среднесрочных интересов, а на достижение более долгосрочных целей. Эта стратегия представляет собой сложную управленческую задачу, сопровождается большим риском и большими трудностями, однако в случае последовательной реализации она может привести к высокой отдаче. Именно такая стратегия наилучшим образом отвечает современным условиям.

     В современных быстроменяющихся социально-политических условиях перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала.

     Концепция стратегического менеджмента позволяет  организации добиваться поставленных целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.

     Стратегический  менеджмент  представляет собой  деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Стратегический менеджмент – это область научных знаний, охватывающая методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации для достижения целей организации /17/.

     Задачей стратегического менеджмента является достижение целей организации путем оптимального использования ее внутренних переменных с учетом факторов внешней среды и приведение потенциала организации в соответствие с требованиями изменяющейся внешней среды для обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования в будущем.

     Стратегическому менеджменту присущи следующие  функции.

  1. Планирование. Предполагает определение целей организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь установленных целей.
  2. Организация. Функция организации заключается в создании определенной структуры, содействующей выполнению плана организации.
  3. Мотивация. Задача данной функции заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью делегирования конкретных заданий. Воздействие на побудительные мотивы работников позволяет организации функционировать более эффективно.
  4. Контроль. Контролем называется процесс, обеспечивающий проверку достижения организацией намеченной цели.

     Интересно рассмотреть взаимосвязь стратегического и инновационного менеджмента. Тенденция развития и влияния НТП свидетельствует об актуальности интеграции стратегического и инновационного менеджмента. Ведь любая стратегия – это изменения, а любые изменения, направленные на совершенствование какого-либо процесса – это инновация.

     Взаимопроникновение стратегического и инновационного управления может привести к тому, что возможно в будущем эти  два вида менеджмента, один из которых  относится к общему управлению (стратегический), другой к функциональному (инновационный), полностью интегрируются. Такое предположение основано на том, что инновации все больше и больше определяют генеральную линию перспективного развития предприятия.

Информация о работе Стратегия инновационного менеджмента: теоретические основы