Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:47, реферат
В мировой экономической литературе «инновация» обычно понимается как превращение потенциального научно - технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Часто можно встретить толкования понятия «инновация» по определенным признакам, таким как:
содержание;
внутренняя структура;
масштаб инноваций;
параметры жизненного цикла;
прочее.
Глава
1. Стратегия инновационного
менеджмента: теоретические
основы
1.1.
Инновации и организационные
структуры управления
инновационной деятельностью
В
мировой экономической
Зарубежные ученые (Н. Мончев, И. Перлаки, Б. Санто, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс) практикуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Так, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно – организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.
В
соответствии с международным стандартом
инновация определяется как конечный
результат инновационной
В
отечественной экономической
Так, по мнению С.В. Валдайцева, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева и ряда других российских ученых – экономистов, вышеназванные термины являются синонимичными, в то время как С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, З.Л. Румянцева, Н.А. Соломатин противоположного мнения, вкладывали в эти понятия следующие значения:
Весьма проблематично дать определение термину «инновация», включив в него все специфики с учетом классификации инноваций. По этой причине был проведен анализ сущности понятия «инновация» четырнадцатью учеными – экономистами, определивших этот термин как «процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности Человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» /2/.
Следовательно,
инновация может
В последнем случае речь идет об инновационном процессе – процесс преобразования научного знания в инновацию, который представляет собой последовательную цепь событий, в ходе которых инновация трансформируется из идеи конкретный продукт, технологию, услугу и распространяется при практическом использовании.
В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается стадией внедрения, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Инновационный процесс не прерывается и после стадии внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынка, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологии). Данный процесс начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей. Но «положительный выход» из фундаментальных исследований составляет лишь 5-10%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями могут себе позволить лишь крупные корпорации и государство. В этом контексте интересна информация о финансировании научных исследований различными государствами, представленная на рис.1.
Рис.1. Расходы
на научные исследования и разработки
(справа - % от ВВП, слева – в млрд.
долларов ВВП) /9/
Очевидно, что из-за малого финансирования НИОКР из средств федерального бюджета в РФ, наблюдается слабая динамика развития инновационной деятельности.
Второй стадией процесса создания и освоения новой техники являются прикладные исследования. Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
Завершающей стадией процесса создания и освоения новой техники является освоение промышленного производства новых изделий, включающее научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.
Второй стадией инновационного процесса является процесс промышленного производства. На этой стадии происходит материализация знаний; исследования подходят к логическому завершению.
Процесс промышленного производства включает два этапа:
Первый этап – непосредственное производство новой продукции в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей.
За
производством инноваций
Таким образом, инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.
Во многом инновационная активность зависит от типа субъекта инновационного процесса, который можно разделить на следующие группы:
Новаторы – генераторы научно-технических знаний. Как правило, это индивидуальные изобретатели и исследовательские организации.
Ранними реципиентами являются предприниматели, первыми освоившие новшество. Их главная цель – получение дополнительной прибыли из-за быстрого продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.
К первому большинству относятся фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
В экономической литературе приведен ряд классификаций инноваций по разным признакам. Изучив классификации таких ученых как А.И. Пригожина, М. Хучека, П.Н. Завлина, С.Д. Ильенковой мы пришли к убеждению, что наиболее полную и детально разработанную классификацию предлагает господин Завлин, которая представлена в Приложении 1. Он выделяет 12 классификационных признаков, по которым подразделяются инновации.
Так, по значимости в экономическом развитии инновации делятся на базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Улучшающие (приростные) инновации связаны с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. Под псевдоинновациями подразумеваются эстетические, а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов.
По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли. Рационализирующие – сходны по значению с улучшающими инновациями. Замещающие предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций.
По
масштабам распространения
По роли в процессе производства выделяют основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые – расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические – составляют базис крупных технологических систем, основные технологические – развивают имеющиеся базисные технологии.
По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивная инновация – это обеспечивающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, то есть такие инновации, которые фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая инновация - это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
Таким образом, приведенная классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Она способствует лучшему пониманию сущности инноваций и их предназначения.
Субъектам инновационного процесса – инновационным предприятиям (ИП) – присуща определенная организационная структура. Проводимые исследования показали, что существует прямая зависимость между отдельными характеристиками структуры и результатами инновационной деятельности. Так, например, прослеживается прямая зависимость между вероятностью успешного завершения научных исследований и численностью занятых в проекте, а также числом уровней управления. Организационные структуры предусматривают наличие определенного состава подразделений или отдельных функционеров, находящихся в установленных взаимосвязях и взаимодействии, и в рамках внутриструктурной деятельности того или иного вида, направленной на выполнение определенных функций и на достижение частных и генеральных целей функционирования инновационных предприятий.
Организационная структура – это совокупность научных, конструкторских, проектных, технологических и информационных подразделений (лабораторий, отделов, секторов, групп), осуществляющих основную творческую деятельность по созданию интеллектуального продукта – инноваций определенного профиля и специализации, а также производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, обеспечивающих выполнение тематических планов НИОКР и реализацию созданных инноваций /25/.
Информация о работе Стратегия инновационного менеджмента: теоретические основы