Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:16, реферат
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.
Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.
Анализ окружающей
среды необходим при
Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:
внешней среды;
непосредственного окружения;
внутренней среды организации.
Анализ внешней
среды включает изучение влияния
экономики, правового регулирования
и управления, политических процессов,
природной среды и ресурсов, социальной
и культурной составляющих общества,
научно-техническое и
Непосредственное
окружение анализируется по следующим
основным компонентам: покупатели, поставщики,
конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает
те возможности, тот потенциал, на который
может рассчитывать фирма в конкурентной
борьбе в процессе достижения своих
целей. Внутренняя среда анализируется
по следующим направлениями:кадры фирмы,
их потенциал, квалификация, интересы
и т.п.; организация управления; производство,
включая организационные, операционные
и технико-технологические характеристики
и научные исследования и разработки;
финансы фирмы; маркетинг;
Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений
развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица BCG, Mc Kincey и др.).
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:
конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.
Реализация стратегии
является критическим процессом, так
как именно он в случае успешного
осуществления приводит предприятие
к достижению поставленных целей. Реализация
стратегии осуществляется через
разработку программ, бюджетов и процедур,
которые можно рассматривать
как среднесрочные и
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:
Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.
Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии:
Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
Решения по поводу организационной структуры.
Проведение необходимых изменений на фирме.
Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.
Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.
Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление можно встретить, планируя изменения, уменьшить до возможного минимума это сопротивление и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.
1.Сущность
и основные понятия
Термин
«стратегическое управление» был введён
в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для
того, чтобы отражать отличие управления,
осуществляемого на высшем уровне, от
текущего управления на уровне производства.
Необходимость проведения такого различия
была вызвана в первую очередь изменениями
в условиях осуществления бизнеса. В качестве
ведущей идеи, отражающей сущность перехода
к стратегическому управлению от оперативного
управления, явилась идея необходимости
переноса центра внимания высшего руководства
на окружение для того, чтобы соответствующим
образом и своевременно реагировать на
происходящие в нём изменения, своевременно
отвечать на вызов, брошенный внешней
средой.
Стратегическое управление-область деятельности
высшего руководства фирмы, главная обязанность
которого состоит в определении предпочтительных
направлений и траекторий развития фирмы,
постановке целей, распределении ресурсов
и всего того, что даёт фирме конкурентные
преимущества.
Анализ специальной литературы убеждает
в том, что в настоящее время отсутствует
единое определение понятия стратегического
управления.
Существует целый ряд определений стратегического
управления, в которых делается упор на
различные его аспекты и особенности,
приводящие к неопределённости границ
понятия.
И.Ансофф в работе «Стратегическое управление»
так определил содержание данного понятия:
«Деятельность по стратегическому управлению
связана с постановкой целей и задач организации
и с поддержанием ряда взаимоотношений
между организацией и окружением, которые
позволяют ей добиваться своих целей,
соответствуют её внутренним возможностям
и позволяют оставаться восприимчивой
к внешним требованиям». В книге О.С. Виханского
«Стратегическое управление» под стратегическим
управлением понимается «такое управление
организацией, которое опирается на человеческий
потенциал как на основу организации,
ориентирует производственную деятельность
на запросы потребителей, гибко реагирует
и производит своевременные изменения
в организации, отвечающие вызову со стороны
и позволяющие добиваться конкурентных
преимуществ, что в совокупности даёт
организации возможность выживать в долгосрочной
перспективе, достигая при этом своих
целей»
Информация о работе Стратегическое управление. Основные понятия и определения