Понятие и сущность стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое управление – практика сознательного и постоянного совершенствования организаций и искусство принятия решения является главным при выполнении этой задачи. Принятие решения – выбор действия, направленных на решение проблемы или извлечения выгоды из представившейся возможности, - является важной составной частью менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Контрольная (2).docx

— 52.57 Кб (Скачать)

    Глава 1. Понятие и сущность стратегического  управления и лидерства.

    1.Понятие  и особенности  стратегического  управления. 

                     "Эффективный менеджер живет в сегодняшнем дне,

                                        но  концентрируется  на будущем"

                                                                                       Джеймс Л. Хейес 
 

    Стратегическое  управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

    Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные  подразделения и функциональные зоны организации.

    Предметом стратегического управления являются:

    1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

    2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

    3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

    Проблемы  стратегического управления чаще всего  возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.

    Стержнем  стратегического управления выступает  система стратегий, включающая ряд  взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение  внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого  результата. Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:

    В каком положении предприятие  находится в настоящее время?

    В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?

    Каким способом достичь желаемого результата?

    Для решения первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического  управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.

    Стратегическое  управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в  процессе его осуществления. Основные из них:

    Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.

    Целенаправленность  стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии  должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность  свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации  и нацеленность управленческого  процесса на решение конкретных проблем.

    Гибкость  стратегического управления. Подразумевает  возможность внесения корректив  в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.

    Единство  стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны  между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается  посредством консолидации стратегий  структурных подразделений, взаимного  согласования стратегических планов функциональных отделов.

    Создание  необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного  выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.

    Таким образом, сущность стратегического  управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.1 
 

    2.Сущность  стратегического  лидерства. 

    Отличительной особенностью лидерства на стратегическом уровне – по сравнению с лидерством на уровне команды или на уровне операций – является то, что лидер берет на себя ответственность за создание правильного баланса между целым, т.е. корпоративными нуждами, и составляющими - как крупными (например, функции), так и мелкими (например, команды и отдельные личности).

    Стратегическое  лидерство дает ответ на два вопроса:

    Что? – путем определения видения, указания направления и создания предпосылок для роста;

    Как? – путем создания для организации  такого плана действий, который позволит ей раскрыть свой потенциал полностью; путем создания корпоративного бизнес-портфеля, определения того, какие направления бизнеса в нем должны находиться, каковы требования к их продуктивности и какие типы стратегических альянсов имеет смысл создать; а также путем определения средств, необходимых для достижения корпоративных целей, таких как корпоративная культура, корпоративные ценности и методы совместной работы.2

    Даже  лучшая стратегия может остаться нереализованной, если у компании нет  каркаса из лидеров, обладающих необходимыми качествами и оптимально рассредоточенных на всех уровнях организации.

    Секрет  успешного стратегического управления довольно прост: разработайте отличный стратегический план, примените его, осуществите, и пожинайте плоды. Но сказать легче, чем сделать. Взять на себя лидерство, быть "запальной свечой", проникать внутрь проблем, получать желаемый результат, обучая других, все это - тяжелая задача. Более того, менеджер по стратегии должен уметь играть множество разных ролей лидера: предприниматель и стратег, администратор и исполнитель стратегии, помощник, наставник, оратор, распределитель ресурсов, советчик, политик, ментор и любимый руководитель. Иногда ему нужно быть авторитарным и твердолобым, иногда уметь прислушаться к мнению других и пойти на компромисс, а в ряде случаев лучше всего срабатывает совещательный, коллегиальный подход. Во многих случаях требуется его постоянное присутствие, в то время как в других - только краткое церемониальное появление, а детали могут быть поручены подчиненным.

          Можно предположить, что для российских менеджеров, в  отличие от их европейских или  американских коллег, признание ценности того или иного качества лидерства  не означает возможности строить  свои реальные модели поведения при  управлении компанией в соответствии с осознанными ими же самими оптимальными технологиями. Поэтому в России осмысление требуемых эффективных моделей  менеджмента идет быстрее, нежели их реализация. Исследования российских авторов дают возможность говорить о том, что личностная харизма, единоначалие, признание статуса в ближайшей перспективе в России вряд ли потеряют свое решающее значение в деятельности менеджера, однако формирование новых ценностей глобального менеджмента все равно будет происходить в соответствии с этими ценностями, несмотря на все трудности работы, а постепенное переосмысление ценностей позволит российским менеджерам накопить необходимый потенциал новых технологий управления, которые они смогут использовать тогда, когда для этого будут созданы более благоприятные условия. Поэтому сегодняшнее "отставание" российских менеджеров в реальной практике управления от своих западных коллег по параметру коллективного лидерства не означает, что в перспективе они не смогут работать с использованием технологий глобального менеджмента. Процесс вписывания российских менеджеров в культуру глобального менеджмента будет происходить по мере того, как будут меняться экономические условия деятельности предприятий, с одной стороны, а с другой - будет накапливаться профессиональный потенциал менеджеров, занимающих ведущие позиции в менеджменте предприятия.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Стратегическое лидерство  и подходы к  его осуществлению.

    1.Природа  проблемы осуществления  стратегического  лидерства. 

    Многие  компании попадают в тупик, когда  дело доходит до реализации стратегии. Зная, чего реально можно достичь, они видят, что полученные результаты совершенно не соответствуют ожиданиям. И лишь единицы понимают, почему все происходит именно так.

    Компании  часто не достигают своих целей  по многим причинам: например, они неправильно  распределяют ресурсы или неверно  исполняют задуманное. Однако даже самые опытные компании столь часто разочаровываются в результатах потому, что упускают из виду один очень важный момент. По-прежнему мало кто понимает, что главное условие успешной реализации новых стратегий - достаточное количество лидеров. И еще меньше тех, кто воспринимает лидерство как отправную точку стратегии. Что имеется в виду, говоря о лидерстве? Если хорошие менеджеры способствуют эволюционным преобразованиям, то лидеры совершают революционные прорывы. Они создают то, чего раньше не было: запускают новые продукты, завоевывают новые рынки или, к примеру, повышают эффективность процессов, одновременно снижая издержки. При этом не подразумевается лишь узкий круг руководителей высшего звена. Как правило, к категории лидеров относится 3-5% сотрудников, которые находятся на всех ступенях организационной иерархии. Благодаря этим людям компания может выйти на принципиально новый уровень эффективности.

    Поскольку смелые стратегии зачастую предполагают прорыв сразу на нескольких фронтах, успех их реализации зависит от того, насколько в организации развито  лидерство. Так, к примеру, при слиянии  или поглощении лидеры, представляющие все бизнес-единицы и функциональные подразделения, нужны для того, чтобы соединить лучший опыт, добиться синергии и обеспечить нормальное функционирование бизнеса. Кроме того, лидеры компаний, участвующих в слиянии или поглощении, должны, не ограничиваясь решением связанных с интеграцией технических задач, заботиться о моральном духе сотрудников и объяснять им, ради чего проводится слияние. Чем масштабнее цели компании или чем радикальнее она меняет свою стратегию, тем острее в ней стоит проблема лидерства.

    Большинство генеральных директоров признает, что  их компаниям нужны лидеры, но мало кто точно знает - сколько именно. Еще меньше тех, кто создает условия для формирования необходимого количества лидеров, которые обладали бы определенными способностями и поэтому могли бы в нужное время реализовать открывающиеся перед компанией возможности.

Информация о работе Понятие и сущность стратегического управления